Краткие истории. Петроглифы Сикачи-Аляна

Jun 09, 2016 20:35

Ещё природа Даль.Востока и о мистической природе

Петроглифы Сикачи-Аляна
Небесный лось и другие каменные картины в амурском селе / Каждую неделю мы выбираем одно место, которое непременно стоит посетить

Население села Сикачи-Алян ~250 человек | Расстояние до Хабаровска 75 км | Самые ранние петроглифы XII тыс. лет до н. э. | Стоимость нанайского халата из рыбьей кожи 10 000 руб. ©Другие краткие истории



Петроглифы в России встречаются также на Алтае, в Карелии, в Хакасии, на Северном Кавказе / Фото: Сергей Балдин
История

Петроглифы встречаются вдоль правого берега Амура в районе сел Сикачи-Алян и Малышево. Они вырезаны на больших б­азальтовых валунах и представляют собой изображения зверей, людей, масок, сцен охоты. Об их существовании местные жители знали всегда, но их научное описание было сделано только в середине XIX века - русским натуралистом и географом немецкого происхождения, исследователем Сибири и Дальнего Востока Ричардом Мааком. Самое серьезное исследование петроглифов провел в 1930-х годах этнограф А. П. Окладников.

Сегодня сохранилось около 150 петроглифов. Предполагается, что раньше их было как минимум в два раза больше: какие-то камни со временем оказались перевернуты и вросли в землю, какие-то очутились в реке. С­оздавались они на протяжении нескольких тысяч лет. На некоторых изображены мамонты, к­оторые водились тогда в этих местах.



По изображениям животных ученые датировали некоторые валуны ледниковым периодом
Из Москвы до Эльтона ежедневно идут 2-3 прямых поезда (около суток в пути)

Назначение петроглифов определить сложно, однако до сих пор для приверженцев шаманизма они являются местами поклонения. В советское время в селе Сикачи-Алян был организован этнографический музей.

Легенда

Название села Сикачи-Алян переводится как «место жительства злых духов» или «место, где спрашивают дорогу в другой мир». По местным поверьям, именно в злых духов превращаются души умерших, если не находят пристанища. Возможно, именно их изображают так называемые личины - рисунки масок на камнях. Они же - шаманские маски, так как шаман способен перевоплощаться в духов.



В 2010 году в РФ насчитывалось около 12 тыс. нанайцев
Вода в Сморогдинском источнике рядом с озером по химическому составу аналогична «Ессентукам-17»

Есть нанайская легенда о том, как именно появились эти рисунки. Согласно ей, когда-то над землей светили три солнца, которые раскалились так, что чуть не убили все живое. Тогда молодой нанайский охотник взял лук и стрелами погасил два светила. Люди изрисовали расплавившиеся от жары камни в память об этом событии, пока те не остыли, а может быть, удивительные существа того времени просто отпечатались в расплавленном базальте.

Отдельные истории есть про некоторые крупные и яркие знаки. Например, лось с орнаментом внутри не простой, а небесный. Каждый вечер он глотает солнце, и всю ночь за ним гонится охотник на лыжах (а лыжня его - Млечный Путь), чтобы к утру снова высвободить для л­юдей свет.

Юлия Никитина
«Русский репортер», №28 (306), 18 июля 2013

интересно, секреты и тайны, исследования и опросы, мистика и оккультизм, язычество, ученые, архе_геология, путешествия и туризм, фольклор, народ и элиты, символы, регионы, хабаровск, культура, природа и экология, памятники и достопримечательности, мифы и мистификации, религии, города и сёла, современность, история, дальний восток, древний мир, музеи и выставки, наука, россия

Previous post Next post
Up