Ещё известные люди музыки
здесь и
здесь Сергей Прокофьев: модернизм и гармония полифонии
Великий композитор умер в один день со Сталиным, и его смерть прошла почти незамеченной / Цикл «Жизнь замечательных людей»
Сергей Прокофьев родился 23 апреля 1891 года в селе Сонцовка на Украине, недалеко от Донбасса в семье ученого-агронома.
©Ещё в
«ЖЗЛ» и ещё о
Прокофьеве Сергей Прокофьев
Воспитывала мальчика мама, которая была хорошей пианисткой, и с самого детства Сергея знакомили с музыкой. Уже с раннего возраста будущий композитор начал проявлять склонность к сочинительству.В возрасте 9-10 лет Прокофьев написал уже две оперы: «Великан» и «На пустынных островах». Затем родители отдают одаренного мальчика на занятия к ведущим композиторам того времени, среди которых были Глиэр и Римский-Корсаков.
В 1908 году 18-летний Прокофьев начинает давать концерты, на которых исполняет собственные произведения. Уже тогда начинает формироваться свой стиль будущего великого композитора, который постепенно отходит от романтизма XIX века в сторону модернизма.
В 1909 году Прокофьев заканчивает консерваторию как композитор, а спустя пять лет - как пианист.
Революцию 1918 года композитор встречает без особых эмоций, хотя по мере углубления политического и экономического кризиса в стране его оценки становятся все более критическими. После прихода к власти большевиков ставший к тому времени известным Прокофьев решает принять приглашение о заграничных гастролях и покидает объятую гражданскую войной Россию.
Для Прокофьева 20-е годы становятся временем расцвета его модернистской музыки, которая была основана на диссонирующих медных духовых и сложных полифонических узорах струнной группы. Тогда он пишет оперу «Любовь к трем апельсинам» и «Огненный ангел». Нельзя сказать, что авангардное звучание музыки Прокофьева всегда находило понимание у публики, иногда зрители уходили с его концертов. Но музыкальные критики отзывались о новых работах композитора, как правило, восторженно.
Сам Прокофьев значительную часть времени проводил в Соединенных Штатах, но при этом никогда не говорил об окончательном разрыве с Родиной, хотя продолжал сдержанно относиться к режиму большевиков. В 1927, 1929 и 1932 годах Прокофьев приезжает на гастроли в СССР, а в 1936 году возвращается на Родину окончательно.
В 30-х годах стиль композитора претерпевает стилистические изменения, от модернизма в сторону более спокойной музыки, с элементами импрессионизма и позднего романтизма. Классикой такого стиля становится балет «Ромео и Джульетта», написанный в 1938 году.
Прокофьев пишет музыку к двум монументальным историческим фильмам: «Александр Невский» (1938) и «Иван Грозный» (1944-1945).
После победы в Великой Отечественной войне композитор продолжает свою творческую деятельность, но в разгар борьбы с космополитизмом и борьбой с буржуазными изысками в искусстве попадает под удар официальной пропаганды, которую активно ведет член Политбюро Андрей Жданов. За свою модернистскую музыку Прокофьева обвиняют в формализме. Его опера «Повесть о настоящем человеке» и 6-я симфония подвергается остракизму. Но, к счастью, вскоре критика в его адрес угасла, и композитор вновь смог полноценно заниматься любимым делом.
Последние несколько лет жизни Прокофьев почти постоянно живет на даче и часто болеет. Тем не менее он создает там свои новые произведения: балет «Каменный цветок», Девятую фортепианную сонату, ораторию «На страже мира» и 7-ю симфонию.
Великий русский композитор умер в своей квартире в центре Москвы 5 марта 1953 года, в один день со Сталиным. Поэтому смерть Прокофьева осталась практически незаметной, а его близкие и друзья столкнулись с большими сложностями во время организации похорон.
Михаил Евсеев
«Русская планета», 23 апреля 2013