Турецкий поход #5 Карс. Молоканское кладбище и Ани

Apr 17, 2016 12:50

Ещё путешествия по Бл.Востоку и Кавказу
Оригиналы - здесь и здесь - взят у conradЗабытые русские могилы в турецкой деревне (Чакмак, провинция Карс)
Современная Турция

Ещё один малоизвестный "русский" след в истории Карса можно найти в 17 километрах от города, в селе Чакмак (Çakmak), след немного грустный и печальный. Это старое молоканское кладбище на окраине деревни.Ещё в Турецком походе, а также о молоканах и Ани



С 1878 до 1917 года когда Карс был частью Российской империи, окрестности города активно заселяли русские переселенцы-молокане.Скажем так, в XVII-XIX веках к представителям данного христианского течения относились не очень хорошо, считая их чуть ли не еретиками, так как молокане выступали против поклонения иконам и против православных постов. Молокане не обожествляли царей и не очень хотели воевать, поэтому как совершенно особые люди по своим религиозным взглядам они селились подальше от центральных районов России. Вплоть до указа Александра I (1803 г.), давшему молоканам свободу вероисповедания, они относились к "особо вредным ересям", преследовались и выселялись в сторону Сибири, как правило. Далее уже переселение было относительно добровольным - и в Среднюю Азию, и в Закавказье. Особенно активно молокане заселяли закавказские провинции ввиду распространившимися между ними пророчествами о начале тысячелетнего царства Христа в районе горы Арарат в 1836 году.

Поселились молокане и в новоприобретённой по результатам очередной русско-турецкой войны Карсской области, в частности, в деревне Чакмак. После передачи этого региона Турции в 1921 году молокане вынуждены были вновь переселяться. К слову, Советское правительство, пытающееся найти общий язык и общие ценности (коллективное хозяйство, например) с такой нестандартной, но мирной и лояльной к любой власти общиной, выделило молоканам целинные земли в Сальской степи на юге России, ныне входящие в состав Целинского района Ростовской области. Другая волна реймиграции состоялась на начале 1960-ых, когда большинство уже отуречившихся молокан переехали в Ставропольский край СССР. В самой Турции остались лишь единицы, отколовшиеся скорее всего от общины и принявшие ислам.

Сегодня в небогатой деревне Чакмак, за исключением старого кладбища, ничто не напоминает о прошлой жизни русских крестьян.

Одно из последних захоронений, памятник датируется 1959 годом. Василий Васильевич Каракин.



2.
Рядом могила супруги. Анна Каракина, в девичестве Дабранил (наверно, Добронил, на русский манер). Умерла в 1946 году, причём при жизни приняла ислам.



3.
Остальные могилы очень старые. Сюда никто не приходит, никто не приносит цветы. Но жители деревни помнят молокан и немедленно укажут месторасположение кладбища.



4.
Молоканские дореволюционные надгробные плиты. "Здесь покоится бренное тело..."



5.
Само кладбище по территории совсем небольшое, примерно 10 соток.



6.
Полустёршиеся надписи с именами на камнях разобрать очень сложно. Видны цифры, указывающие на годы кончины - 1906, 1899, 1895...



7.
Общий вид. На этом кладбище похоронены молокане, переселившиеся в Чакмак в 1878 году и их предки.



8.
Возможно, это не единственное подобное место в окрестностях Карса, так как в своё время здесь проживали 18 тысяч молокан, но единственное, что мне удалось найти. Думаю, при грамотной и подготовленной этнографической поездке в эти края можно сделать массу интересных открытий. Однако это иной, более продолжительный и вдумчивый, формат путешествий.
Древний Ани. Город, которого нет

Одним из самых интереснейших и нетривиальных мест на востоке Турции являются руины древней армянской столицы Ани, великолепного и самобытного города в далёком прошлом. Ани был основан в 961 году армянским царем Ашотом III в красивейшем и стратегически правильном месте, на одном из ответвлений Шёлкового пути. Город процветал и развивался, был столицей Анийского царства, и армяне имеют полное право считаться его основателями. К сожалению, армянский период процветания трагическим образом завершился - после многочисленнных нападений византийцев и сельджуков.



9.
Самое интересное, что грузины, соседи армян и религиозные братья, также могут считать Ани в немалой степени своим ценным историческим наследием, ибо в 1199 году войска грузинской царицы Тамары взяли Ани и изгнали оттуда курдов-шаддадидов, которые находились у власти в городе, купив в свою очередь его у сельджуков. При грузинах город вновь начал процветать и отстраиваться, а мудрая царица Тамара ловко поставила в управление армянских военачальников. Очень верное решение привело ко второй фазе интенсивного развития Ани.

Однако ряд последующих неприятностей, включая землетрясение, пожары и опустошительное нашествие монголов, привели к печальной кончине некогда зажиточного города на перекрёстке караванных путей из Азии в Европу. К 1300-м годам Ани оказался в упадке и через три века оказался полностью заброшен.

В наши дни Ани является фактически городом-призраком, а крайне умеренные и скромные попытки реставрировать древнее наследие не внушают особой уверенности. Отчасти это связано с современным месторасположением Ани - по территории старинного города проходит турецкий пограничный забор, за ним река Ахурян - и Армения.

Безусловно, Ани как место с многовековой историей является для обычного туриста топ-достопримечательностью в провинции Карс. И ведёт туда шикарная широкая дорога (от Карса - 45 км). Но вот с общественным транспортом совершенно туго, добираться до деревни Оджаклы, возле которой находится Ани, крайне проблематично. Маршрутное такси "долмуш" ходит туда всего один раз в день и тотчас возвращается обратно в Карс. Так как на осмотр Ани требуется минимум 3 часа, вариант с "долмушем" не совсем приемлем. Что же делать? Есть несколько выходов. Первый - машина напрокат, 30 евро в день плюс бензин/дизель. Это мой вариант. Второй - взять такси на несколько часов, выйдет около 60 евро, в Турции цены на такси совершенно безбожные, если что. Третий - найти специального человека-гида, который за умеренную плату (вроде как речь идёт о 25 евро с человека приблизительно) отвезёт вас в Ани и расскажет к тому-же ряд полезных сведений. Думаю, что контакты подобных экскурсоводов известны всем гостиницам в Карсе, поэтому проблем с поиском возникнуть не должно.



10.
При подъезде к Ани обращают на себя внимание мощные крепостные стены, явно прошедшие недавную реставрацию.



11.
Билет на посещение стоит 8 лир (около 3-х евро), прямо у входа находится вагончик с сувенирами, литературой по теме и чаем.



12.
Ещё недавно проникнуть в Ани иностранцы было затруднительно, так как территория древнего города находится в пограничной режимной зоне.



13.
В какой-то момент следовало получать специальное разрешение, сегодня же - вход свободный, но до сих пор многие архитектурные памятники недоступны для обычного посетителя ввиду нахождения поблизости турецких военных.



14.
Кстати, крепостные ворота и стены наиболее малоинтересная часть городища, на мой взгляд. Они вполне шаблонные для подобных мест и не вызывают той яркой гаммы впечатлений, что даёт осмотр древних храмов.



15.
Доминантой Ани является, конечно, армянский кафедральный собор 1001 года постройки.



16.
Но этот храм находится в крайне удручающем состоянии, разрушенный сильным землетрясением в 1319 году, грустно напоминая о полновесном прошлом.



17.
Внутри запущенность и разруха.



18.



19.
Колоссальное объёмное сооружение, и при ином течении истории Ани мог стать если не одним из чудес света, то полноценно находиться ему подобных древних городов, сохранившихся в более приличном виде.



20.
Очевидно, местные жители неплохо проводили здесь свободное время, вволю упражняясь в нехитром искусстве выцарапывания своих имё и разных других слов на стенах и колоннах собора.



21.
Отреставрированая мечеть может показывать избирательность и неоднородный подход турецких властей к архитектурным памятникам, так как напротив находится полуразрушенный Анийский кафедральный храм. Будут ли его реставрировать в будущем? Mинарет, кстати, был надстроен турками-сельджуками, а что изначально было на этом месте, мне, к сожалению, выяснить не удалось.



22.
Взглянем на Ани с одного из холмов. Вид в сторону Турции.



23.
Ещё здесь потрясающе красиво, чрезвычайно дивный вид.



24.
Глубокое извивающееся ущелье с рекой разделят Армению (слева) и Турцию.



25.
Турецкий пограничный столб.



26.
А вот со стороны Армении пробраться сюда очень затруднительно, так как дорога с той стороны упирается прямо в погранзаставу.



27.
Кстати, при поиске интересных малоизвестных фактов об Ани натолкнулся на смелое предположение, что турецкая армия когда-то давно использовала городище как танковый полигон для учений. Танковый полигон в двухста метрах от границы с СССР? Утверждение совершенно фантасмагорическое, а источник из серии "одна бабка сказала".



28.
Другой факт, очевидный и видимый - сохранившиеся достопримечательности находятся на грани гибели ввиду малоэффективного управления со стороны властей Турции.



29.
Также следует отметить, что подробного системного изучения Ани не было до сих пор. Хотя массивная работа была сделана российской археологической экспедицией 1904-1917 гг. под руководством Николая Марра. Н. Марр организовал археологический институт, который базировался непосредственно в Ани. Проводились раскопки, выявлялась структура города и планы зданий. Но чуть более 10 лет исследования на город с многовековой историей и с многометровым культурным слоем была явно недостаточно.



30.
В 50-60 года прошлого века сюда приезжали археологи-французы, однако о каких-то качественных изысканиях под бдительным взором турецких пограничников не могло быть и речи.



31.
Одна из церквей изолированно и уютно расположилась на скалистом мысе у реки, но спуститься туда возможности нет - действует ограничение режимной зоны.



32.
Один из наиболее хорошо сохранившихся и впечатляющих храмов, возведённый в 1215 году и относящийся ко второму периоду процветания Ани - церковь Тиграна Оненца.



33.
Примечателен он тем, что росписи, наружные и внутренние, удивительным образом сохранились в первозданном виде.



34.
Великолепные изящные фрески ХIII века. Не могу себя причислить к поклонникам церковной настенной живописи, но учитывая исторические перипетии и необычное место, мне понравилось.



35.



36.
Очень монументально.



37.
Но одна ухоженная для своего возраста и несильно пострадавшая церковь не может сгладить в целом грустного впечатления от погибающего древнего города, который при более удачном стечении обстоятельств мог быть достопримечательностью на уровне иорданской Петры, например. Памятник культуры мирового значения - такой определение будет, пожалуй, верным. Разбитый и вряд ли восстанавливаемый в обозримом будущем старый мост между Турцией и Арменией олицетворяет текущую непростую ситуацию, а город Ани является своеобразным культурно-археологическим заложником в непростых армяно-турецких отношениях.



38.

бл_восток и магриб, русские и славяне, кладбища, 18-19-ее века, наследие, христианство, соотечественники, символы, кавказ, экскурсии, природные зоны, культура, архитектура и дизайн, природа и экология, памятники и достопримечательности, секты и ордена, границы, современность, история, российская империя, жизнь и люди, традиции, турция и византия, 20-й век, путешествия и туризм, память, европа, средневековье, разруха, цивилизации, репрессии и цензура, храмы и монастыри, армения, общество и население, нравы и мораль, религии, геополитика и территории, города и сёла, музеи и выставки, фото и картинки, страны и столицы, народы

Previous post Next post
Up