Еще
литературные музеи и выставки Москвы 200 ударов в минуту
В Московском музее современного искусства проходит выставка, посвященная печатной машинке / Выставка «200 ударов в минуту. Пишущая машинка и сознание XX века» в ММОМА
Политехнический музей, Московский музей современного искусства (ММОМА) и Литературный музей представляют выставку
«200 ударов в минуту», посвященную пишущей машинке - как объекту и как главному техническому инструменту создания литературного текста в XX веке и открывшуюся 15 декабря. В экспозицию вошли пишущие машинки из коллекции Политехнического музея, подлинная машинопись из Литературного музея и художественные произведения из фондов Московского музея современного искусства.
© Также гостям представили экспонаты из более чем 20 государственных и частных собраний, среди которых машинки Льва Толстого, Бориса Пастернака, Александра Солженицына и других классиков русской литературы. Выставка будет проходить до 13 марта 2016 года. Адрес: Московский музей современного искусства, ул. Петровка, 25.Мультимедийный проект «200 ударов в минуту» представляет собой культурологическое исследование, задачей которого является попытка определить значение пишущей машинки для русской литературы и искусства в частности и для истории России прошлого столетия в целом. В соответствии с концепцией, предложенной автором идеи и куратором Анной Наринской, выставка впервые в России объединяет архивные изыскания и современное искусство, приглашая зрителя рассмотреть культурный феномен пишущей машинки как с точки зрения современников машинописи, так и глазами современных художников. Архивные материалы соотносятся с нашим временем, в результате не только зритель взаимодействует с пишущей машинкой, но и пишущая машинка взаимодействует со зрителем.
2. Машинки из коллекции Политехнического музея: Remington, Underwood, Mercedes, Blickensderfer, Erika Naumann, Hammond, Brother
В состав выставки вошли печатные машинки из коллекции Политехнического музея, подлинная машинопись из Литературного музея и художественные произведения из фондов Московского музея современного искусства. Также зрителю будут представлены экспонаты из более чем 20 государственных и частных собраний, среди которых машинки Л. Н. Толстого, Б. Л. Пастернака, А. И. Солженицына и других классиков русской литературы. Помимо этого будут показаны специально созданные для проекта аудио- и видеоинсталляции современных авторов - Бориса Хлебникова, Хаима Сокола, Алексея Айги и других.
3. Василий Гроссман «Жизнь и судьба» (1300 машинописных страниц с авторскими комментариями)
4. Образ машинистки в культуре ХХ века
Рядом - экспонаты, предоставленные Международным Мемориалом, материальные свидетельства многолетней борьбы советского государства с независимым творчеством - классические произведения самиздата. Среди них перепечатанный на машинке «Один день Ивана Денисовича», стихи из журнала «Синтаксис» с пометкой «изъято при обыске», записанный Натальей Горбаневской «Реквием» Ахматовой, пишущие машинки Надежды Мандельштам и Феликса Светова, арестованного на заре перестройки.
5. Инсталляция Константина Чернозатонского «Бледнеющая копия»
6. Копирка Л. Н. Толстого
Экспозиция разделена на тематические блоки: машинка рассматривается как предмет дизайна, инструмент создания литературных и художественных произведений, литературный персонаж, художественный объект и объект концептуального осмысления в произведениях современного искусства. В свою очередь, машинопись представлена как простой носитель информации, объект культа, преследований и художественное средство. Такой подход позволяет продемонстрировать важнейшие аспекты бытования пишущей машинки в России двадцатого века во взаимосвязи с творчеством писателей, политической ситуацией и развитием современного искусства.
7.
8. С. М. Сохранская «Здравствуй, Сашок!»
9. Текст: «Не могу молчать», Л. Н. Толстой
К выставке приурочен специальный проект MMOMA «Одно внутри другого», который в некотором смысле продолжает тему, открытую в «200 ударов в минуту», переводя ее в плоскость художественно-теоретических размышлений о технологии в искусстве, и переносит зрителя в современный контекст господства цифровых медиа. В рамках проектов будет организована единая масштабная образовательная программа, лекции, круглые столы и мастер-классы, а также будет издан каталог.
10. А. Бродский «Без названия»
11. В зале воссоздано пространство перформанса Анатолия Осмоловского «Приказ по Армии искусства» (1997)
12.
Организаторы выставки выражают благодарность за подготовку и осуществление проекта Международному обществу «Мемориал», Государственной Третьяковской галерее, Российской государственной библиотеке, Дому русского зарубежья им. Александра Солженицына, Государственному мемориальному и природному заповеднику «Музей-усадьба Л. Н. Толстого «Ясная Поляна», Государственному музею Л. Н. Толстого, Санкт-Петербургскому государственному литературному музею «ХХ век», Государственному музею им. М. А. Булгакова, Сахаровскому центру, Государственному музею В. В. Маяковского, Музею А. М. Горького Института мировой литературы им. А. М. Горького РАН, Российскому еврейскому мемориалу на Поклонной горе, Музею Анны Ахматовой в Фонтанном доме в Санкт-Петербурге, Литературному музею Института русской литературы, РАН, Музею В. В. Набокова Санкт-Петербургского государственного университета, Государственному музею К. А. Федина в Саратове, Дому-музею Леонида Андреева в Орле, Государственному музею-заповеднику им. М. А. Шолохова, Московскому литературному музею-центру К. Г. Паустовского, Галерее XL.
---------------------------
Открытие
13.
14. Из коллекции Политехнического музея
15. Из коллекции Политехнического музея
Выставка «200 ударов в минуту» продолжает серию совместных проектов ММОМА и компании Samsung. Посетители Музея смогут создать уникальную эмоциональную карту, основываясь на своих впечатлениях о выставке благодаря приложению The Art of Feeling. В рамках выставки проводится образовательная программа «200 ударов в минуту. Пишущая машинка и сознание XX века».
16. Анна Наринская, куратор и автор идеи, проводит экскурсию по выставке
17. Юлия Шахновская дает интервью телевидению
18.
19. Мария Скрипальщикова, координатор проекта
20.
21.
22. Режиссер Андрей Житинкин
23. Вероника Кандаурова, Анна Наринская, Василий Церетели, Юлия Шахновская, Сергей Певнев
24. Евгений Добровинский
25. Евгений Асс
26. Протей Темен, Наталья Шевалькова, Сергей Певнев, Кира Сакарельо Церетели, Василий Церетели
27. Хаим Сокол
28.
29. Филипп Дзядко, Юлия Вронская, Иван Боганцев
30. Сергей Пахоменко, Юлия Шахновская, Андрей Бабицкий
31. Bart Dorsa
32. Александр Тихонов
33. Константин Чернозатонский, Демьян Кудрявцев, Артемий Лебедев
34.
35. Иван Боганцев, Протей Темен, Александра Хейфец
---------------------------
Из коллекции Политехнического музея
36. Машина пишущая Blickensderfer (США, 1910-1912) - редкий образец популярной в начале ХХ-го века портативной пишущей машины с единым литероносителем
37. Машина пишущая Blickensderfer (США, 1910-1912) - сигнальный звонок, предупреждающий об окончании строки
38. Машина пишущая Blickensderfer (США, 1910-1912) - перечень патентов и ручка бумагоопорного вала
39. Машина пишущая Underwood (США, 1918-1919)- впервые в этой машине была использована сегментно-рычажная система печатающего механизма, позволяющая видеть текст во время печатания. Благодаря взаимодействию различных частей машины, одновременно производились три действия: оттиск литеры на бумаге, шаговое перемещение каретки с бумагоопорным валом и поворот катушки с красящей лентой
40. Машина пишущая Underwood (США, 1918-1919) - фрагмент рычажного литероносителя
41. Машина пишущая Royal Bar-Lock (Англия, 1909-1911) имеет рычажный печатающий механизм с вертикальным расположением литерных рычагов и шестирядную клавиатуру
42. Машина пишущая Imperial (Англия, 1914) имеет трехрядную клавиатуру овальной формы. Шрифт русский дореволюционный, два переключателя регистра. Корпус закреплен на деревянном основании
43. Машина пишущая малогабаритная Standard Folding (США, 1910-1912) имеет рычажный печатный механизм с передним ударом и трехрядную клавиатуру
44. Машина пишущая Mignon (Россия, 1914) имеет печатающий механизм с единым литероносителем цилиндрической формы
---------------------------
45. Машина пишущая с японским шрифтом “TOSHIBA“, модель 1400 FL, 1940-1960 гг. Япония / Политехнический музей
46. Машина пишущая "SMITH PREMIER" (Смит премьер) мод. 5, 1900-1908 гг. CША, г. Сиракузы / Политехнический музей
47. Илья Кабаков. Без названия. АР/IV-XXXVII. Отпечатано немецким издателем Domberger, Finderstadt в 1990 году для музеев европейского искусства. Бумага, шелкография. 65 х 75
48. Олег Васильев. Из стихов Всеволода Некрасова. 1978. Бумага, литография 76х54; 75 х 52 (в свету)
49. Фотография монохромная тонированнаяТолстой Алексей Николаевич за письменным столом с пишущей машинкой. Портрет. По пояс, 3/4 влево, сидит. Москва. 1942 - 1943. Фотобумага глянцевая. Фотопечать. 25,0х18,0 см
50.
51. Фотография черно-белая. Кассиль Лев Абрамович перед микрофоном. Портрет. По пояс, 3/4 вправо, сидит. 1957. Фотобумага полуматовая. Фотопечать. 13,7х18,0 см
52. Автор фотографии Плотников Валерий, Петербуржский Ф. Фотография черно-белая.Аксенов В.П. в кабинете. Портрет по пояс, 3/4 влево, корпус прямо, сидит. Санкт-Петербург. 1990, апрель, 23. На обороте штамп фотографа. Фотобумага глянцевая. Фотопечать. 30,0х24,2 см
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.
73.
74.
75.
76.
77.
78.
79.
80.
81.
82.
83.
84.
85.
86.
87.
88.
89.
90.
91.
92.
93.
94.
95.
96.
97.
98.
99.
100.
101.
102.
103.
104.
105.
106.
107.
200 ударов в минуту. Пишущая машинка и сознание XX века
Click to view
Также по материалам
«Столетие»,
«Москва 24» и
«Вести» / Фото: Юрий Пальмин, Игорь Иванко, Михаил Свешников
© «ММОМА» и «Политехнический музей», декабрь 2015 - февраль 2016