Ещё
музеи Поволжья Оригинал взят у
nikperfilevБезумно красивое место в Нижнем Новгороде из фильма «Сибирский цирюльник»
Достопримечательности Поволжья
«В нашем музее вы находитесь в последний раз»... Именно с таких слов начинает свой рассказ хранитель Музея архитектуры и быта народов Нижегородского Поволжья.
Хранитель не кокетничает, а исподволь рассказывает о скором сносе здания, где располагается музей...Понятное дело, кому нужна наглядная и живая история, если «гнилушки» можно выкинуть на свалку современности, а вместо них на нескольких гектарах земли лесопарка «Щелковский хутор» возвести дорогостоящие коттеджи? И, даже, Никита Сергеевич Михалков не может или просто не хочет помочь в сложившейся ситуации. А ведь когда-то он сильно сэкономил на декорациях, снимая здесь «Сибирского цирюльника» - нижегородский музей он выдал за сибирские леса, чтобы далеко не ходить. Такая же участь постигла и краеведческий музей, теперь в отреставрированном здании разместилась экспозиция посвященная жизни Рукавишниковых.
2.
3.
4.
Музей был открыт в 1973 году, начал же создаваться еще в 1969 году по решению Горьковского облисполкома. Автор проекта музея - доцент ГИСИ архитектор Ю. Г. Самойлов. В первую очередь, это музей истории зодчества. На домах сохранена оригинальная резьба, которая отражают уклад жизни того времени. Например, на одном из домов в качестве украшения изображены львы. Как известно, христианство пришло к нам из далекой Византии, а там львы считались священным оберегом. Солнце на ставнях символизирует плодородие, а резьба в виде полотенца говорит о гостеприимстве двора.
5.
6.
7.
Раньше жизнь была подчинена обрядам - таков порядок. Даже изба имела зональное деление на мужскую и женскую стороны. Стоило бабе сесть на мужицкую часть лавки, как она сразу же «омужичивалась», такую потом никто замуж не возьмет. Мужик и баба - это не просто жаргонное выражение, как сейчас принято думать, а социальный статус, который еще надо было заслужить.
8.
9.
10.
Избу, древние жители нижегородчины, строили из сосны. Сейчас реконструировать избу того времени не получится, древесина стала не та. Предварительно древесину сушили полтора года, а затем поднимали сруб высотой 15-20 венцов. Потолки в избе были невысокими, а проходы и того ниже. Все дело в том, что рост обычного крестьянина того времени не превышал 160 сантиметров. Пожалуй, самым главным обрядом былых времен считалась свадьба. Когда жених поднимал невесту, брал на руки, он показывал, что она больше никому не принадлежит. После чего заносил девушку к себе в дом. Старики и молодежь жили вместе - чем больше семья, тем она богаче. Если кто-то хотел начать жить отдельно, собирался семейный совет и принималось решение.
11.
12.
13.
Отдельного внимания заслуживают купола деревянных церквей. Их покрывали осиной, которая под воздействием погодных условий принимала серо-серебренный цвет. После своих путешествий по России иностранцы писали, что русские покрывают купола деревянных храмов серебром. Считалось, что осина является энергетическим «вампиром», благодаря чему очищает атмосферу вокруг храма. В некоторых домах были потайные молельные комнаты, которые обустраивали в связи с гонением старообрядческой веры и становлением никонианства на Руси.
14.
15.
16.
Складывается такое впечатление, что музей медленно, но уверенно подводили к закрытию. Сначала подожгли огромных размеров церковь, которую построили в 1731 году в селе Старые Ключищи Кстовского района, а затем перевезли на территорию экспозиции. Кстати, на территории музея установлено две церкви и обе освящены в честь Покрова. Один деревянный храм привезли с погоста села Зеленое Городецкого района, а про вторую я уже говорил. После пожара, без должного ухода, начинают разрушаться дворы и деревянные здания. Сейчас для осмотра открыто только одна здание, все остальные находятся в аварийном состоянии. Если же вспомнить фильм Михалкова, снятый в 1998 году, то видно, что главная героиня спокойно заходит в хорошо сохранившиеся здания и не боится попасть под завал покосившегося сруба. Получается, что многие из этих строений простояли несколько войн, революцию, смену власти и политического строя страны, а в мирную потребительскую эпоху будут утрачены навсегда.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.