Ещё
достопримечательности С.-Петербурга Оригинал взят у
byzantine-wayФорты Кронштадта
Достопримечательности Петербурга
Давно очень для любителей хотел сделать единый обзор по фортам Кронштадта. Наконец руки добрались. Тем более смотрите какая красота у нас.
Летом 1704 года шведы сделали попытку отвоевать устье Невы. Но восьмитысячный корпус генерала Майделя был остановлен на суше, а эскадра вице-адмирала Депру, сделавшего отчаянную попытку прорваться по фарватеру, была остановлена огнём Кроншлота и стоявшей на острове батареи. Командующий русским флотом вице-адмирал К. И. Крюйс, правильно оценив обстановку, снял с кораблей часть пушек и усилил ими береговые батареи.В последующей кампании шведы уже не решались войти в узкий фарватер, лишавший их корабли манёвра и ставший по мнению современников «Российскими Дарданеллами». С этих пор главную роль в защите столицы от нападения с моря играл уже не флот, а форты и батареи острова Котлин.
Форт "Кроншлот"
В 1705 году шведы предприняли новую попытку прорваться к Петербургу. Эскадра адмирала Анкерштерна, состоящая из 22 кораблей, противостояла русским войскам под руководством командующего флотом вице-адмирала Крюйса. На острове были установлены несколько батарей, которые усилили орудиями, снятыми с кораблей. Битва продолжалась с 4 по 10 июня 1705 и снова закончилась для шведов ничем.
Сражения у крепости показали, что размещение орудий в крепости по кругу делало стрельбу неэффективной. Капитан Лейн произвёл замеры, сделал чертёж новой крепости. В январе 1716 года приступили к её строительству. Материалов не хватало, не хватало и людей. Работные люди не подчинялись Лейну. Потребовалось вмешательство Петра. По его указанию, часть людей была переброшена на битьё свай и рубку венцов для крепости. И в мае 1717 на Кроншлоте были установлены первые пушки. Строительство продолжалось до 1724 года. Столь долгое строительство связано с тем, что требовалось подсыпать остров. В результате в середине форта появилась своя мини-гавань. Также на направлении наиболее вероятного появления противника появилась башня, в 1747 она была разобрана из-за ветхости. В проектировании этой башни принимал участие знаменитый Трезини, но его проект каменной башни был отклонён.
Новый проект реконструкции Кроншлота был составлен великим князем Константином и был доложен императору Николаю I в мае 1848 года. По этому проекту предполагалось возвести три батареи. В результате рассмотрения проекта было решено возвести, в первую очередь, западную батарею с казематами. Окончательно разработать проект поручили инженер-полковнику И. А. Заржецкому, которого в 1850 Николай I назначает строителем этой батареи. 1 августа 1850 года были начаты работы, продолжавшиеся до 1863.
В связи с угрозой, исходившей от английского флота во время Крымской войны, между фортами «Александр I» и «Пётр I», а чуть позже - фортами «Кроншлот» и «Пётр I» в 1854 было установлено первое в мире минное подводное заграждение. Протяжённость минной позиции, оснащённой минами Якоби, составила 555 метров.
В связи с увеличением дальнобойности артиллерии появилась возможность обстрела Кронштадта с материкового берега, из-за чего форт потерял своё оборонительное значение. В 1896 Кроншлот был выведен из состава оборонительных сооружений. После этого он использовался, в основном, для хранения боеприпасов.
Во время Великой Отечественной войны здесь размещались зенитные орудия и часть, защищавшая Кронштадт от десанта. В послевоенные годы в форте разместили лабораторию по размагничиванию кораблей.
Форт Император "Петр Первый"
Построен в 1721-1724 годах (Пётр I.,Э.Лейн), перестроен в 1823-1824 годах (А. А. Фуллон)[10] Для защиты Купеческой гавани, которая до этого осуществлялась Ивановской батареей, Пётр приказал построить второй по счёту морской форт, названный «Цитаделью». Руководство строительством гавани у Кроншлота было поручено Петром англичанину Эдварду Лейну, показавшего себя талантливым гидротехником, строителем гаваней и каналов. В 1715 Лейн приступил к созданию «Нового Кроншлота». Он представлял сбой вытянутый пятиугольник с образованными в его углах бастионами и башней в юго-восточном углу. Строительство было завершено в мае 1724 года
Форт "Император Павел Первый"
В 1800 году Россия формально присоединилась к континентальной блокаде Англии. Возникла реальная возможность появления на Балтике победоносной английской эскадры. Поэтому на юго-запад от Кроншлота на глубине 4 м соорудили деревянное укрепление на ряжах - Рисбанк. Укрепление имело два бастиона, соединённых ломаной куртиной. Линия огня составляла 408 м. Было установлено 66 пушек и несколько мортир.
На отмели, примерно в километре от берега соорудили на северо-востоке две батареи на свайных основаниях с целью отражения возможного десанта. Крепость «Александр-шанец», как слишком удалённую от крепости, упразднили. В 1801 году отношения с Англией улучшились и напряжение спало.
19 июля 1923 года 30 матросов крейсера «Аврора», высадившиеся на форт после шлюпочных учений, оттеснив малочисленную охрану, из хулиганских соображений вызвали взрыв корабельной мины. За этим последовал пожар и взрыв 30 000 корабельных мин, а также взрывчатых веществ для снаряжения снарядов и торпед. Форт горел и взрывался в течение суток. Куски сцементированного кирпича долетали до городов Кронштадта и Ораниенбаума. В радиусе 25 км от них гибли люди. Все стёкла в городах были выбиты. Этот эпизод в истории Балтийского флота впоследствии стал известен как героическая, но неудачная попытка ликвидации возникшего по не называемой причине на форте пожара.
После этого остатки форта использовали как мишень во время учений. Сейчас от мощного и, по своему, красивого форта остались лишь цоколь фронтальной части стены и полуразрушенная лестничная башня.
Форт "Александр Первый"
Карбоньер разработал проект двух морских фортов для укрепления оборон южного фарватера. По форме форты представляли собой верхнюю часть лежащего горизонтально тора, благодаря чему в любой точке крепостной стены она представляла собой поверхность двоякой кривизны, что должно было вести к рикошету круглых ядер. В стенах, выходивших на внутреннюю сторону форта, предполагалось устроить бойницы для борьбы с возможным проникновением десанта противника. В цокольной части стены предполагалось устроить помещения для размещения пусковых установок ракет.
Это был типичный казематированный морской форт того времени. На него похож известный форт Байяр у Западного побережья Франции, строительство которого завершилось позже «Александра I».
Форт "Шанц"
Отбитая батареей полковника Ф. С. Толбухина попытка шведов высадить десант на Котлинской косе острова привела Крюйса к мысли о необходимости построить на месте Толбухинской батареи крепость, в чём ему удалось убедить Петра. В результате возникла крепость "Св.Александр" (впоследствии «Александр-шанец»), работы по созданию которой были закончены летом 1706 года. Длительное время эта крепость была основным укреплением на острове.
Затем некоторое время укрепления были заброшены.
9 декабря 1807 оборона берегов и границ Российской империи на Балтийском, Белом и Чёрном морях возлагалась на Морского министра Чичагова П. В.. Работы по укреплению обороны велись тогда, главным образом на суше. Был восстановлен Александр-шанец, а на судоходных глубинах к северу от острова затопили 25 устаревших кораблей, гружёных камнем.
Форт "Константин"
Построен в 1868-1879 годах в бытность Великого князя Константина Николаевича) начальником Морского ведомства. Перестроен в 1897-1901 годах. В 1808 году возобновилась война со Швецией. Англичане высадили десант на о. Гогланд и пленили весь персонал маяка. В связи с этим, а также принимая во внимание участившееся появление английских кораблей вблизи Кронштадта, было принято решение укрепить оборону фарватеров. Зимой две команды матросов, артиллеристов и пехотинцев и две артели вольных плотников начали изготавливать срубы. Начальство организовало между ними соревнование и победителям выдавали премии. Артель получала за сруб 1800 рублей, а воинские команды получали по 20 копеек на человека в день. Работников хорошо кормили. В результате к весне все срубы были готовы и по весне их галерами отбуксировали на место 2 км западнее цитадели и в 800 метрах от берега Котлина. Собранная на их базе деревянная батарея получила название Двойная южная батарея о двух ярусах, на которой вначале было расположено 25 дальнобойных 36-фунтовых пушек, 12 30-фунтовых и 12 единорогов (орудие короче пушки, но длиннее мортиры).
После восстановления разрушенных конструкций и обеспечения в виду большой удалённости от крепости, круговой обороны батареи, она в 1834 году была переименована в форт «Константин» по имени сына Императора Константина. Форт был, также, оснащен крепостными ружьями нового типа.
Форт "Риф"
Находится на западной оконечности косы острова Котлин. Здесь в 1704 году высадился шведский десант, отбитый солдатами под начальством полковника Толбухина. Затем здесь была расположена временная дерево-земляная батарея 11" орудий, которая была ликвидирована в 1890 году. На месте батареи был организован полигон для испытания стойкости фортификационных сооружений на основе нового для того времени материала - портланд цемента. Испытания велись в течение шести лет и их результаты были учтены при дальнейшем строительстве оборонительных сооружений по всей территории России. В частности, было установлено, что слишком толстая грунтовая подушка на заглубленном бетонном сооружении не увеличивает его стойкости против действия снарядов, а ухудшает её, поскольку возникающий при этом камуфлет не даёт возможности разгрузить давление газов в образовавшейся газовой каверне путём выброса грунта и образования воронки.
Здесь же был построен экспериментальная башнеобразный каземат для 57-мм крепостного орудия, которое поднималась и опускалось посредством системы рычагов под действием сил отката при выстреле.
Затем с использованием сохранившихся бетонных сооружений в 1909-1915 годах здесь была построена батарея под стандартную для того времени комбинацию из четырёх 10" орудий Бринка и восьми 6" пушек Кане.
Гарнизон флота принимал активное участие в революционной смуте. В 1919 году он подвергся обстрелу с форта «Красная Горка», а при подавлении Кронштадтского восстания в ночь на 18 марта 1921 года отсюда уходили по льду от расправы в Финляндию оставшиеся защитники крепости.
Форт №1
Форт №2 "Дзичканец"
Форт "Милютин"
Северная батарея 1
Северный форт 7
Форт "Тотлебен"
Этот форт под литерой «А» располагается на искусственном острове и имеет три фронтальных и два коротких фланговых фаса общей протяжённостью 700 м. Тыльная часть представляла собой военную улицу. Команда форта состояла из 700 человек. Форт «А» располагался в 4 км к западу от Сестрорецка и в 10 км от Котлина на глубинах 2 - 4 м.
Форт "Обручев"
Построен в 1896-1913 годах (А. А. Шишкин).Форт «В», сразу же переименованный по случаю ухода Обручева на пенсию, был больше. Протяжённость его боевого фронта была 950 м. Команда форта - 900 человек. Форт «В» строился по другую сторону от Северного фарватера в 7 км к юго-западу от «А» и 4 км от Котлина на глубинах 4 - 5 м.
В 1930-х годах форты прошли модернизацию и к началу Великой Отечественной войны на них были установлены 254-мм, 203-мм башенные, 152-мм, 120-мм и 45-мм орудия.
Артиллерия форта принимала участие в Советско-финской войне 1939-1940 годов, поддерживая наступление войск на Карельском перешейке, а затем в Великой Отечественной, затрудняя продвижение финских войск к Ленинграду.
В 1950-х годах форт был брошен и доведён до плачевного состояния (вырезан весь металл, утрачена деревянная обшивка казематов).
Одним из военных инженеров, строивших кронштадтские форты, был Капица, Леонид Петрович - отец Петра Леонидовича Капицы, Нобелевского лауреата по физике.
Часть кронштадтских фортов была связана между собой крепостной железной дорогой.
В ходе Крымской войны форты надёжно защищали Санкт-Петербург с моря. Английская эскадра так и не решилась на штурм укреплений Кронштадта.