Мать праздников русских: позавчера и сегодня / Казань

Jan 07, 2016 19:27

Ещё о религиозных праздниках

«В одиночку Рождество не празднуют»
Культуролог Ольга Пехтелева - о старых и новых традициях празднования православного Рождества Христова

Все новогодние каникулы в музее истории Благовещенского собора Казани открыта выставка «Свет Вифлеемской звезды», посвященная Рождеству Христову. Здесь впервые представлены домашние вертепы, а также рождественские иконы, богослужебные книги и открытки, которыми казанцы обменивались в канун Рождества до революции. ©


На Руси вертепы стали делать в XVI веке, эта традиция пришла к нам из Малороссии, позаимствовавшей их из культуры Польши
Создатели выставки изучили архивные материалы казанских библиотек, музеев и частных коллекций, чтобы познакомить современников с культурой православного празднования Рождества в дореволюционной России в целом и Казани в частности.О том, как изменились за последние века рождественские традиции, «Русской планете» рассказала руководитель музея, культуролог Ольга Пехтелева.

- Ольга Александровна, почему у выставки такое название?

- Ее сквозной темой проходит главный тропарь праздника Рождества «Волхвы путешествуют со звездой». В Вифлееме Дева Мария родила своего младенца в пещере, куда обычно загоняли скот, спеленала и положила в ясли для новорожденных ягнят. И в это время над пещерой взошла яркая звезда. Евангельский рассказ о необыкновенной звезде уже две тысячи с лишним лет волнует человечество. Что это? Церковь согласна с разными версиями происхождения этой звезды. В древние времена появление звезды всегда было сопряжено с появлением необычного человека, судьба которого перевернет мир. Считается, что о грядущем Рождестве Мессии говорится в Ветхом Завете, в Книге Чисел: «Восходит звезда от Иакова».

И первыми, кто пришел поклониться Христу по наитию ангелов - это обыкновенные пастухи, и это говорило о том, что младенцу в будущем суждено пасти все человечество. Затем пришли волхвы - мудрецы с Востока, и вела их за собой звезда. Три волхва разновозрастны, по преданию, и представляют три поколения людей и три рода племен человеческих - потомки Сима, Хама и Иафета. Они символизируют все народы, которые пришли и придут к Христу. Приносят дары - ладан, золото, смирна. Золото - как царю, ладан - как Господу, ибо он используется в богослужениях, и смирну - как тому, кто потерпит смерть за грехи людей, ибо ею как благовонием помазали особенно почитаемых умерших.

- А какое место занимают в культуре православного Рождества вертепы?

- Вертеп - это и есть тот грот, куда был положен богомладенец Христос. Впервые рождественский вертеп появился на Западе, в Италии, в X веке, еще до великого раскола на западную и восточную церкви. Тогда Библия существовала только в дорогих рукописных вариантах. И чтобы донести до людей евангельское послание, использовался театр. И если все сюжеты, связанные с другими библейскими историями, разыгрывались людьми, то Рождество - куклами, причем очень большими, в рост человека, которыми двигали кукловоды. Но это было неудобно, и постепенно куклы уменьшались, пока не стали такими маленькими, что помещались в специальный ящик в форме храма. Так рождается вертеп.

К нам на Русь он приходит в XVI веке из Малороссии, позаимствовавшей его из культуры Польши. Но на Руси вертеп видоизменяется. У нас отношение к нему более теплое, приветствуется вертеп, сделанный своими руками. Чаще всего вертепы изображают сцену в гроте, когда в него входят волхвы - вельможи из Персии и Аравии, старец Мельхиор, розовощекий и безбородый Гаспар, мужчина зрелого возраста Валтасар. Они вошли в грот и увидели святое семейство - Иосифа, Богоматерь, младенца, пали на колени и поднесли Ему дары.

- Елка на выставке украшена только снедью. Это ведь не случайно?

- Ель как символ неувядающей жизни участвовала в праздновании Рождества и до Петра I, но только при нем на Русь из Германии пришла культура убранства ели. И наша елка в экспозиции украшена так, как это было принято до 1917 года. Искусственные украшения тогда считались признаком бедной семьи. Вешали исключительно снедь - печенье, гирлянды из конфет, цитрусы, расписанные яблоки, орехи, корицу, бадьян. Все это делали сами, вместе с детьми.



Дарить ангелочков - это западная традиция
- Как раньше проходили рождественские празднования?

- В Сочельник, 6 января, до вечерней звезды, звезды Вифлеемской, у нас не принято было ничего кушать, за исключением сочива, проросшей пшеницы или риса. Вечерняя звезда в нашем случае - не астрономическое явление, а начало пения тропаря «Волхвы же со звездою путешествуют» в храмах. Культура православного Рождества - это культура обильного застолья, и это не простой стол, а подношение, это символ соборного мышления, которое определяет сознание православного человека. В одиночку Рождество не празднуют. Поэтому стол накрывали с избытком, даже самые бедные семьи. Гость был благословением, посланным от Бога. За столом родители рассказывали о том, как древние волхвы пришли поклониться богомладенцу Иисусу Христу и принесли Ему подарки. Затем следовал обмен подарками, потом начинали кушать. Так дети с малых лет перенимали от старших культуры дарения, щедрости. После Сочельника, в ночь, совершалось богослужение. А с завершением богослужения в церквях на Руси была традиция славить Христа. Из дома в дом ходили христославы - молодые люди и дети - со «звездой» на шесте. Изготовляли ее из чего могли - вплоть до мочала. Пели церковные гимны, народные колядки.

Рождество в нашей традиции принято называть матерью всех праздников. Мы даже летоисчисление ведем от Рождества Христова. Это семейный праздник, который собирает вокруг себя людей, дарит радость, тепло и ощущение тихого-тихого торжества внутри самого человека.

- А в нынешний век возможна такая «тихая радость»?

- Церковь неизменна, и в этом ее главная сила, ведь мы служим Тому, Кто не меняется. Но жизнь верующих меняется, хотя я знаю многих, кто старается следовать традициям. Сейчас все больше людей приходят на ночное богослужение. И справиться с убыстряющимся темпом жизни нам мог бы помочь тот багаж традиций, который сегодня лежит под спудом и нам не известен. Праздник Рождества - это праздник рождения, и каждый должен что-то отдать, сделать доброе дело. Испечь пироги и принести в храм, поделиться с прихожанами. Вот вам и Рождество. Вот вам и волхвы. Можно снять трубочку и набрать несколько номеров пожилых людей и поговорить с ними. Для них ваше слово может быть целительным. И у них возникнет тихая радость. Тихая - потому что она не ведет к страстям, она внутри.

- Изучая материалы, вы наверняка узнали интересные подробности празднования Рождества в Казани?

- Да. В Казани религиозных шествий не было, поскольку уличное освещение появилось поздно. Но устраивались гуляния на Черном озере. У нас в экспозиции распечатана удивительная фотография «Катание на Черном озере». Это Студенты Казанского имперского университета на катке. Гуляния начинались с Рождества и длились всю Святочную неделю. Наиболее популярными были гуляния именно на Черном озере, там заливался каток, там была главная городская елка, туда приходили семьями, там играла музыка.

Была такая невероятно популярная форма досуга как гостевание, и Казань была известна именно святочными гостеваниями. К ним готовились чуть ли не с сентября - заготавливались столы, подарки, спальные места, потому что гостевали не один день, приезжали издалека. Это была роскошная форма досуга. Казань до революции была хлебосольным, гостеприимным, очень вкусным городом, куда приезжали гостевать и развлекаться.



На Чёрном озере. Из коллекции фотографа Валерия Павлова. Фото сделано Сергеем Токаревым в начале 50-х
- А какой была и стала культура дарения в Рождество?

- В советские годы в связи с тотальным дефицитом было принято дарить предметы быта. Впрочем, практичность у нас в стране ценилась всегда - в отличие от Запада, где принято дарить безделушки на память. До революции на святочные гостевания богатая семья - купеческая, аристократическая - приезжала с обозом, груженым снедью и подарками. Дарили то, что очень хорошо умела делать хозяйка дома. Пироги, подушки и одеяла, набитые пухом домашних гусей, вышивка, вязание, отрез полотна. Казань - это изделия из кожи: ичиги и татарские тапочки - царский подарок. Ценилось мыло казанского завода братьев Крестовниковых, нынешнего «Нефис». Прекрасным и дорогим подарком были кружева из Казанского Богородичного женского монастыря.

Позднее из Петербурга, из-за границы, начали привозить объемных маленьких ангелочков. Но это не наша традиция. Ангелочки - эдакие милые детки. Но с позиции православия, образ ангела сокровенен. Мы воспринимаем надмирное пространство как наследники Византии и изображаем его на плоскости, на иконах. Раньше не принято было дарить иконы. Их заказывал сам глава семьи. Сегодня дарят книги, календари. Проникает фастфуд, и мы отходим от традиции сорока блюд, которые выставлялись на рождественский стол. Но на уровне семей внутри Церкви это отчасти сохраняется.

Текст и фото: Наталья Фёдорова
«Русская планета», Казань, 6 января 2016

русские и славяне, ретро и старина, библия, фольклор, наследие, христианство, факты и свидетели, символы, регионы, культура, мифы и мистификации, рождество, современность, православие, история, российская империя, традиции, интервью и репортаж, турция и византия, россия, интересно, поволжье, архивы_источники_документы, средневековье, русь, день рождения, слова и термины, религии, города и сёла, версии и прогнозы, эпохи, даты и праздники, музеи и выставки

Previous post Next post
Up