Москва в литографиях от Игоря Задеры

Dec 15, 2015 15:43

Ещё города в живописи

Художник-литограф Задера: «Гравюра - это рафинированный вид искусства»
Гравюры московского художника-литографа Игоря Задеры / «Московский альбом»

Гравюра пришла в Россию в XVIII веке из Европы. Не являясь массовым, этот вид графического изобразительного искусства быстро завоевал симпатии не только знати, но и отдельных горожан. ©Ещё у Задеры: ПМВ, а также по теме: Ревель в литографиях, 1880 || Петербург в фотографиях XIX века || Японская ксилография Рэя Моримуры || Музей Пожалостина в Солотче



___Художник-литограф Игорь Александрович Задера (в центре) вручает свою работу ректору Московской консерватории Александру Сергеевичу Соколову / В рамках мероприятий, организуемых и проводимых в Российской Федерации в 2012 году, официально объявленным «Годом Российской истории», 26 декабря 2012 года в Рахманиновском зале Московской государственной Консерватории имени П. И. Чайковского состоялась торжественная церемония награждения выдающихся российских деятелей науки, культуры и искусства Высочайшей Благодарностью Главы Российского Императорского Дома

Русская гравюра имеет сложную, но интересную историю и продолжает существовать в нашей стране благодаря ценителям искусства, одним из которых является художник Игорь Задера, который работает в данной технике.Корреспонденты портала «Россия для всех» узнали у литографа, как гравюра помогла ему заново посмотреть на Москву, в каких сферах сегодняшней жизни работают и представлены мастера литографии; Игорь Задера также выразил свое мнение по поводу того, стоит ли считать авторскую фотографию искусством.

- Игорь, многие свои работы вы посвятили столице нашей страны. Откуда этот интерес к московской тематике?

- Москва - интересный город, к тому же мы здесь живем. В этом городе много необычных мест; и когда я прохожу мимо какого-то необычного дома, задаюсь вопросом, что это была за постройка. Начинаю изучать, в результате чего узнаю, что когда-то это здание было очень красивым и имеет не менее красивую историю...



2.«Вид на Москву-реку»

- Почему таких историй мы слышим крайне мало?

- Некоторые чиновники раньше жили в коммунальных квартирах, поэтому едва ли они могут оценить красоты архитектуры царской России. В дореволюционное время вопросам градостроительства и сохранения архитектурных сооружений уделяли особое внимание. Вспомним, к примеру, что после пожара 1812 года был разработан известный план реконструкции Москвы, благодаря которому город приобрел законченный облик и свое лицо. Во времена Российской империи и империи советской существовала архитектурная школа. Сегодня мы практически утратили эту школу, потому что вопросами сохранения старинных зданий на должном уровне никто не занимается, соответственно, о них никто ничего не говорит, а население ничего о них не знает.



3.«Вид на Иверские ворота». Серия «Неизвестные виды Кремля» / На гравюре изображено здание аптекарского дома, на месте которого сейчас расположен Государственный Исторический музей

- В процессе работы над своими гравюрами о неизвестной Москве вы разочаровались в истории города или, напротив, она вас вдохновила?

- Москва и ее история вдохновляют. Здесь некая аура, которая, агонизируя из-под подворотен, все равно питает меня. Если бы она меня не питала, невозможно было бы тратить на создание гравюр и литографий о Москве годы усидчивого труда. Тем более все эти проекты не имеют каких-либо коммерческих, рентабельных обязательств партнеров - это сугубо индивидуальный труд, проделанный в соответствии с европейскими традициями гравюры XIX века. Это некий показатель качества продукта, благодаря чему работа приобретает статус и реноме художественного произведения, ведь выполнена она в духе европейских традиций изготовления гравюры.

Гравюра - это оттиски на бумаге, которые предполагают более изысканный вкус, чем даже живопись. Поэтому гравюра - рафинированный вид искусства. Сейчас нам пытаются навязать современную фотографию, она все заполонила собой. Но я не считаю ее искусством, просто кто-то хочет выхолостить наш вкус до поп-артовского всеядства. Есть, конечно, шедевры авторской фотографии в творчестве отдельных мастеров, но говорить о том, что современная массовая фотография является уникальным хенд-мейдом, нельзя.



4.«Вид на колокольню "Иван Великий"». Серия «Неизвестные виды Кремля» / Чудова монастыря и Малого Николаевского дворца нет, сейчас на этом месте стоят Спасские ворота

- Есть ли какая-то характерная черта русской гравюры?

- Есть термин «русская гравюра», и если говорить о ее национальных корнях, то это лубок. Но лубок - это народное творчество, хотя отдельные его образцы могут сравниться с европейскими шедеврами гравюры.

Исконной русской гравюры нет, она имеет европейское происхождение и сравнительно недавно попала в Россию. Однако мы можем назвать некоторых талантливых мастеров прошлого и современности.

- Например?

- В период классицизма гравюры на стали Алексея Зубова были признаны настоящими шедеврами мирового искусства, пополнив копилку именно русского искусства.



5.«Вид на старый царский дворец». Серия «Неизвестные виды Кремля» / Теремной дворец (старый царский дворец) ныне является резиденцией Президента Российской Федерации

- Что происходило с гравюрой в советские годы?

- Литография существовала за счет издательств, где также печатались художники. Расцвет литографии пришелся где-то на период 1940-х годов, который назвали периодом фронтового плаката. Тогда появились знаменитые работы, которые по справедливости можно назвать шедеврами печатной литографии, активно выпускались киноплакаты.



6.«Вид на Боярскую площадь». Серия «Неизвестные виды Кремля» / Боярской площади (в старину ее называли «Сорок сороков») давно не существует

- Как гравюре обучаются современные молодые люди?

- Сейчас студентов учат азам гравюрного искусства. Им преподают технические методики и виды гравюры без глубокого погружения в предмет технологий, и в результате печатает гравюру только мастер. Студенты успешно сдают экзамены, получают дипломы, но по специальности не работают.



7.«Вид на Архангельский и Благовещенский соборы». Серия «Неизвестные виды Кремля»

- Почему, на ваш взгляд?

- Это трудоемкий и затратный процесс. Да и время сейчас другое, скажем так. Гравюра интересна узкому кругу людей.

- Сколько времени в среднем занимает создание гравюры?

- Около месяца-двух может занимать только одна гравировка на материале в зависимости от выбранного формата и сложности сюжета.



8.«Видъ на церковь Владимирской богоматери, что у Никольскихъ воротъ въ Китае-городе». Серия «Неизвестные виды Кремля»

- Назовите, пожалуйста, среднюю стоимость работы.

- Гравюра - недешевый вид искусства, средняя цена на отечественном рынке произведения известного мастера может составлять порядка 1 тыс. долларов. Если брать в качестве примера нашу с вами ситуацию, то это могут себе позволить лишь коммерческие структуры или отдельные собиратели. Музеи и библиотеки пока не в состоянии приобретать гравюры за такие деньги и пополнять свои собрания.



9.«Видъ на колокольню "Иван Великий", Николаевский дворецъ и Чудовъ монастырь, что у Спасских воротъ въ Кремле». Серия «Неизвестные виды Кремля»

- Где может реализовать себя мастер литографии сегодня?

- Он может реализовать себя в книге, занимаясь, допустим, иллюстрированием художественных произведений. Некоторым удается реализовать себя в области авторской книги, в так называемой книге художника. Этот вид работы не предполагает стороннего вмешательства: здесь художник проектирует все - начиная с макета и заканчивая выбором автора. В результате порой получается довольно неожиданный симбиоз.



10.«Видъ на церковь Николы "Большой крестъ", что у Ильинскихъ воротъ въ Китае-городе». Серия «Неизвестные виды Кремля»

- Мы живем в век компьютерных технологий. Повлияли ли они на литографию?

- Да, и весьма положительно. К примеру, в США уже давно созданы новый станок и пластинки наподобие офсетных для печати; эти пластинки обрабатываются до определенной формы, приобретая фактуру поверхности литографского камня. На таких больших пластинках можно рисовать, используя такую же технику, создавать подобного рода фактуру. И сопряжением этих пластин друг с другом добиваться неимоверного в нашем понимании формата. Произведения художника Роберта Раушенберга - явный тому пример...



11.Литография

- Каковы перспективы русской гравюры в обозримом будущем?

- Этот вопрос можно отнести к любому виду изобразительного искусства. Да, мастеров практически не осталось, сейчас литографией занимаются лишь те, кто творил еще в советские времена. Но художники могут лишь создать сюжет, а его еще надо отпечатать. Рисовать старое поколение может, но ему некуда представить законченное произведение, потому что отсутствует система социального заказа со стороны государства...



12.Литография

- В Европе существовали цеховые мастерские. В формате цехового производства сложились отношения мастера и подмастерья. Благодаря этой преемственности поколений отчасти и создавались традиции европейского искусства. Была ли эта преемственность у наших мастеров гравюры?

- Это действительно характерно для Европы, но не для России. Причина: у нас, к сожалению, нет базы, необходимой для создания мастерской. Кроме того, в России искусство было строго социально ориентированным и постоянно сменялись установочные принципы.



13.Литография

- Лично вы учили кого-нибудь? Есть ли у вас подмастерье?

- Нет, потому что мне некогда этим заниматься. И потом я не позиционирую себя в качестве мэтра, я скромный художник. Да и не встретил пока горящие глаза молодого человека, который бы жаждал знаний в этой области. Кстати, отвечая на ваш вопрос о профессиональной реализации студентов: молодые люди сейчас уходят в множительную копировальную технику. И это не случайно.



14.Литография

- Как вы свое искусство вносите в массы?

- Не так активно, как хотелось бы: для этого нам нужна государственная поддержка. Раньше мы регулярно ездили в дома творчества, на творческие дачи, общались, организовывали выставки, проводили, выражаясь современным языком, мастер-классы. Сейчас если и проводятся подобные мероприятия, то крайне редко и не в таком объеме, как хотелось бы. Я провожу собственные мастер-классы за счет грантов ЕС в Европе, формирую музейные и библиотечные коллекции гравюры у нас в стране и за рубежом. В частности, за последний период я создал триптих, посвященный Бородинскому сражению, и он пополнил собой собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина, ГИМ, Музея Вооруженных сил в Москве, Музея артиллерии и войск связи в Санкт-Петербурге, Военно-исторического архива...



15.Литография

- Над чем вы работаете сейчас?

- Сейчас я работаю над серией произведений, посвященных фронтовой тематике, а именно Первой мировой войне. Хочу создать проект, в котором найдут свое место все страны - участницы боевых действий тех лет.



16.Литография

Литография. Справка
Исторический экскурс

Литография - плоская химическая печать с камня, или «камнетиснение» - графическая техника, изобретенная в 1796-1797 гг. в городе Мюнхене (Бавария) тамошним немцем Алоизом (Алоизием) Зенефельдером. Само слово « литография» произошло от сочетания греческих слов «литос» - камень и « графо» - пишу, изображаю.



17.Литография

Художник делает рисунок на литографском камне (особом виде известняка) специальным химическим жиросодержащим литографским карандашом или пером и кистью (литографской тушью). Изображение в дальнейшем обрабатывают (протравливают) специальной кислотой на основе сока ливанского кедра - гуммиарабика. Кислота не действует на «зарисованные» места (зажиренные) на камне, и они, в процессе печати прекрасно впитывают в себя краску.

И, наоборот, места не покрытые рисунком, лишаются после травления способности впитывать в себя краску. Для того, чтобы рисовать на камне литографским карандашом, поверхность камня должна быть обязательно сделана зернистой, шероховатой, а чтобы рисовать пером или кистью, она должна быть отполирована.

Карандашная литография на камне - классический прием литографии - излюбленная техника наших старых мастеров-литографов: Кипренского, Боровиковского, Венецианова, Орловского и др.



18.Литография

В России первые литографские мастерские возникли в 1816 году, хотя сам способ литографирования был известен гораздо раньше (с 1803 года). Художественный язык литографии оказался ярким и выразительным. Художники увидели, что жирный литографский карандаш обладает богатейшей гаммой оттенков, что черный цвет в литографии звучит подчас с непревзойденной силой, что оттенки серого исключительно разнообразны, что, наконец, дополнительные приемы обработки камня, такие как работа скребком ( иглой, шабером) или применение условного желтого тона для того, чтобы интенсифицировать белый цвет, также приводят к значительным художественным результатам.

Развитию русской литографии во многом способствовало возникшее в 1820 году в Петербурге « Общество поощрения художеств». Одним из первых его изданий явилось « собрание видов Санкт-Петербурга и его окрестностей», в котором приняли участие выдающиеся художники: Александр и Карл Брюлловы, Беггров, Галактионов, Тон, Шифляр и др.



19.Литография

В 1843 году в Петербурге вышли « Очерки русских нравов» Булгарина, где иллюстрации « рисовал на камне» гениальный Тимм, много сделавший для развития литографии в России. В своем самом значительном художественном труде - литографском альманахе « Русский художественный листок « выходившем в свет в 1851-1862 гг. он представлял также произведения Боголюбова, Зичи, Шарлеманя, Петрова и др.

В 1867 году в Москве вышел в свет « Альбом видов и сцен из русской жизни. Автографы русских художников» в котором приняли участие художники Саврасов, Перов, В.Маковский, Шмельков, Башилов и др. А в 1869 - 1870 гг. уже в Петербурге группа питерских художников в лице Репина, Крамского, Сурикова, Чистякова, Савицкого, Максимова, Куинджи, Шишкина и других выпустила свой альбом - « Художественный автограф».



20.Литография

Большая часть литографий того времени выполнялась в один цвет, а потом раскрашивалась от руки. Но были и цветные литографии, т.н. «хромолитографии». Например, тот же Тимм печатал свои сюжеты в 2-3 цвета, а порой и в 5 красок! Наиболее же часто печатались литографии в 2 цвета: тогда один - черный - был основным, рисующим цветом, а второй - большей частью серый или охристый - только слегка подсвечивал рисунок, ложась на всю площадь композиции, и лишь в самых светлых местах рисунка (в бликах) бумага оставалась белой.



21.Литография

В 1900 году был выпущен альбом « 15-ти литографий русских художников», изданный журналом « Мир Искусства», где были помещены литографии Бакста, Бенуа, Лансере, Малявина и Серова.

Уже в начале 1920-х годов к литографии обратились те из художников старшего поколения, творчество которых было отмечено реалистическими традициями - Юон, Кустодиев, Остроумова-Лебелева, В. Соколов, и др. Огромное применение нашла литография в политическом плакате 1930-1950 гг. в сюжетах и образах Моора, Тоидзе, Верейского, Пахомова, Кибрика, Ватагина, Родионова, Конашевича, Лебедева, Кузнецова, Рудакова, Чарушина, Бойма и др.



22.Игорь Задера

Сегодня кадры художников, владеющих искусством литографии непрерывно пополняют ведущие художественные институты страны: Академия Художеств им. Репина в Петербурге, а также художественный институт им. Сурикова и Академия печати в Москве. Признанными мастерами жанра являются художники Кокорин, Коровин, Ливанов, Обросов, Пророков, Большакова, Калиничева, Судакова, Щеглов и др.

© «Россия для всех», 1 апреля 2013

интересно, живопись, художники, кремли и дворцы, техника и технологии, культура, искусство, мужчины, памятники и достопримечательности, города и сёла, современность, история, музеи и выставки, фото и картинки, традиции, биографии и личности, интервью и репортаж, россия, москва, мастер

Previous post Next post
Up