Пятый океан отца Фёдора #3

Dec 12, 2015 18:32

Ещё о путешествующих

Вокруг света на воздушном шаре. Продолжение
Лента Конюхова Федора Филипповича / Наши люди

Фёдор Конюхов: - Сейчас в Англии идет очень напряженная работа по пошиву купола и изготовлению гондолы для воздушного шара «Мортон». Специалисты проводят сложные расчеты на компьютере: построить воздушный шар для кругосветного перелета - задача не менее сложная, чем запустить ракету в космос. ©Ещё с Конюховым



Ведь было всего два успешных полета вокруг Земли на воздушном шаре - и десять, закончившихся неудачей.Поэтому над строительством нашего шара работает вся старая команда, которая запускала еще Пикара в 1999 году и Стива Фоссета в 2002-м. Это опытные инженеры со всего мира: голландцы, американцы, австралийцы, бельгийцы и сами англичане. Все уже такие старики, что я моложе всех, хотя мне и идет 64-й год. Вообще, в мире есть всего 30 специалистов, которые могут работать с шаром для полета вокруг Земли. Молодежь почему-то этим не интересуется и не исследует строительство воздушных шаров, а жаль. Зато старая команда все делает на большом подъеме, сами рвутся в бой и горят идеей, их не нужно подгонять.


Шар мы шьем на заводе в Бристоле, на фабрике Cameron Balloons, основателем этой компании является легендарный пилот и изобретатель Дон Кэмерон. Также я там встретился с Аланом Ноублом, менеджером практически всех мировых рекордов на шарах типа «Розьер» за последние 20 лет.

Купол шара настолько гигантский (его объем 15 500 куб. м), что шьется отдельными кусками, целым мы его увидим, пожалуй, только в день приемки в Англии и в день старта. Купол был спроектирован на компьютере. Зал для раскроя очень большой, и сборкой деталей занимаются сразу несколько швей. Сейчас уже ведутся работы по сшиванию и проклеиванию швов внутренней оболочки шара, куда будет закачиваться гелий. Проклеивать швы специальной пленкой необходимо для того, чтобы не было утечек газа, ведь экономия гелия важна для успешного перелета. Очень интересно, что машина для проклеивания швов нагревается до 300 градусов, получается плотная спайка.

Мы уже утвердили дизайн купола. У нас будет изображена эмблема «Мортон» с двух сторон, и с одной стороны наверху будет написано «Россия», а с другой стороны «Москва», чтобы во всем мире знали, что именно русский человек совершает этот полет. Компания «Мортон» базируется в Москве.

Очень интересно, что печка для обогрева гондолы будет установлена на крыше. Я буду использовать ее и для приготовления пищи. Хотя приготовление - это громко сказано. Мы закупили в Англии сублимированные продукты, которые нужно разводить кипятком. В полет возьму 50 литров воды из расчета по 2,5 литра на день и на этой самой печке и буду ее подогревать. Кстати, на высоте вода закипает не при 100 градусах, как на земле, а всего при 60-70 градусах.

В нашем воздушном шаре будет шесть горелок для подогрева купола. Они такого же типа, как и для обычных тепловых шаров, но немного меньшего размера. Столько же было установлено и у Стива Фоссета. Мы решили, что удачную конструкцию не нужно изменять, хотя, по мнению специалистов, достаточно всего двух горелок. Но еще четыре необходимы для подстраховки. Ведь шанса на второй полет у меня уже может не быть.

Инженеры Cameron Balloons изобрели новые стальные баллоны, которые легче на целых 30 кг, чем те, что были у Стива Фоссета. Вес пустого баллона равен 45 кг, а в наполненном состоянии - 180 кг. Благодаря этому я смогу взять на борт 34 баллона, при том что Фоссет стартовал всего с 28. Запасные баллоны необходимы, чтобы продержаться в воздухе весь запланированный путь и дотянуть до финиша, несмотря ни на какие погодные условия. Теоретически наш шар «Мортон» сможет продержаться в полете до 20 дней.

Также мы дополнительно согласовали список навигационных и коммуникационных приборов, утвердили схему размещения приборов на приборной панели. А еще решили брать с собой спасательный плот, несмотря на то, что гондола шара рассчитана для спуска на воду. Возможно, заставят и парашют взять для безопасности, но мне не хотелось бы. Ведь у нас все рассчитано по весу, и если брать что-то лишнее, значит, нужно от чего-то отказаться или же брать с собой больше газа.

Саму гондолу для нас по заказу Cameron Ballon делает субподрядчик, фирма AEL. Ее также спроектировали на компьютере. Размер гондолы невелик, в длину - как раз размах моих рук, примерно полтора метра. Весить же она будет до 100 кг. Для изготовления корпуса специалисты будут использовать карбон, кевлар, пенопласт и дерево бальза. Строить гондолу решено в три этапа: в октябре - изготовление болвана, в ноябре инженеры сделают матрицу, а к декабрю этого года должна быть отлита сама форма гондолы. Причем форма будет состоять из двух одинаковых половин, которые склеят между собой и стянут для прочности четырьмя стальными тросами в пластиковой оболочке. Мы планируем покрасить гондолу в оранжевый цвет.



На фабрике Cameron Balloons готовят оболочку для воздушного шара / Фото из личного архива
Так как большая часть полета на воздушном шаре «Мортон» будет проходить над водами Тихого, Атлантического и Индийского океанов, гондолу оборудуют двумя килями, которые при вынужденной посадке будут заполняться водой. Это позволит сохранять вертикальное положение, а чтобы снизить скорость дрейфа и исключить переворачивание гондолы при большом волнении, мы предусмотрели плавучий якорь.

Теперь для нас самое главное - чтобы строительство воздушного шара «Мортон» не прерывалось, ведь у нас очень ограниченное время. Всего на подготовку требуется девять месяцев, а так как мы опоздали со строительством на месяц, то сейчас приходится работать и в выходные дни. Необходимо, чтобы в конце марта 2016 года шар был уже готов, в апреле планируем погрузить его на корабль, который будет плыть к Австралии 30-40 дней. 1 июня шар должен быть на месте старта, ведь у Стива Фоссета благоприятная погода для старта открылась 17 июня. Мы рассчитываем быть полностью готовыми к этому времени. Кроме того, нам необходима подготовка шара к старту - примерно 10-15 дней. Понятное дело, что год на год не приходится и мы не знаем, в какой день хорошая погода откроется для нас, поэтому нужно быть готовыми заранее, а затем уже выжидать благоприятный момент.

Конечно, успех полета вокруг Земли зависит не только от конструкции шара, но и от пилота. Я потихоньку набираюсь опыта на тепловых и газонаполненных шарах. Тренируюсь в России с Иваном Меняйло, а также в Италии у Джовани Аймо и в Германии у Вильгельма Эмерса - все они очень опытные пилоты-инструкторы. Планирую налетать в общей сложности более 100 часов в России (с учетом тренировок и попыток установить рекорд продолжительности и дальности полетов) на тепловом шаре, а также перелететь через Альпы из Германии в Италию на шаре, наполненном водородом. И, конечно же, я расскажу читателям «Русской планеты» об этих полетах.

Фёдор Конюхов
«Русская планета», 21 октября 2015

интересно, авиация, нравы и мораль, современность, техника и технологии, путешествия и туризм, священники, биографии и личности, известные люди, россия

Previous post Next post
Up