Усадьба Соллогуба на Поварской

Dec 09, 2015 15:09

Оригинал взят у galik_123 в Усадьба Соллогуба на Поварской


Жила я неподалёку и поэтому часто ходила по этой улице, которая в те времена называлась улицей Воровского. Иногда бывала и на популярных в то время встречах в Доме литераторов и Доме архитекторов. Но как-то не очень задумывалась об истории аристократических особняков, расположенных на этой улице. А вот теперь пришёл черёд узнать о давно знакомых и любимых местах Москвы подробнее.
Итак, Поварская - улица аристократическая. Наверное, здесь и должна находиться настоящая княжеская усадьба с широкими воротами, большим двором, а в глубине, конечно, должен стоять дом с мезонином и колоннами. Ну, вот это как раз и есть дом №52 по Поварской.

1. В современном виде ансамбль усадьбы формировался постепенно. Сначала в 1756 году был построен небольшой дом по Большой Никитской во владении И.И. Воронцова-Вельяминова. Этот дом составлял центральную часть усадьбы. Потом дом купили князья Долгоруковы. В 1770-х годах дом был расширен до Поварской двумя симметричными служебных корпусами. Над домом был надстроен мезонин, а оба фасада, выходящие на разные улицы, обзавелись коринфскими портиками. Со стороны Большой Никитской - такой же коринфский портик, как и со стороны Поварской, но с наполовину утопленными в стену здания колоннами.



Большая Никитская, дом №55

2. В середине XIX века усадьбу купил выходец из баронского рода Боде - Михаил Боде-Колычёв. Род баронов Боде происходил из Эльзаса. Во время Французской революции их владения были конфискованы, погибли все фамильные бумаги. Они приехали в Россию при Екатерине II и присягнули на русское подданство. Михаил родился в семье барона Льва Карловича Боде и Натальи Фёдоровны Колычёвой (1790-1860), последней представительницы боярского рода Колычёвых.



Портреты Натальи Федоровны (урожденной Колычёвой) и Льва Карловича Боде

3. В 1839-1843 годах Михаил Боде обучался в Пажеском корпусе, по окончании которого служил в придворном ведомстве. В 1853-1856 годах в составе Московского ополчения участвовал в Крымской войне. По окончании войны поселился в Москве в особняке на углу Поварской и Никитской улиц, и поступил на службу в Московское дворцовое управление в чине гофмейстера. Был начальником Оружейной палаты в Кремле, в 1875-1883 годах - вице-президентом Комитета по строительству храма Христа Спасителя в Москве. В 1864-1869 годы являлся почетным членом Общества любителей духовного просвещения. Поскольку ко второй половине XIX века в роду Колычёвых не осталось представителей мужского пола, в 1875 году высочайшим соизволением М.Л. Боде было разрешено принять герб и называться бароном Боде-Колычёвым. В 1883 году получил придворный чин обер-гофмейстера. Им был написан исторический труд "Боярский род Колычёвых".
Из воспоминаний Михаила Андреевича Боратынского о жизни в Москве (Дом на Остоженке. Боратынские в Москве (1850-1860-е годы) / Московский журнал. М., 2009. № 10.):
"Сам барон Михаил Львович был удивительно красив и хорошо сложен, хотя я его помню уже пожилым человеком. Он был громадного роста, очень высоко гордо держал голову, брился по придворному, т.е. не носил ни усов, ни бороды; волосы имел белокурые, мягкие и были зачесаны назад. С нами он был очень ласков, но строг: если мы что-нибудь не так поступали, как полагалось (иногда просто от смущения), он себя так сумел поставить, что все перед ним преклонялись. У него была домашняя церковь в честь св. Филиппа, митрополита, которого считал своим предком по матери, рожденной Колычёвой. Михаил Львович любил музыку, сам имел очень приятный густой тенор, немного играл на виолончели...".



Слева - герб Боде-Колычёвых. Справа - Михаил Львович Боде-Колычев. Рисунок Т. Райта, 1843 год

4. При М.Л. Боде-Колычёве парадный двор усадьбы получил окончательную симметричную композицию. В 1859 году к восточному торцу главного дома была пристроена домовая церковь в псевдорусском стиле во имя святителя Филиппа. В этой церкви в 1866 году венчался И.С. Аксаков с А.Ф. Тютчевой. В середине 1850-х годов в доме барона жили вдова А.С. Грибоедова - Н.А. Чавчавадзе, и её сестра, правительница Мегрелии - Е.А. Чавчавадзе. За период с 1852 по 1860 год к главному дому были пристроены двухэтажный дворовый флигель, полукруглая двухэтажная галерея-переход между главным домом, церковью и новым флигелем. По отзывам современников, усадьба Боде-Колычёва представляла собой настоящий музей с картинной галереей и коллекцией оружия.



Парадные ворота усадьбы

5. На фронтоне главного здания усадьбы - герб баронского рода Боде-Колычёвых: два льва держат щит, над щитом баронская корона и три дворянских шлема. Под щитом девиз: Deus Honor ет Gloria (Бог, честь и слава).



6. Михаил Львович скончался в 1888 году. После его кончины усадьбу унаследовала его дочь Наталья Михайловна. Она была замужем за сыном соседей по Поварской - графом Федором Львовичем Соллогубом. Его матерью была Мария Федоровна Самарина. А родовые владения Самариных были слева от церкви Бориса и Глеба на Поварской, дом №38.
Граф Фёдор Львович Соллогуб (1848-1890) - русский художник, работавший в основном в театре. Выступал также как актёр и поэт-любитель, был преподавателем в Московских драматических училищах. Соллогуб писал рисунки и акварели преимущественно на исторические сюжеты, был известен как художник-иллюстратор. Владел по наследству от отца и деда коллекцией ценных картин и иконописи. Фёдор Соллогуб был хорошо знаком с Львом Толстым.



Памятник Л.Н. Толстому. Вид на западный флигель

7. Федор Соллогуб и его жена Наталья были друзьями В.С. Соловьёва. Когда супруги жили в доме Демидовых на Большом Толмачёвском, 3 (ныне Научная педагогическая библиотека имени К. Д. Ушинского), Соловьёв не раз бывал у них. Из воспоминаний родственницы Соллогуба М.Ф. Мансуровой (урождённой Самариной): "Это был человек в то время лет тридцати пяти, очень одарённый, дилетант поэт и художник, с большим юмором и с большим обаянием. Он был близок к плеяде Фета, А.Толстого и Апухтина. В семейной жизни он не был счастлив и больше жил вне дома. Мать его, графиня Марья Федоровна Соллогуб (рождённая Самарина) приходилась двоюродной тетей бабушке Трубецкой, и потому Федя Соллогуб бывал у Трубецких на правах родственника и со всеми был „на ты“. Его талантливость в сочетании с талантливостью Трубецких давала блеск".



Вид на восточный флигель

8. Графиня Наталья Михайловна умерла в 1916 году, и дом перешел к ее старшей дочери графине Елене Федоровне Соллогуб. Таким образом, Соллогубы владели усадьбой до октябрьской революции. К этому времени парадный двор получил окончательную симметричную композицию, включившую в себя заново построенные декоративные стенки между главным домом и флигелями, террасу у полукруглого перехода между центральным зданием и восточным флигелем, четырёхколонный портик восточного флигеля. Главный дом с классическим шестиколонным портиком образовывал широкую крытую галерею. Портики украшали пристроенные к главному дому дворовые флигели и служебные корпуса.



Вид на центральный вход в усадьбу

9. Колонны главного портика - коринфского ордера. Их характерной особенностью является колоколообразная капитель, богато украшенная стилизованными листьями.



10.



11.



12. Слева и справа на главном доме - ещё два портика, подчеркивающие симметричную композицию фасада. Четыре колонны разнесены в стороны и раскрывают трехчастную композицию с арочной нишей. В XIX веке всё пространство между колоннами было сплошь застеклено и напоминало веранду или зимний сад. Появившиеся изменения, по-видимому, были связаны с пристройкой домового храма как раз с этой стороны дома.



Вид на восточный флигель, за ним находилась церковь.

13.



14. Восточный флигель с колоннами.



15.



16. После революции в усадьбе часто менялись хозяева, и судьба её была очень бурной. Сначала здесь разместилась ВЧК, позднее в усадьбе проживал с семьёй А. В. Луначарский, размещались Литкомиссия ВЦИК, Комитет по делам национальностей и ряд других учреждений. В 1920 году здесь открылся "Дворец искусств", в котором выступали А.А. Блок, С.А. Есенин, Б.Л. Пастернак, А.Н. Толстой, И.Г. Эренбург, М.И. Цветаева и другие литераторы. В 1922-1923 годах в строениях бывшей усадьбы Соллогубов находился Музей живописной культуры. В годы НЭПа домом владели частные лица, сдававшие квартиры жильцам внаём. В 1930 году здесь прощались с Маяковским. В 1932 году в усадьбе разместился Союз писателей СССР. В 1933 году особняк был национализирован. В 1940 году в усадьбе проходило прощание с писателем М.А. Булгаковым.



17. Теперь  в этом доме располагаются различные писательские организации, а также редакция журнала "Дружба народов", да ещё ресторан.



18. Главный дом городской усадьбы Соллогубов, церковь, здание служб, ограда с воротами и территория парадного двора являются объектами культурного наследия федерального значения.



19.



20. Бытует мнение, что усадьба послужила прототипом имения Ростовых в романе Л.Н. Толстого "Война и мир". В связи с этим  в советское время на фасадной стене главного дома была установлена соответствующая мемориальная доска. В настоящее время некоторыми исследователями и учёными эта литературная легенда опровергается, однако доска продолжает поддерживать легенду.
Дом этот всё-таки связан со Львом Толстым очень многими родственными связями. Старшая сестра Натальи Михайловны Боде-Колычёвой - Мария Михайловна, была первой женой Михаила Сергеевича Сухотина, который после ее смерти в 1897 году женился на старшей дочери Толстого - Татьяне Львовне. У них родилась любимая внучка Толстого - Татьяна, в замужестве Альбертини. От первой жены Боде у М.С. Сухотина было 5 детей - 4 сына и дочь. Его дочь Наталья Михайловна стала второй женой князя Николая Леонидовича Оболенского, который первым браком был женат на средней дочери Л.Н. Толстого - Марье Львовне. А вот после ее смерти он женился на падчерице сестры жены. У них было 2 сына и 2 дочки. Сын М.С. Сухотина - Сергей, был первым мужем внучки Л.Н. Толстого - графини Софьи Андреевны Толстой, той которая вторым браком была за Сергеем Есениным, т.е. его последней женой. Сразу во всём этом и не разберёшься, но понятно, что родственные связи были.



21. В 1956 году посреди парадного двора усадьбы был установлен памятник Л.Н. Толстому, выполненный скульптором Г.Н. Новокрещеновой и архитектором В.Н. Васнецовым.



22. Памятник Л. Н. Толстому был даром писателей Украины писателям России в ознаменование 300-летия воссоединения Украины с Россией.



Очень много старых фотографий усадьбы и её внутренних интерьеров в интересном рассказе http://il-ducess.livejournal.com/265236.html

москвичи, биографии и личности, известные люди, архитектура и дизайн, история, москва

Previous post Next post
Up