Ещё по теме
иностранцев в России Дела земельные
«Русская планета» узнала, зачем семьи из Германии, Греции и Сирии переехали в Липецкую область
К иностранцам, которые приезжают работать в Липецк, местные жители уже привыкли. В особой экономической зоне построены итальянские, бельгийские и японские заводы.
© Надежда Ланг
Однако переселившихся в Липецкую область иностранцев не очень много. Он меняют свои комфортные европейские города на неустроенную российскую деревню.
«Мы здесь по золоту ходим»
В деревню Ржавец Задонского района семья Ланг из Германии переехала шесть лет назад. Приехали целенаправленно - создать на просторах России свое родовое поместье. За шесть лет построили дом, разбили огород и посадили сад.
В Ржавце собралось уже 20 семей, которые хотят жить на земле: несколько семей с севера России, несколько - из Германии. Здесь же начала строить дом и семья из Великобритании.
На вопрос о том, где живут переселенцы из Германии, местные жители машут рукой на окраину села: «Там живут наши немцы. У Лангов самое крепкое хозяйство».
По дому сразу видно, что принадлежит он крепким бюргерам. Замечаю европейскую привычку: нет не то что высокого забора, а вообще какой-либо ограды, лишь декоративный кустарник и розы. На границе поместья стоит столб с колокольчиком, на нем надпись: «Позвони».
Глава семьи Александр Ланг уклоняется от разговора. Его жена Надежда поясняет, что в Германии ему не нравится, поскольку там постоянно увеличивают пенсионный возраст, появляется множество новых домов престарелых. Их родственники считают такое отношение необоснованным, просят говорить о Германии лучше. Поэтому теперь и Надежда осторожно подбирает слова, чтобы ненароком не обидеть далекую родину.
- Домов престарелых, действительно, очень много. Потому что пенсионный срок увеличивается, люди вынуждены работать, а старики остаются без поддержки родных. Мы с мужем детей вырастили, теперь хотим пожить для себя. Но мы еще не пенсионеры ни по немецким, ни по российским законам. Сейчас нас кормит земля. Если вы что-нибудь слышали про движение родовые поместья, вы поймете, почему мы сюда приехали. Берется гектар земли под родовое место с учетом, что сюда приедут дети. У нас двое сыновей. Старшему - 31 год, младшему - 27 лет. Да, в Германии тоже есть экологически чистые деревни, но это не то, что нам нужно. Там очень плотное население и большие налоги. Государство существует в основном за счет налогов. И если бы мы там гектар земли приобрели, то чтобы заплатить налог на землю, вынуждены были бы снова пойти работать. А если мы будем работать, то зачем нам земля?
Дети пока живут в Германии, хотя приезжают к нам каждое лето. Им здесь нравится. Надеемся, что они поймут когда-нибудь, что земля всегда была единственной кормилицей. Чтобы человек не говорил, но ему всегда хочется иметь собственный дом, независимый ни от кого. Вот у нас свой виноград. Яблоки уже дают урожай. Свои овощи. Мы не пользуемся удобрениями и ядохимикатами - я знаю, что ем. Это радует. Вольно или невольно начинаешь наблюдать за природой и понимаешь, зачем живешь на земле, начинаешь задавать себе более серьезные вопросы. В системе это невозможно - город от слова «городить». Нагородим мы там, а потом начинаем друг на друге зарабатывать, потому что в городе складываются отношения по системе «купи-продай», по-другому невозможно. Город - это иллюзия, которая из тебя только вытягивает энергию, а земля, наоборот, дает силы жить.
Люди боятся земли, потому что привыкли работать на работодателя, а за себя им страшно отвечать. Легче к кому-нибудь на работу сходить, чем самому что-то сделать. Наверное, это за несколько последних поколений люди вытравили из себя чувство ответственности. Это и в России происходит. В Германии так живет основная масса. Только единицы пытаются жить самостоятельно, а остальные все идут работать на работодателя: от зарплаты до зарплаты. Многих это устраивает.
Нам часто звонят из Германии и спрашивают, как можно переселиться, получить землю. Мы рассказываем честно, что это очень сложно. Германия, с точки зрения бюрократии, тоже закрученное государство, но чиновники там умеют работать четче и вежливее. Нет такого хамства, как среди чиновников в России.
Мы, конечно, скучаем по родным, но не пожалели, что приехали в Россию. Если брать только материальную сторону жизни, то в Германии, конечно, зарплата больше и существование достойнее, но если брать другую сторону жизни - здесь свободнее. Например, если бы строили дом в Германии, нужно было бы брать определенное архитектурное разрешение. Электричество могут подключить только специальные службы. К тому же на все большие налоги. А мы все здесь сами сделали, у нас только приняли. Там ты не имеешь право сделать это, сделать то. А здесь мы отказались от газового отопления - дорого, отапливаем дом дровяной печью. Вырыли колодец. У нас капельный полив, так и воду экономим, потому что запасов пресной воды на земле мало, и силы свои бережем. Сейчас вот теплицу решили большую сделать, рассаду будем продавать. Мы выращиваем овощи, картофель, у нас пасека. 20 семей сюда переехали - это нас и держит. Да, мы не имеем больших денег и не живем богато, но нам хватает, и мы можем обеспечить сами себя. Мы живем на черноземе. Можно сказать, мы здесь по золоту ходим.
За нами и местные жители потянулись. Тут было много брошенной земли. А теперь многие от бабушек-дедушек доставшиеся участки восстанавливают и землю подкупают. Местные жители нам говорят: «Мы думали, на нашей деревне, на нашем родовом месте уже крест поставили. А вы приезжаете сюда, даже из Германии, хотя все, наоборот, туда тянутся. Мы теперь тоже землю не бросим».
Янис Чамурлиев
«В России больше возможностей»
Семью греков Чамурлиевых в Тербунском районе уже давно считают местными. Глава семьи приехал сюда еще в 90-е искать лучшей жизни. Потом оброс семьей и основал фермерское хозяйство, которым занимается теперь его сын Янис.
- На данный момент в России намного больше возможностей. Рынок здесь еще не настолько насыщен, как на Западе. В Греции, например, открыть свое дело очень сложно, сложно втиснутся в ниши, которые уже заняты. Кризис 2008 года обрушил многих. Мои двоюродные брат и сестра работают в Греции в полиции. У них все хорошо сложилось, достойная зарплата, по местным меркам. А вот мой дядя занимался бизнесом. После кризиса он не смог подняться, приехал к нам, в Россию. Сейчас в Греции очень сложно с работой. Ее нет, а семью кормить надо. Мой дядя работает трейдером: покупает и продает зерно.
У меня часто спрашивают, а не хотел бы я уехать в Грецию. Душой я россиянин. Я в Грецию приезжаю только проведать родственников. Для меня Греция уже другая страна. Греция и Россия - разные страны. Сильно отличаются менталитеты. Чем страна севернее или южнее, тем больше отличий. В Греции вечером жизнь кипит, люди выходят на улицу и до утра гуляют - здесь беспечнее жизнь. В России такого нет, совершенно другой уклад жизни, но я к нему уже привык. В России на себя берешь больше ответственности: за себя, за семью, за людей, с которыми работаешь. Приходится брать на себя ответственность, наверное, потому что здесь холоднее и постоянно нужно думать о завтрашнем дне.
Говорят, что русские сильно отличаются от европейцев. Возможно, такое было при Советском Союзе. Но за последние 15-20 лет люди в России сильно поменялись: стали свободнее, раскрепощеннее - сейчас россияне мало отличаются от европейцев, у них гораздо больше точек соприкосновения.
«Мне нравится ваш президент»
Сириец Закхей Анас в Липецке всего полгода. Пятнадцать лет назад учился в Воронежском университете, вернулся на родину дипломированным специалистом. После вооруженного конфликта между правительством и боевиками уехал с семьей сначала в Европу, потом в Россию.
- Положение в Сирии и вокруг Сирии такое, что вряд ли в ближайшее время там возможна спокойная, мирная жизнь. А пока война в Сирии выгодна Америке, она там будет продолжаться бесконечно долго. Сначала я думал, что мне удастся осесть в Европе, но жить на пособие я не хочу, а по-другому за два года, что я там был, не получилось. Решил приехать в Россию. Хотя помнил Россию по 90-м годам, когда учился здесь. Студенчество - веселое время, но у России тогда было много проблем. Я помню очень плохие дороги, темные, неосвещенные улицы, горячую воду по часам. Вы молодцы, что смогли всего за 15 лет поднять свою страну. Мне часто русские друзья жалуются на местную власть, на ЖКХ, на медицину и ваш ЕГЭ. Но, если сравнить со стороны, какой Россия была в 1990-е и какой стала в 2014 году - это гигантский шаг.
Да, Россия - суровая страна, а русские - суровые люди. Но здесь проще стать своим, как ни странно. В Европе я жил два года и так и остался сирийцем, в Россию я переехал в прошлом году, и я понимаю, что свой. У вас долго присматриваются, но потом уже доверяют полностью.
Я веду свой бизнес в Москве. Это город больших возможностей. Но для семьи я хочу спокойную размеренную жизнь. Поэтому выбираю спокойный город. Был в Воронеже, сейчас смотрю Липецк, мне нравится ваш Елец. У вас большие просторы, много земли, и она требует рук. Очень жаль, что многие русские стремятся в города, не понимая, какое счастье - иметь свой дом и свой сад. Не знаю еще, но я об этом часто задумываюсь, возможно, я тоже построю себе дом в русской деревне. Мне нравится, что там тишина и покой. А еще мне нравится ваш президент. Он очень сильный и смелый человек.
Текст и фото: Наталья Горяйнова
«Русская планета», Липецк, 8 октября 2014