Лука Крымский (Валентин Войно-Ясенецкий)

Nov 04, 2015 20:29

Ещё из религиозных биографий, а также Основатели учений в реальности

Лука Крымский: ученый, врач, святитель
День обретения мощей святителя Луки Крымского и обретение Крыма совпали по датам

- Скажите мне вы, поп и профессор, как это вы ночью молитесь, а днем оперируете и режете людей? - Я режу людей для их спасения. А во имя чего режете людей вы, гражданин общественный обвинитель? / - Следующий вопрос. Как это вы верите в Бога, поп и профессор? Разве вы его видели, своего Бога? - Бога я действительно не видел, гражданин общественный обвинитель. Но я много оперировал на мозге и, открывая черепную коробку, никогда не видел там также и ума. И совести там тоже не находил. ©


Святитель Лука Войно-Ясенецкий
Так в 1923 году проходил первый допрос в ЧК священника и врача Валентина Войно-Ясенецкого.Жизненный путь ученого и врача даже для смутных большевистских времен был уникален. Профессор медицины, автор канонических работ по хирургии, священник, монах. Валентин Войно-Ясенецкий крестил своих пациентов перед операциями, пережил репрессии и получил Сталинскую премию, будучи в сане. В историю монах вошел под именем святителя Луки Крымского - Церковь канонизировала его в 2000 году. Святого назвали Крымским по месту его архиерейского служения. 18 марта православная Церковь празднует обретение его мощей. Удивительным образом эта дата совпала с днем обретения Россией Крыма.

Труд

Отец - верующий католик из белорусов, мать - умеренных православных взглядов. Ничто не предвещало того, что их сын золотыми буквами впишет свое имя в историю православной церкви.

В юношестве Валентин Войно-Ясенецкий выбирал, кем стать - живописцем или врачом. Тяга помогать людям победила. Еще юношей проникся идеями Льва Толстого настолько, что хотел ехать жить к крестьянам. Писал классику в Ясную Поляну, просил выделить ему кров и дать косу для работы в поле.

Отрешился от Толстого будущий святой стремительно. В 1884 году Лев Николаевич публикует свой труд «В чем моя вера?», сразу ставший скандальным, где критикует церковь, стяжательство священников, обрядовость. Спустя семь лет взгляды Толстого приведут к его отлучению от церкви. Прочитав религиозно-философский трактат Л.Н. Толстого, который к тому времени запретили в России, будущий священник Валентин Войно-Ясенецкий понимает: «Не то, не мое». В 1898 году Валентин стал студентом медицинского факультета в Киевском университете.

Начинающий медик Войно-Ясенецкий искал трудной практики. С Красным Крестом поехал на Русско-Японскую войну. Взял на себя руководство госпиталем в Чите. Потом отправился в Симбирск - к людям, в глубинку, туда, где врача порой не видели месяцами. «Я изучал медицину с исключительной целью, - вспоминал он позже. - Быть всю жизнь деревенским, мужицким врачом, помогать бедным». По легенде, в одном из сел крестьяне, узнав, что их врач подал документы в столичную экстернатуру, подняли вооруженный мятеж.

Дух

Религиозность Валентина раскрывалась постепенно. Будущий монах написал труды по анестезиологии и гнойной хирургии, которые вошли в копилку мировых медицинских знаний. Но одновременно спрашивал пациентов об их вере. Полагал, что часть болезней - от безбожия и в наказание за грехи.

Октябрьский переворот 1917 года Валентин Войно-Ясенецкий встретил в Ташкенте. Переехал туда всей семьей, с четырьмя детьми. Причина переезда - прогрессирующий туберкулез супруги: полагали, что сухой климат Ташкента будет ей полезен.

Уже в начале 1919 года случился первый арест. В городе прошли антибольшевистские волнения. Одного из восставших, казака, раненого в уличном бою, Войно-Ясенецкий тайно лечил у себя дома.



Валентин Войно-Ясенецкий
Вступились партийные бонзы: главного городского хирурга большевики хорошо знали, поскольку сами лечились у него, и выпустили из тюрьмы в тот же вечер. Однако арест окончательно подорвал здоровье жены. После кончины супруги Валентин сам две ночи читал «Псалтирь» над ее гробом.

Позже Валентин Войно-Ясенецкий писал, что смерть супруги стала поворотным моментом в его жизни, стал часто посещать храм, участвовал в приходской жизни. В конце 1920 года епископ Туркестанский и Ташкентский Иннокентий предложил ему стать священником. Хирург согласился, для служб в городском Соборе ему определили воскресные дни - чтобы не отвлекать от работы в больнице.

Через два года Войно-Ясенецкий принял монашеский постриг под именем Луки. Еще через год возглавил Туркестанскую епархию. Приходил в больницу в архиерейском облачении и перед операцией крестил пациентов. Стерпеть такого новая власть не могла.

Ссылка

- Вот вы скажите, друг вы нам или враг? - допытывались чекисты на допросах.

- И друг, и враг. Не будь я христианином, мог бы стать коммунистом. Но вы возглавили гонение на христианство и потому, конечно, я не друг ваш.

- Оставьте свое священство.

- Не оставлю.

В первую ссылку святитель Лука попал в конце 1923 года. Обвинили в антиреволюционной пропаганде, пособничестве буржуазии, возбуждении масс к сопротивлению Советской власти - стандартный набор обвинений, благодаря которым избавлялись от неугодных. Отправили в Красноярск, затем в Туруханск и далее на север, за Полярный круг. В деревнях, мимо которых ехал ссыльный, его встречали порой толпы людей, просили медицинской помощи и благословения.

Вторая ссылка случилась в 1929 году. Обвинение было абсурднее предыдущих: накануне в Ташкенте покончил с собой профессор-физиолог Михайловский. Последние дни жизни он занимался тем, что пытался воскресить своего умершего сына - «создать из неживой плоти живую». Профессора Войно-Ясенецкого обвинили в убийстве Михайловского с целью «не допустить открытия, подрывающего основы религий». Так гласила официальная формулировка следствия.

В 1934 году его освободили, а спустя три года завели новое дело - «создание контрреволюционной монашеской организации». Вновь ссылка на Север: здесь профессор Войно-Ясенецкий закончил монументальный труд «Очерки гнойной хирургии».

Войну святитель Лука встретил в Красноярске, откуда написал письмо самому Калинину. Отрывки этого письма приводят исследователи: «Я, епископ Лука, профессор Войно-Ясенецкий, являясь специалистом по гнойной хирургии, могу оказать помощь воинам в условиях фронта или тыла. Прошу ссылку мою прервать и направить в госпиталь. По окончании войны готов вернуться в ссылку. Епископ Лука»

Святость

Освободили Войно-Ясенецкого в 1943-м. В войну Лука заведовал сетью столичных госпиталей, а позже - уехал из столицы, приняв управление Крымской епархией.

В 1944 году случилось невероятное - действующему священнослужителю, епископу Луке, дали Сталинскую премию, государство большевиков все-таки признало его заслуги в медицине.

Святитель Лука скончался в 1961 году, в Симферополе, дожив до 84 лет. В 1996 году его останки перенесли с городского кладбища в Свято-Троицкий кафедральный собор. Этот день считают обретением мощей подвижника. Лука Крымский прославлен в лике святых в 2000 году. Автобиография, над которой он трудился последние годы, начинается словами: «Я полюбил страдание…».

Михаил Боков
«Русская планета», 18 марта 2015

русские и славяне, святыни, революции и перевороты, ученые, 18-19-ее века, 90-е, христианство, символы, священники, награды, регионы, украина, вера, героизм и подвиги, современность, 60-е, православие, история, российская империя, традиции, наука, медицина и здравоохранение, россия, врачи, 20-й век, репрессии и цензура, ссср, гражданская война, благотворительность, 30-е, легенды, нравы и мораль, религии, семья, крым и севастополь, эпохи, даты и праздники, святые, биографии и личности, красные и белые, 20-е

Previous post Next post
Up