Русская старина в Смоленске

Sep 27, 2015 08:40

Оригинал взят у galik_123 в Русская старина в Смоленске


В краснокирпичном здании на пересечении улиц Тенишевой и Исаковского находится музей “Русская старина”. Построено здание было в 1903-1905 годах по проекту С.В. Малютина, в разработке проекта участвовали княгиня М.К. Тенишева и художник В.М. Васнецов. Княгиня Тенишева выделяла личные средства на все работы. Это ведь строился музей для размещения её любимого детища - знаменитой историко-этнографической коллекции. Собирала Мария Клавдиевна эту коллекцию много лет, преодолевая разные препятствия. В своих воспоминаниях она пишет, что князь Тенишев не одобрял это её занятие и в финансировании часто отказывал. Она даже выработала специальную тактику для решения финансовых проблем - объявляла князу о том, что ей нужна необходимая сумма уже после свершившийся покупки. Приобретенные предметы ей приходилось хранить во всяких подсобных помещениях, чтобы они не попадались на глаза супругу. Несмотря на все трудности, она собрала уникальную коллекцию русской старины, состоявшую более чем из 10000 предметов.

После посещения Талашкина давно хотелось побывать в тенишевском музее Русская старина, и наконец это свершилось. Вот только, к большому сожалению, экспозиции пока там нет и проходят какие-то временные выставки. Но здание уже восстановлено и готово принять остатки коллекции Тенишевой.

1. Само здание музея является одним из лучших произведений неорусского стиля на Смоленщине. Кладка кирпичных стен лицевая. В декорации фасадов большую роль играет цвет. Между цоколем и первым этажом проходит поясок из зеленоватых майоликовых плиток, между первым и вторым этажами - широкий пояс из разнообразных орнаментальных рядов фигурной кирпичной кладки.



2. Из разноцветной майолики выполнен и масштабный орнамент, расположенный над входом. Он имеет форму церковной маковки и содержит стилизованную надпись "Русская старина" с вензелем Тенишевой над ней. Вся композиция украшена затейливыми узорами.



3. При открытии музея экспозиция содержала тысячи уникальных памятников декоративно-прикладного и народного искусства, рукописи, иконы и оружие. Но судьба этой коллекции оказалась многострадальной. В период беспорядков 1905 года княгиня приняла решение вывезти коллекцию во Францию, чтобы спасти её от разграбления, так как губернатор Смоленска не смог гарантировать её сохранность. В 1907 году лучшие экспонаты музея выставлялись в Париже, в Лувре, и пользовались огромной популярностью, получив высочайшую оценку публики и профессионалов от искусства. Французские власти предложили Тенишевой продать коллецию Франции, но княгиня отказалась - она хотела, чтобы вся коллекция оставалась в России. Через несколько лет она передала свою коллекцию Смоленскому филиалу Московского археологического института с условием, что все экспонаты останутся в Смоленске, а в дальнейшем будут пополняться исключительно предметами русской старины. За этот благородный поступок княгиня удостоилась звания почетного гражданина города Смоленска. Еще в начале XX века музей "Русская старина" был известен и на мировом уровне.



После революции в 1920 году новая власть перепрофилировала здание музея, в котором открылась Смоленская художественная галерея, просуществовавшая здесь с перерывом на Великую Отечественную войну до 2011 года. В 1920 году музей был передан в ведение новой власти. И хотя на всех уровнях было продекларировано, что коллекция Тенишевой нерушима, как Мария Клавдиевна и требовала в своем завещании, уже через два года началось разбазаривание единого собрания. Вещи из коллекции Тенишевой кочевали по выставкам и районным музеям, передавались в городские музеи, постоянно менявшие свои названия.
С 1924 года на Смоленщину хлынул поток эмиссаров из центральных музеев страны: Эрмитажа, Государственного исторического музея, Третьяковской галереи, Загорского музея, Минского музея и других. Коллекция Тенишевой рассыпалась по всей стране. К 1929 году музей потерял даже былое название. Он стал называться "Музей изобразительных искусств имени Крупской". А в 1930 году все самые образованные сотрудники, знатоки своего дела, были уволены из музея. Разорение собрания довершила война. Тогда погибло более 2900 экспонатов из тенишевской коллекции. Архив Тенишевой не сохранился. Предположительно, он был вывезен Марией Клавдиевной из страны в 1905 году. Вероятно, в 1908 году возвращаясь в Смоленск, она не взяла архив с собой. Ныне известно, что какая-то часть архива находится в частном собрании в Париже, а какая-то часть находится в Праге, куда была передана её подругой Е.К. Святополк-Четвертинской перед смертью. Из 10 000 экспонатов тенишевского музея до наших дней дошло не многим более 4 000. Наиболее серьезные утраты коснулись предметов из фарфора и керамики, стекла, драгоценных металлов, дерева. Практически полностью были утрачены предметы из археологических раскопок, значительно пострадало собрание икон.

4. Сейчас принято решение максимально представить собрание историко-этнографического музея М.К. Тенишевой; создать экспозицию, посвященную жизни и деятельности М.К. Тенишевой и центр по изучению и пропаганде тенишевского наследия. Однако восстановление первоначальной тенишевской экспозиции невозможно из-за отсутствия необходимого количества предметов. А пока отреставрированное здание ждёт возвращения хотя бы сохранившейся части коллекции.



5. Внутри здания сохранились некоторые элементы внутреннего интерьера, например оригинальный пол из плитки.



6. Восемь экспозиционных залов, перекрытых кирпичными сводиками по балкам, соединяются крупными арками, без дверных полотнищ. Оконные рамы выполнены в виде буквы М - так художник Малютин оставил свой знак.



7. Насчёт люстр, выяснить точно, к какому периоду они относятся, не удалось.



8. Дверные ручки, интересная расписная дверь, складывающаяся гармошкой, - всё это родные детали построенного музея.



9.



10.



11. Входную дверь воссоздали по сохранившимся эскизам.



12.



13. Выходим из музея и обойдём его. На западе к основному объему здания пристроен одноэтажный вестибюль с декоративно украшенными фасадами. Они оформлены по проекту художников А.П. Зиновьева и В.В. Бекетова.



14. Из белого кирпича выложены щипцовый карниз вестибюля и широкие фигурные наличники больших окон на северном и южном фасадах.



15. Основным объемом здания является двухэтажный куб с высоким подвалом и обращенным во двор мезонином.Сейчас крыша тенишевского детища покрыта крашеным листовым железом в тон строения, но изначально была черепичной.



16. Все стены здания выполнены лицевой кладкой темно-бурого цвета с множеством характерных для стиля ажурных декоративных элементов.



17. Фигурная рама мезонина, обращенного в сторону двора.



18. Особую нарядность зданию музея придают причудливой формы окна в сложных узорчатых переплетах, обрамленные фигурными наличниками из белого камня. Цветовую гамму первоначально довершали цветные стекла в оконных переплетах сложного рисунка по эскизам М.К. Тенишевой и черепичная кровля.



19. Со стороны двора напротив основного здания находится  краснокирпичный надворный флигель



20.



21.



22.



Итак, музей Русская старина ждёт возвращения остатков многострадальной коллекции Тенишевой. Сотрудники музея поясняют, что вопрос сейчас, как и всегда, упирается в финансирование. Надеются на спонсоров, а пока остатки коллекции находятся в запасниках Смоленского государственного музея-заповедника.
Раньше уже рассказала:
О коллекции в Теремке
О сельской школе Тенишевой

музеи и выставки, биографии и личности, реставрация, города и сёла, россия

Previous post Next post
Up