Раздался корогод в Бурятии! / Фоторепортажи

Sep 12, 2015 02:02

Ещё о культуре старообрядцев

«Раздайся, корогод!» встретил старообрядцев всего мира
Староверы сегодня / Бурятия. Семейская культура

С 7 по 10 августа 2015г. в Республике Бурятия проходила встреча старообрядцев мира «Путь Аввакума», посвященная 250-летию прибытия первых переселенцев-старообрядцев в Бурятию. ©По теме: Некрасовский карагод



Основной целью фестиваля-конкурса «Раздайся, корогод!» является всемерное содействие процессу сохранения и развития уникальной культуры старообрядцев, включенной по решению ЮНЕСКО от 18 мая 2001 года в Париже в список «Шедевры культурного и нематериального наследия человечества».В рамках встречи были запланированы этнофорум - «Всестарообрядческий съезд», международная научно-практическая конференция, конкурс «Сохранение траций семейского быта», международный фестиваль - конкурс фольклора старообрядческих художественных коллективов «Раздайся, корогод!». На международном фестивале «Раздайся корогод!» выбирали лучших из певцов песенного и обрядового фольклора, гармонистов, частушечников, плясунов, мастериц старообрядческого костюма. Были экспонированы выставки - ярмарки народных художественных промыслов, сувенирной и продовольственной продукций. Развлекательная программа так же была насыщенной играми и народными гуляниями.




2.
На 9 августа был запланирован выезд в Тарбагатайский район - место компактного проживания семейских. Там гости познакомились с Центром семейской культуры, бытом и укладом их жизни, посетили музеи, усадьбы, церкви, попробовали блюда традиционной семейской кухни.



3.
В фестивале принимали участие старообрядческие коллективы и отдельные исполнители, мастера по народным художественным промыслам из разных регионов России и зарубежья. Были заявлены на участие в фестивале «Раздайся, корогод!» следующие коллективы, гармонисты, частушечники и плясуны: «Музейная мозаика», «Берегиня», «Дигомор», «Рябинушка», Арина Некрасова из Забайкальского края, ансамбль «Красота» из Новосибирска, исполнитель духовных стихов Александр Холмогоров из Алтайского края, ансамбль русской народной песни из Китая, «Родники», «Калиточка», дуэт юных гармонистов, «Рябинушка» из Бичурского, Большекуналейский семейский хор, Кушнарева Надежда, дуэт Филатовых, «Судьбинушка», «Родничок», «Топотушки», «Лучинушка» из Тарбагатайского, «Калинка», «Забавушка», «Журавушка», «Русская песня», Александр Суворов из Мухоршибирского, «Долюшка», Андрей Казанков из Заиграевского, «Родник», «Матрешка» из Хоринского, «Берегиня» их Кижингинского, «Зареченька» из Кяхтнского районов республики, «Истоки», Зинаида Рыжакова, Светлана Козлова, «Семейские Янтари», «Рыжаки», «Живица» из г. Улан-Удэ.



4.
А также коллективы из Республик Коми, Алтай, Тыва, Ненецкого округа, Румынии. На конкурс «Старообрядческий костюм на рубеже эпох» были заявлены участники из Забайкальского края, Тарбагатайского, Кижингинского, районов республики и г. Улан-Удэ. На конкурс «Сохранение традиций семейского быта» были заявлены участники из Мухоршибирского, Тарбагатайcкого, Хоринского районов.

Оригинал взят у azart-udeКартинки с выставки

У нас тут, как известно, проходят разные культурные мероприятия в честь 250-летия переселения первой группы староверов («семейских») в Бурятию. 7 августа я ездила на Байкал, и потому на Этнофорум - встречу староверов разных стран и регионов - не попала. А вчера сходила-таки в Этнографический музей на гала-концерт «Раздайся, корогод!», на котором должны были выступить победители конкурса семейских по разным номинациям: фольклор, гармонисты, частушечники, обрядовый фольклор.



5.
Сразу за входом была организована небольшая выстака-продажа разных изделий мастеров из староверческих (семейских) сел.



6.
А это - настоящий ткацкий станок!



7.
Сельские художники пишут копии и с натуры, а также срисовывают фото.



8.
Было много моего любимого дерева в разном жанре.



9.



10.



11.



12.



13.
Тканое, вышитое, валяное и плетеное творчество.



14.



15.



16.



17.



18.
Самодельные куклы весьма забавные.



19.



20.



21.



22.



23.
Одно выставочное место даже имитировало русскую избу.



24.



25.
Получилось много фото, поэтому пусть эта запись будет только про выставку, а про сам концерт я напишу в слудующем посте.

Оригинал взят у azart-udeНу вот и раздался корогод

Жара в Улан-Удэ стоит дикая, до 40 градусов, а тут Этнофорум семейских. Ну вот вчера все же сподобилась, съездила в Этнографический музей специально, чтоб посмотреть гала-концерт Фестиваля"семейских". Причем город какой-то поредевший из-за жары, такси работают плохо, многие фирмы отвечают бодрым голосом автоответчика "в настоящее время свободных машин нет!". Конечно нет, если все на Байкал свалили. Кое-как все же заказала машину и доехала на Верхнюю Березовку.

Про выставку народного прикладного творчества я уже написала выше. Сейчас про сам концерт.



26.



27.



28.
Я не отчет для газеты пишу, а потому не буду упоминать победителей разных конкурсов, а просто личные впечатления.

Первое - яркие семейские наряды участников, конечно, придавали всему действу особый колорит.

Второе - избыточное количество офицоза. Ну, понятно, что всем надо отметиться и выступить - и главе республики, и мэру Улан-Удэ, и зампреду по социалке, и почетным гостям - вроде как, чтоб подчеркнуть статусность мероприятия. Но такие выступления сильно утяжеляют и удлиняют мероприятия. А с учетом, что жара, всем зрителям тяжко.. Была б я режиссером этого действа, потребовала б от выступающих - минута на все про все, господа руководител!1 А лучше - две фразы! и все, и переходим к концерту!

И длительные церемонии награждения. Это самая большая беда таких фестивалей - все время съедается награждением! Зрителю это неинтересно, смотрится нудно. Сама при организации разных фестивалей с этим бьюсь, стремясь минимизировать процедуру. но тут сократить не старались, награждали всех победилей разных конкурсов и номинаций - 6 или 7 блоков награжданий получилось.

Поэтому в начале концерта возле сцены сидело человек 300-400, а под конец, когда семейский хор пел хорошие пафосные финальные песни, их слушало уже примерно 30 зрителей. Это плохо, неправильно, финал должен быть апофеозом, всех поднять и зарядить энергией. Самим выступающим, наверное, тоже было некомфортно петь перед опустевшими сиденьями.

То есть режиссура концерта была традиционной: выступления официальных лиц - награждение - песня, и так раз 6-7. Ведущие были хорошие, хотя я бы одела их по-другому, нет, не в народное, но хотелось, чтобы они были или уж совсем нейтральными, или более летними - все же свежий воздух, лес.

Третье - концертные номера. Слушать чистый фольклор - хоть семейских, хоть курских крестьян, хоть якутов или бурят - дело тяжкое для современного убранизированного человека. И это тоже надо учитывать. А то в какой-то момент были пущены три песни подряд разных ансамблей: нашего семейского хора "Истоки", гостей из Красного Чикоя Забайкальского края, и еще какого-то ансамбля. Подряд три тягучие медленно-ритмичные песни.



29.
Я бы разбила эти хоры выступлением частушечников и гармонистов. Но принцип блоковости не позволил организатором это сделать. В результате гала-концерт имел "рваный" ритм и полную потерю темпо-ритма к концу представления. При этом были интересные и симпатичные номера.

Порадовали гармонисты и частушечницы. Гармонисты. кроме малышей, пели песни собственного сочинения.



30.



31.



32.
Эх, рубахи бы им еще нормальные русские, вместо этого атласно-парчового безумия, да китайские цветы с фуражек убрать.



33.



34.
Частушечницы жгли, свои частушки у них на все темы - там и Пугачева с Галкиным присутствуют, и Путин, и миллионные состояния, и родная деревня, которая все равно лучше всех. Сожалею, что не могу по памяти воспроизвести то, что слышала.

Очень-очень мне понравилось выступление ансамбля "КрАсота" из Новосибирска, давно о них слышала, давно мечтала  увидеть. Ну вот сбылось.



35.
"КрАсота" не только голосиситая, они не просто поют фольклор, они его проживают, исполняют, наверное, так, как исполняли наши деды-прадеды. для которых это была музыка их жизни. Потому их пение вызывает живую реакцию зала - как-то они умудряются зарядить своей энергией всех. При полном минимализме - гармошка и 5 человек на сцене. Здорово!



36.



37.



38.
Резюме. На мой взгляд, такой формат фестивалей выполняют. в основном. функцию поддержания того народного материала, который уже имеется в наличии - авторов-самоучек, руководителей фольклорных ансамблей и участников художественной самодеятельности. Дает возможность им встретиться на одной площадке, иногда - как сейчас - подключиться к какому-то новому источнику на мастер-классах.

Для меня, как радетеля за русскую традиционную народную культуру, важно, чтобы подобные мероприятия резонировали среди как можно более широких слоев разного народа, особенно среди молодежи. Эта задача на "Раздайся. корогод!" не выполнена. Впрочем. она, видимо, и не ставилась.

У нас в республике наиболее значительные успехи в сфере пропаганды русского народного творчество в ширнармассах имеет Театр народной песни и танца "Забава" (они выступали на фестивале, как гости), который давно уже перерос свой муниципальный статус. Они осторожно используют фольклор, аккуратно его обрабатывают, придавая современное звучание, и не злоупотребляют электронными обработками, предпочитая живую музыку.

А вот такие традиционные фестивали под крылом минкульта Бурятии пока остаются полем встреч специалистов. Таким макаром мы проиграем войну за молодые сердца своих сограждан, в которых западная музыкальная масскультура свила гигантские гнезда. Хотя среди семейской молодежи  сила традиций сильнее, чем в "среднерусской" сибирской среде. И надо бы их развивать. поддерживать. поощрять.

«Полынь горькая в поле трава». Ансамбль «КрАсата», г. Новосибирск

image Click to view


© ussov, 19 февраля 2014

Оригинал взят у alexsvatov и увиден у azart-udeНу вот и раздался корогод

8 августа в рамках празднования 250-летия прибытия первых переселенцев старообрядцев в Бурятию в Улан-Удэ состоялся международный фестиваль-конкурс «Раздайся, корогод!» Про ярмарку писал в прошлом посте, посмотрите. А здесь лица и костюмы. Просто посмотрите какие они яркие, сильные, крепкие и красивые люди.



39.



40.



41.



42.



43.



44.



45.



46.



47.



48.



49.
Центр русского творчества из Китая. Там несколько славянских лиц.



50.



51.



52.



53.
На улице +40. Крепкие бабульки.



54.



55.



56.



57.
Молоденьких девушек было мало. Жаль.  Красивые девахи.



58.
Местный ансамбль тоже принимал участие. Снимал этих бабушек на Мунгэн Толи, браво поют.



59.
Казачий ансамбль.



60.



61.
«Раздайся, корогод!»' 2015

8 августа в Этнографическом музее народов Забайкалья состоялся большой старообрядческий праздник. В нем приняли участие, не только семейские, но и люди разных национальностей, всего около 3000 зрителей пришли в этот день в музей. Праздник начался в 10 часов утра и завершился после 8 вечера. Программа была насыщенной - это и концерты, и конкурсы, и игровые площадки, и аттракционы, и мастер-классы, и разнообразная кухня, а также выставки-ярмарки изделий народных художественных промыслов и продуктов сельскохозяственных производителей республики. На двух сценических площадках прошли творческие состязания Международного фестиваля-конкурса фольклора старообрядческих художественных коллективов «Раздайся, корогод!». Участники соревновались в песенном и обрядовом фольклоре, виртуозной игре на гармошке, пели задорные частушки, плясали, показали свои костюмы, сшитые по старинным канонам, завязывали кички. Фестиваль собрал более 800 участников из районов Республики Бурятия и г. Улан-Удэ, Новосибирска, Тывы, Забайкалья, Китая, а также гостей со всей России и зарубежья.

- Спасибо организаторам за грандиозный праздник, отдохнули душой и телом. Мы впервые участвовали в таком мероприятии,- говорили гости праздника, уходя из музея.

Второй день фестиваля "Раздайся, корогод!" в с. Тарбагатай был не менее грандиозным. Огромное количество гостей прошлись по улице Промышленной, каждое сельское поселение Тарбагатайского района встречало гостей по-своему - с выдумкой, с песнями, плясками, частушками, разными угощениями, разносолами и пирогами. На центральной площади гости участвовали в народных играх и забавах. Закончился праздник театрализованным концертом "Путь-дороженька моя".



62.



63.



64.



65.



66.



67.



68.



69.



70.



71.



72.



73.



74.



75.



76.



77.



78.



79.



80.



81.



82.



83.



84.



85.



86.



87.



88.



89.



90.



91.



92.



93.



94.



95.



96.



97.



98.



99.



100.



101.



102.

© 2015 Республиканский центр народного творчества

русские и славяне, творчество и промыслы, путешествия и туризм, поколения, фольклор, наследие, христианство, староверы и расколы, регионы, культура, мнения и аналитика, общество и население, конкурсы и фестивали, видео, религии, современность, православие, история, мода, даты и праздники, фото и картинки, музыка и песни, жизнь и люди, традиции, сибирь, народы, интервью и репортаж, россия, бурятия

Previous post Next post
Up