Кино должно давать Надежду... / К 85-летию

Sep 10, 2015 21:13

Ещё по теме советского кино и театра

«Русская Джульетта Мазина»
К 85-летию со дня рождения знаменитой актрисы Надежды Румянцевой

Фортуна была к ней благосклонна. Иначе не привела бы шуструю деревенскую девчонку в кино, не пригрела бы славой. ©


А о ней Надя мечтала с детства, когда еще крутилась возле зеркала, изображая кинозвезд. Одноклассницы прозвали ее «артисткой», не подозревая даже, что невольно предугадывают ее дальнейшую судьбу…Первую свою роль, жаль, нигде не запечатленную, она сыграла на экзаменах в студию при Центральном детском театре. «Мне было 17 лет, а принимали меня за четырнадцатилетнюю, - улыбаясь, объясняла потом Надежда Васильевна, почему она пошла именно туда. - Я знала о приеме в школу МХАТа, но там работали такие маститые актеры, как Тарасова, Грибов, Массальский... В Вахтанговском - сплошь стройные, длинные девушки. А Детский театр - мышка-норушка, терем-теремок… Это мое».

Но на экзамене ей почему-то вздумалось исполнить монолог Фамусова из «Горя от ума». Члены приемной комиссии, повидавшие всякое, - но не столь уморительное! - буквально падали от смеха, когда крохотная девчонка с лучистыми глазами, размахивая руками, оглушительно декламировала:

«Вот то-то, все вы гордецы!
Спросили бы, как делали отцы?
Учились бы, на старших глядя:
Мы, например, или покойник дядя…»

Когда Надежда, прочитав последние строки Грибоедова, сдернула с головы панаму и бросила ее оземь, преподаватели несколько минут приходили в себя - переглядываясь и вытирая слезы от смеха.
Но дружно решили, что явные комедийные способности абитуриентки следует развивать. Кстати, когда Румянцева, уже известная актриса, заходила в Детский театр, коллеги улыбались: «О, Фамусов пришел!»

Ей посчастливилось попасть под опеку блистательной Пыжовой, дамы из «бывших», выпускницы Института благородных девиц. Ольга Ивановна стала артисткой еще до революции и служила в Театре революции. Вынужденная прервать успешную карьеру из-за тяжелой болезни, она сосредоточилась на преподавании. Впрочем, сыграла еще две, правда, незначительные роли в кино.

К слову, Пыжова выпестовала таких звезд советского кино, как Нонна Мордюкова, Руфина Нифонтова, Вячеслав Тихонов, Леонид Куравлев, Любовь Соколова, Тамара Семина…

Надя начала учебу в студии при Центральном детском театре, потом перешла в ГИТИС, а окончила ВГИК, куда ушла Пыжова, позвав ее с собой. Да и потом их пути пересеклись - в Центральном детском театре, куда ее пригласила та же Ольга Ивановна.

В детском театре Румянцева исполняла небольшие роли, но юные зрители неизменно встречали бурными аплодисментами задорную артистку с озорной, зажигательной улыбкой, по виду чуть ли не их ровесницу.

Позже Надежда Васильевна признавалась, что «купалась в профессии».

Между прочим, внешность «молодила» ее еще долго. В картине «Алеша Птицын вырабатывает характер» Надя, которой было 22 года, играла пионерку, сестру главного героя. В другом фильме - «Морской охотник» она и вовсе исполнила роль… десятилетней девочки. А ей в ту пору шел двадцать пятый год! Вот такие чудеса природы и таланта.

Конечно, Румянцева, как и всякая дебютантка, мечтала о большой роли. Но как пробиться сквозь строй талантливейших коллег, коими в ту пору так богато было советское кино? Пришлось ограничиться рядовыми ролями и ждать своего часа.

К счастью, отыскался благодетель в лице директора «Мосфильма», знаменитого Ивана Пырьева. Он давно к ней приглядывался и даже распорядился снять фильм специально «под Румянцеву»…

Так, в 1959 году на экраны вышла комедия режиссера Юрия Чулюкина по сценарию Татьяны Сытиной «Неподдающиеся». И сегодня этот фильм, наивный, легкий, и такой добрый смотришь, не отрывая глаз от экрана. Смотришь на этих безалаберных, но симпатичных парней и на потрясающую, невообразимо обаятельную, острую на язычок девчонку Надю Берестову, которая изо всех сил старается вразумить недотеп, направить их на путь истинный… Фильм, казалось бы, устаревший - про какой-то завод, производственное соревнование, передовиков труда и отстающих - но почему-то такой родной по духу...

«Неподдающиеся» - это преддверие славы Надежды Румянцевой, фильм «Девчата», снятый по сценарию Бориса Бедного - ее вулкан, извержение.
И этот фильм снял Чулюкин, уже с другими актерами, и прежде всего, Николаем Рыбниковым. Он был ровесником Румянцевой, но снимался давно. Фильмы с его участием - «Весна на Заречной улице», «Высота», «Девушка без адреса» гремели на всю страну. Он стал настоящим любимцем публики.

Впрочем, Рыбников мог и не сыграть в «Девчатах». К тому времени он раздобрел, погрузнел, и Чулюкин предпочел было ему красавца-брюнета Вячеслава Шалевича. Однако Рыбникову роль бригадира лесорубов Ильи Ковригина показалась заманчивой, присущей его стати, а потому он не захотел ее упускать. Сильно похудел (сбросил чуть ли не двадцать килограммов), приосанился и бодро вошел на съемочную площадку.

Отношения Рыбникова и Румянцевой, сыгравшей роль веселой поварихи Тоси Кислицыной, не сложились с первых дней съемок. Он начал важничать, диктовать условия, она ерепениться.
«Приехал очень профессиональный, уверенный в себе актер, который к Наде никак не мог пристроиться, и они совершенно не подходили друг другу», - рассказывала исполнительница роли Анфисы Светлана Дружинина.

В общем, во время съемок оба «влюбленных» часто поругивались, хотя на действии это не отразилось. Романтические чувства в фильме просто витают, клубятся. А лирическое настроение усиливает душевная песня Людмилы Пахмутовой и Михаила Матусовского про старый клен, который стучит в окно...

Так и тянет написать: «Фильм имел потрясающий успех». Но это не совсем верно - поначалу критики сочли картину слишком простой, даже примитивной, и выпустили ее «вторым экраном» - то есть, показывали днем и в небольших кинотеатрах. Однако эти мелкие уколы не помешали фильму «Девчата» обрести не только всероссийскую, но мировую известность.

Рыбников же остался на сей раз в тени триумфа Румянцевой. Даже на рекламном плакате художник изобразил только ее, без «возлюбленного», улыбающуюся во весь рот, в смешном треухе. Кстати, она была «верна себе» - ей было за тридцать, а сыграла восемнадцатилетнюю девчушку. Но ни у кого не возникло ни малейших сомнений в достоверности этого факта…

На кинофестивале в аргентинском городе Мар-дель-Плата Румянцеву удостоили приза «За лучшее исполнение женской роли». Фильм наградили почетным дипломом Эдинбургского кинофестиваля в Шотландии и отметили на Международном фестивале фильмов для молодежи в Каннах. Зарубежная пресса называла Румянцеву «Чарли Чаплином в юбке» и «Русской Джульеттой Мазиной».

Фильм «Девчата» кажется теперь вечным. И это не преувеличение - его смотрят уже более полвека и так же смеются, переживают и радуются счастливому финалу. Наверное, это и есть та самая правда искусства…

Румянцева сыграла еще много ролей: в «Королеве бензоколонки», «Крепком орешке»... Другие и называть не буду, ибо работы были незначительные, проходные. Лишь однажды она напомнила о себе прежней, блестящей. В фильме Константина Войнова «Женитьба Бальзаминова», вышедшем на экраны в 1964 году, где сыграла Раису Пеженову. Потом она едва не получила роль «комсомолки, спортсменки» Нины в комедии Леонида Гайдая «Кавказская пленница». Однако в последний момент режиссер решил снимать более молодую Наталью Варлей. Но в фильме за нее говорит Румянцева…

С тех пор не нашлось режиссера, который сумел бы в полной мере использовать ее безграничный талант. Но нельзя сказать, что о ней забыли - Румянцевой то и дело звонили со студий, предлагали роли.

Но, прочитав очередной сценарий, она грустно улыбалась: «Я лучше буду цветы сажать на даче, чем тратить время на такие фильмы. Актер должен нести людям свет и радость. Если этого нет, тогда зачем такое кино?».
Румянцева изменилась, ушла в себя. Много лет о ней вообще ничего не было слышно. Надежда Васильевна с мужем, который работал по линии внешней торговли, на несколько лет уехала за границу. Но и вернувшись в Москву, она почти не появлялась на экране. Лишь порой Румянцева напоминала о себе голосами героев мультфильмов. И воскресным утром «заводила» для детей «Будильник»…

Однажды я позвонил ей, попросил об интервью. Голос в трубке был мягкий, обволакивающий. Но ответ был решительным, твердым: «Извините, мне нечего сказать. Нигде не снимаюсь и не собираюсь. Планы есть, но они не относятся к кино». И вдруг засмеялась: «Сейчас буду варить суп. Хотите, расскажу рецепт?».

Я механически записал. Потом сварил - оказалось вкусно…

Ренессанс актрисы мог состояться в фильме «Небеса обетованные». Эльдар Рязанов прислал ей сценарий и настоятельно просил приехать на съемки. Но она отказалась: «Этот фильм не оставляет людям надежды». А эта самая надежда сопровождала Надежду всегда. Даже когда она услышала роковой диагноз…

Валерий Бурт
специально для «Столетия», 9 сентября 2015

кино и театр, легенды, день рождения, современность, актёры, наследие, эпохи, юмор и сатира, воспоминания, биографии и личности, женщины, ссср, культура, россия, юбилеи

Previous post Next post
Up