Кузбасс берестяной

Sep 06, 2015 01:12

Ещё о бересте и о народных промыслах
Указал взят у vas-popБерестяная сказка
Береста: авангард и эротика / То, что в газету не попало / Народные промыслы

vas-pop: - Пишут, что в Прокопьевске экспонируется выставка «Берестяная сказка». Это происходит в культурно-выставочном центре «Вернисаж». Береста - отзывчивый на ласку, тёплый материал. И техника не задрипанная. Короче завидую прокопчанам. Сам-то лишь берестяные туеса да ручки к ножам видал. Все экспонирующиеся работы имеют местное, кузбасское авторство: Прокопьевск, Кемерово, Берёзовский и, конечно, Мариинск - столица берестянщиков. Ниже - фоторепортаж с этой выставки от тамошнего журналиста Андрея Новашова.Прокопчане погружаются в «Берестяную сказку». Так называется выставка, которая работает в прокопьевском культурно-выставочном центре «Вернисаж». Писал о ней в газету, но газетная публикация предполагает ограничения. По объёму и не только. Поэтому поделюсь некоторыми «неформатными» наблюдениями и размышлениями с читателями «Нового Кузбасса». В чём-то повторю свою газетную публикацию. Но, во-первых, не полностью. Во-вторых, не все же читали. Снимок для затравки.



Вот какая информация показалась редакции газеты (другой, не той, о которой писал в прошлом посте) то ли ненужной, то ли непонятной. Из текста её вычеркнули. Это не просто выставка, а областной смотр-конкурс. И организовали его не прокопьевские художники, а Департамент культуры и Кемеровский областной центр народного творчества. Областные смотры-конкурсы декоративно-прикладного искусства проводились и раньше, но смотр исключительно для берестянщиков в Кузбассе устроили впервые. В сентябре победителям вручат дипломы. Как говорят сотрудники «Вернисажа», и масштабных всекузбасских выставок берестяных дел мастеров не случалось давно.

Многие думают, что из бересты можно сделать только предметы сугубо утилитарные. По-моему, и большинство журналистов разделяет это заблуждение. На самом деле, береста - природный материал, который будоражит воображение художников. Вот, например, размышление в бересте прокопчанина Рашита Багаутдинова на вечную тему, которую Киплинг сформулировал так: «Запад есть Запад, Восток есть Восток, и вместе им никогда не сойтись». Эта «берестяная головоломка» так и называется «Восток и Запад».



2.
Двуликая перекладина, венчающая композицию, - это, видимо, Россия, где смотрящие в разные стороны Восток и Запад всё-таки объединяются.

Берестяная философия от кемеровчанина Юрия Лазарева. Работа называется «Хранитель».



3.
Предлагаю рассмотреть фрагмент поближе.



4.
В прошлом посте писал, что архаика и авангард смыкаются. Остаётся только повторить эту мысль применительно к выставке. Футуристический механизм - многослойная берестяная композиция кемеровчанки Анастасии Алексеевой «Взгляд из прошлого в будущее».



5.
Древний природный материал рифмуется не только со славянской мифологией. «Кельтский календарь года» прокопчанки Марии Золиной.



6.
«Ловец снов» прокопчанки Арины Им.



7.
У меня такие «грёзоуловители» ассоциируются в первую очередь с культурой индейцев. А знаки на фигурках вообще напоминают рунические письмена.

Настоящий «уголок язычника»: тотемные столбы с масками и шаманские бубны. Всё из бересты. Работы кемеровчанок Софьи Хлебниковой и Виктории Щегловой.



8.
Посмотрим поближе.

Маски на столбах.



9.
Бубны.



10.
Посетители очень любят в этом языческом уголке фотографироваться.



11.
Ещё шаманское. «Камлание» Юрия Лазарева.



12.
Иконы на бересте тоже пишут.



13.
Природа и сама создаёт на берёзовой коре изображения. Эти рисунки умеет видеть Любовь Чирятьева из села Сарбала Калтанского городского округа. Вставляет в рамы фрагменты коры, почти ничего не добавляя. Работа «Купание слонов».



14.
С другой работой этой художницы - «Вечерний дождь» - вышла забавная история. Придя в КВЦ «Вернисаж» в качестве журналиста, увидел её такой.



15.
А через несколько дней работу повернули.



16.
По-моему, и так и так хорошо.

Виктор Хворостинин из Берёзовского работает в смешанной технике - «береста, дерево, резьба, роспись». Его творчество перекликается с традициями лубка и живописью художников примитивистов. «Деревенский мотив».



17.
Простите за качество этого и других снимков. У меня цифровая «мыльница».

Наверное, есть какое-то нерасторжимое родство между птицами и берёзами. Во всяком случае, на выставке не меньше десяти скульптур, увековечивающих пташек. Работа прокопчанина Олега Комарова «Гриф». Береста + корнепластика.



18.
Смотрительница «Вернисажа» почему-то этого обаятельного грифа боится. Но по моей просьбе птичку достали из под стекла.



19.
Есть и скульптуры, полностью выполненные из бересты. Например, вот этот «Петушок с бубенцами» Рашита Багаутдинова.



20.
С Багаутдиновым много лет назад делал интервью. Он входит в творческое объединение «Прокопьевская береста», существующее уже 27 лет. «Прокопьевская береста» - бренд если не всемирный, то уж точно всероссийский. Четверть века назад профессиональные художники отправились в экспедицию по сибирским деревням, чтобы узнать секреты работы с природным материалом. Настоящие берестянщики, например, никогда не используют клей. Однако прокопьевские мастера не копируют народное творчество, а его переосмысливают. Багаутдинов, отвечая на мои вопросы, сказал примерно следующее: «Наверное, гениальнее берестяного туеса уже никто ничего не придумает. Но мы - люди, отягощённые знанием мировой художественной культуры. И загонять нас «в традицию» бессмысленно».

Примерно четверть работ, представленных на дейсвующей сейчас в Прокопьевске областной выставке, выполнены участниками ТО «Прокопьевская береста» и кемеровчанами, которые учились у первого руководителя этого творческого объединения, ныне перебравшегося в областной центр - Евгения Животова.

Мариинск - ещё один кузбасский город, где любят и умеют работать с берестой. И вот с этим вышла заминка. На выставке в Прокопьевске увидел только две работы мариинского мастера Александра Панова - «Улыбка» и композицию из трёх туесов «Берёзовики».



21.
Сотрудники «Вернисажа» говорят, что мариинские мастера сейчас больше работают с другими материалами.

Но некоторые читатели ещё помнят последнее слово в названии этого текста. Как в старом анекдоте: «Слайды давай!». Работа Евгения Животова называется «Пауза».



22.
Увековеченная в бересте посткоитальная истома. То ли эротический юмор, то ли юмористический эротизм. Любители слайдов, конечно, разочарованы. Но я же обещал эротику, а не порнографию.

Самым юным посетителям эту работу, конечно, никак не комментировали. Для них устроили мастер-класс. Учили делать из тряпочек и кусочков берёзовых веток куклы-обереги.



23.
Ваня, как и другие детсадовцы, упорно называл свою куклу Красной Шапочкой.



24.
А этот оберег-погремушка из бересты - экспонат выставки.



25.

Андрей Новашов
«Новый кузбасс», 3 августа 2015

творчество и промыслы, фольклор, наследие, экскурсии, кемерово, регионы, культура, общество и население, детство, образование и воспитание, города и сёла, современность, музеи и выставки, фото и картинки, сибирь, традиции, интервью и репортаж, россия

Previous post Next post
Up