Оригинал взят у
galik_123 в
Особняк архитектора Каминского на Большой Никитской В конце Большой Никитской по чётной стороне стоит очень нарядный домик. Догадываетесь, кто сейчас обитает в доме № 54. Конечно, там расположилось посольство Бразилии. А вообще, этот особняк является одним из наиболее ранних примеров "русского стиля" в гражданской архитектуре Москвы. Его фасад выложен разноцветными изразцами, как будто вышит крестиком. Особняк был построен в 1875 году Александром Степановичем Каминским (1829-1897) - успешным и уважаемым столичным архитектором. Первой хозяйкой дома была Анна Васильевна Лопатина, знатная дама, супруга почетного гражданина Москвы.
1. Двухцветная керамическая плитка покрывает весь уличный фасад здания. Кладка стен дополнена керамическими наличниками, филёнками, колонками, горизонтальными поясками, отдельными цепочками изразцов.
2. Надстроенный третий этаж и высокая кровля над средней частью дома придают ему характер русского терема. Четырёхскатная кровля украшена декоративным металлическим гребнем.
3. Сначала здание имело только два этажа. Третий, "чердачный", был надстроен позже, но в строгом соответствии с оригинальным стилем и структурой здания. Окна третьего этажа объединены декоративным мотивом, напоминающим "кокошник".
4. Кирпич, использовавшийся при облицовке, изготавливался на заводе А. Гусарева (также потомственного почётного гражданина Москвы), изразцы - в мастерской С.И. Масленникова.
5. Украшенный изразцами фасад, декор окон и узорчатая кованая ограда - детали, которые дошли до нашего времени в первозданном виде.
6. Угловые колонки и килевидные наличники окон второго этажа воспроизводят формы архитектуры XVII века.
7. Интерьер дома не сохранился - к началу прошлого века особняк перестал быть личной резиденцией, был поделен на квартиры и сдавался внаём частями. А в 1925 году в нём устроили общежитие для большевиков - ветеранов. Дипломатическая миссия Бразилии занимает дом с 1963 года, в 1991 году он стал собственностью бразильского государства.
8. Несколько слов об архитекторе - Александр Степанович Каминский родился в 1829 году в семье дворян Волынской губернии. В 1848 году окончил Киевскую гимназию и поступил в Императорскую академию художеств. Обучался в классе архитектора Константина Тона, по заданию которого участвовал в строительстве московского Храма Христа Спасителя. В то время руководил строительством храма брат Александра Степановича - архитектор Иосиф Каминский. В 1857-1860 годы Каминский стажировался в Риме, где познакомился с П.М. Третьяковым, который купил у него несколько акварельных рисунков с видами античных руин Рима. В 1862 году Александр Степанович женился на сестре Третьякова Софье Михайловне. Дальнейшая его деятельность была связана с этим богатым купеческим родом. Уже через Третьяковых к нему часто обращались богатые жители Москвы - Боткины, Морозовы, Коншины и многие другие.
Портрет работы В. Худякова (1850)
Каминский работал в основном в стиле поздней эклектики, но много строил с применением форм русского зодчества и элементов готики. Он использовал разные стили в соответствии с типом возводимого здания и пожеланиями заказчиков. В 1867-1893 годы А.С. Каминский состоял старшим архитектором Московского купеческого общества. В 1885-1889 годы занимал должность архитектора Императорского Московского технического училища.
Успешная карьера оборвалась внезапно в 1888 году. После обрушения дома Купеческого общества на углу Кузнецкого Моста и Неглинной его обвинили в нарушении норм безопасности при производстве строительных работ и приговорили к шестинедельному аресту. Через пять лет пришлось освободить и должность главного архитектора Московского купеческого общества. Восстановить свою репутацию Каминскому не удалось.
Среди многочисленных строений А.С. Каминского известны Спасо-Преображенский собор Николо- Угрешского монастыря, фасад Третьяковского проезда в Москве, собор архистратига Михаила в Сочи, Казанский собор в Казанском монастыре Вышнего Волочка, Троицкий храм Свято-Троицкого Мариинского женского монастыря и Александро-Невский собор в Егорьевске. Последней его воплощённой работой стал храм преподобного Серафима в Сарове, освященной лишь в 1903 году.
9. Строил он и городские усадьбы, например, современный каменный особняк Носенкова - Балина (Поварская улица, 21), усадьбу Каратаевой - Морозова (Леонтьевский переулок, 10), дом княгини Шаховской-Глебовой-Стрешневой по Большой Никитской (современный Геликон-опера) и другие.
Особняк Носенкова - Балина. Поварская, дом № 21
10.
Усадьба Каратаевой - Морозова. Леонтьевский переулок, дом № 10