Ещё о
живописи Поволжья Берендеево царство художника Николая Рожкова
Спецпроект «Столицы С»: июль-галерея Сергея Суворова
Картину Алексея Саврасова «Грачи прилетели» 1871 года можно смело назвать живописным символом всей России. А для Мордовии, пожалуй, такое значение имеет «Яблоня цветет», которую Николай Рожков написал через 100 лет - в 1971-м.
©Ещё в
проекте Николай Рожков
И это не случайно. Взгляните на природу Мордовии. Какая она? Широкая, женственная - с наливными лугами и холмами, извилистыми реками, очертания которых повторяют женские прелести, соснами, липами и, конечно же, нежными березками. Все это цветет, благоухает, кружит голову и взывает к любви. Человек, тонко чувствующий природу, без сомнения, станет либо поэтом, либо живописцем…Николай Петрович Рожков родился в Ичалках в эрзянской семье. Детство прошло на берегах двух рек - Алатыря и Калышки. Берендеево царство - так он называл свою малую родину. Бабушка Николая удивительно правдоподобно рассказывала русские и мордовские сказки, в которых из поколения в поколение передавалась неразрывная связь человека и природы. Она оживала в красивых женских образах Макоши, Ведявы, Верявы… Это накладывало отпечаток на формирование личности будущего художника… Прадед и дед были плотниками. Отец тоже занимался этим ремеслом, а еще был великолепным балалаечником. Собственноручно смастерил инструмент и научил играть на нем сына…
2.
3.
Николай за два года окончил полный курс детской художественной школы, где преподавателями были Петр Рябов и Виктор Хрымов. Потом поступил в Чебоксарское художественное училище. «Я сразу обратила внимание на этих мордовских ребят - Коля Рожков, Гена Чудаев, Коля Иванов! - вспоминает однокурсница Валентина Козлова. - Они говорили, что приехали сюда после «рябовской академии». Большими шутниками были… «Девчонки, не расстраивайтесь! Берите кисточки побольше - садитесь подальше!» - смеялся Коля Иванов. Мы учились весело, дружно. Вместе ходили на танцы в клуб «Электрик», располагавшийся на другом конце Чебоксар. Жили на квартирах по 3-5 человек… Однажды сидим в аудитории, рисуем. Тишина. Вдруг кто-то из ребят говорит: «Так-так… А огурцы-то кончились!» Мы с подружкой начинаем громко смеяться, а многие не понимают, в чем дело. Хозяйка квартиры, в которой жили ребята, подкармливала их солеными огурцами. Оставалось несколько дней до стипендии, продуктов нет, денег тоже… А последние огурцы из банки съедены еще в четверг… Вот так… Кстати, мой муж дружил с Рожковым. Все праздники они отмечали вместе…»
4.
5.
6.
7.
8.
В Чебоксарах Николай познакомился с будущей женой Любой. Зашел однажды с ребятами в общежитие. Позвали одну девушку, вышла другая и сказала, что подруга ушла. Попросили ее проводить до соседней улицы - дескать, не местные, плохо ориентируемся… По дороге познакомились. Потом Николай начал с Любой встречаться. После Чебоксар была небольшая разлука, а потом он приехал за ней и увез в Мордовию уже в качестве супруги… После окончания училища по наставлению Петра Рябова Рожков открывает в Ичалках первую в Советском Союзе сельскую детскую художественную школу и становится ее директором. Николай успешно сочетает организаторскую и преподавательскую деятельность. И уже через некоторое время его ученики получают грамоты на всероссийских выставках. Но занятие живописью требовало больше свободного времени, поэтому Рожков переезжает в Саранск. С 1965 года он становится постоянным участником республиканских и зональных выставок. В 1976-м Николая Петровича приняли в Союз художников СССР… Окончательно его творческое мировоззрение сформировалось под влиянием признанных мастеров - Владимира Илюхина, Виктора Беднова, Валентина Попкова, Валентина Сидорова, Игоря Попова, поездок на Академическую дачу имени Репина.
9.
10.
11.
12.
13.
…Его работы непосредственны и эмоциональны. Например, «Портрет мокшанки» (1965) и «Женька из Судосева» (1967). Подкупают своей искренностью натюрморты с полевыми цветами - они проникнуты нежностью и трепетом перед мимолетной красотой лета. Наиболее ярко этот мотив получает свое развитие в картине «Яблоня цветет», достигает в ней философского осмысления и становится архитепичным. Это полотно дышит жизнью и светом. Ветви, словно девичьи тела, расцветают нежными белыми шапками и склоняются над деревянным садовым столиком, разрезая его сине-фиолетовыми тенями. Вниз спадает полотенце, на котором в корзинке лежат незабудки, а рядом на скамейке - букеты сирени в стакане и банке. «Яблоня показана здесь символом вечности, так называемым деревом мира… - говорит искусствовед Елена Голышенкова, специализирующаяся на творчестве Николая Рожкова. - Цветы на ее фоне - символы ярко вспыхивающих в мироздании мгновений человеческой жизни. Вся картина в целом - жизнеутверждающий гимн. Все опять повторится сначала!»
14.
15.
16.
17.
18.
«Дедушка заменил мне отца - буквально как кутенка в зубах носил, - с любовью вспоминает о Николае Рожкове Екатерина Баринова. - На этюды брал с собой много раз. Поедем, например, на речку, он местечко хорошее выберет и говорит: «Катя, сейчас не отвлекай, я пишу…» У дедушки во всем была золотая середина. С ним все считались. Умел и пошутить, и всех построить по струнке… Но главным, конечно, для него было искусство. С детских лет он им занимался. У нас даже сохранился альбом с его самыми ранними рисунками…»
19.
20.
21.
22.
23.
Для Рожкова природа - это живое существо, причем очень женственная и ранимая. Она предстает то юной красавицей («Верба зацвела», 1986), то зрелой дамой с золочеными кудрями («Бабье лето», 1986), то матушкой-родиной («Золотая осень», 1995). Источниками вдохновения для художника становятся родные Ичалки и село Калыши. Здесь он круглый год находит мотивы для своих картин. В мастерской Рожкова есть небольшой этюд «Льют дожди» 1964 года. На нем изображена старенькая полуоткрытая калитка, дом и омытая дождем улица. Через штакетник на лавку падают две полоски белого света. Все кажется немного прозрачным, гладким. На первый взгляд, ничего особенного. Но калитка оставляет в душе теплые, отеческие чувства - как воспоминание о наших дедушках и бабушках. Она по-прежнему встречает нас родным скрипом. Сколько людей отворяло ее и заходило в дом! Сколько людей навсегда ушли отсюда! Она всех помнит. И только льют дожди, смывая горечь утрат и радость встреч. Когда художник, сидя на крылечке, писал этот этюд, наверное, думал о том же… А вот тот же самый дом, но уже в другом настроении. «Цветущий палисадник» пышно расцвел желтыми высокими цветами. Рядом яблоньки наливаются соками жизни. Бежит время. Все стремительно меняется. Уже нет самого Николая Петровича. Да и где тот отчий дом? Зарос бурьяном или был снесен? Внучка Екатерина ездила в Ичалки, чтобы найти дедушкино «берендеево царство», но там все поменялось… Не отыскала… А, может быть, старый домик, как и прежде, на своем месте? Вот придет маленький Коленька с мороза, снимет варежки, бабушка разотрет раскрасневшиеся щеки, отец затопит печь… А вот он в полном расцвете сил стоит в замерзшем саду с этюдником и пишет, как сквозь голые ветки деревьев виднеются заснеженные крыши изб. И только сизый дым вьется на фоне оранжевого заката…
24.
25.
26.
27.
28.
Устав от современности, кажущегося прогресса, цинизма, лжи, от бесконечной тусовочной массы, забыв все умные и красивые фразы, которыми обычно выражаются искусствоведы, я стоял у картины Рожкова «Яблоневый сад. Малахитовый день» и молчал. И не было вокруг ничего, кроме цветущей зелени и как на микроскопических весах выверенной гармонии…
29.
30.
31.
32.
33.
Елена Голышенкова вспоминает, как зрители на одном дыхании восприняли выставку этюдов Николая Петровича. Находясь в приподнятом настроении, художник пригласил ее с супругом на природу: «Я вам сейчас вам такое шикарное место покажу!» Поехали на «уазике» Рожкова. Долго тряслись по бездорожью - ямам, ухабам. Только успевай держаться за сиденья! Наконец, оказались на просторной поляне. Рожков затормозил. Вышел из машины и побежал вперед. И вдруг неожиданно замер. Поляна резко обрывалась, и там внизу трамплином в небо раскрылась широкая панорама! «Посмотрите, какая красота!» - сказал Рожков и раскрыл руки, словно хотел взлететь. Золотистые непослушные волосы развевались на ветру, а синие глаза налились еще большей синевой. Художник впитывал вдохновение, как могучее дерево впитывает корнями и листвой живительную влагу. И все соки стекались к нему, чтобы снова и снова он мог писать! А потом, приходя на вернисажи, встречаться со своими всегда молодыми друзьями и зажигать, как от большой свечи, наши сердца весенней «Яблонькой» и «Малахитовым днем». Чтобы жизнь повторялась снова и снова…
Сергей Суворов
«Столица С», Саранск, 25 июля 2015