По главной улице Рославля

May 18, 2015 11:29



Чем больше узнаёшь про город Рославль, тем большее уважение и удивление вызывает его история. Во все времена Рославлю,  как и всей Смоленщине, приходилось брать на себя самые тяжёлые удары врагов. Много событий - трагических, связанных с частыми переходами города из одного подчинения в другое и, особенно, с Великой Отечественной войной, пережил этот город. И несмотря на все эти события, чувствуется в этом городе и его жителях оптимизм, бойкость и какой-то кураж. В центре всегда многолюдно - много молодёжи и молодых семей с детьми, жизнь кипит, народ одет нарядно. В Доме культуры постоянно происходят какие-то выставки.
Рославль расположен в 123 км к юго-востоку от Смоленска и исторически является узлом железнодорожных линий и автомобильных дорог. На городском кольце пересекаются 4 направления: Смоленское, Брянское, Московское и Варшавское. Про вокзал и вагоно-ремонтный завод Рославля я уже рассказала и про Спасо-Преображенский мужской монастырь и мемориал памяти воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны, тоже. А теперь несколько центральных улиц, где хорошо сохранилась гражданская застройка.

1. У первого светофора на въезде в город со стороны Смоленска находится водонапорная башня, которая стала в некотором смысле символом города.



2. Основан город около 1137 года смоленским князем Ростиславом как крепость на юго-западной границе Смоленского княжества под названием Ростиславль. Со временем название приобрело форму Рославль.
В 1376-1512 годы (с перерывом в 1500-1503) Рославль входил в состав Великого княжества Литовского.
В 1512 году был взят русскими войсками, в 1522 году отошёл к Московскому государству.
В 1610 году захвачен польским королём Сигизмундом III, вошёл в состав Смоленского воеводства Речи Посполитой.
С 1618 года по Деулинскому перемирию принадлежал Польше.
В 1623 году Рославль получил Магдебургское право, согласно которому экономическая деятельность, имущественные права, общественно-политическая жизнь, сословное состояние горожан регулировались собственной системой юридических норм.
В состав русских земель Рославль был возвращён в 1654 году царём Алексеем Михайловичем в результате успешного военного похода. Вот такая бурная история!
На гербе города - в верхней части пушка, а в нижней - два улья. Так герб изображали на жалованных грамотах.


А в таком виде 10 октября 1780 года.императрицей Екатериной II был утвержден новый герб Рославля.



3. Улица Пролетарская (бывшая Московская), дом 63 - в этом здании сейчас находится рославльский историко-художественный музей. А в XIX веке здесь была гостиница 1-го класса или Заставный дом, и с 1850 по 1871 год в ней неоднократно останавливался по дороге в своё родовое поместье в Брянской области великий русский поэт Фёдор Иванович Тютчев. На здании музея есть памятная доска об этих событиях. Двухэтажное кирпичное здание расположено у пересечения двух улиц на склоне рельефа.



4. Главный восточный фасад здания выходит на красную линию Пролетарской улицы, боковой северный, - одноэтажный. Это одно из интереснейших зданий города в стиле псевдоготики, возведенных в связи со строительством шоссе в 1850 году. В начале XX века. в здании размещалось городское внеклассное училище (во втором этаже) и мастерская (в первом).



5. Если продолжить путь по улице Пролетарской, то сразу за поворотом открывается великолепный вид на Спасо-Преображенский мужской монастырь.





6. Начиная с XIX века бойкое положение города определялось тем, что в 1850 году через Рославль прошло Московско-Варшавское шоссе. А в 1856 году в уездном городе уже насчитывалось 6 церквей, 740 домов, 18 лавок. С проведением в 1868 году через Рославль Орловско-Витебской железной дороги были построены железнодорожные мастерские, паровозное депо и несколько промышленных предприятий. К 1917 году в Рославле было 29 фабрик и заводов, среди них железнодорожные мастерские (ныне вагоноремонтный завод), несколько предприятий по переработке пеньки и производству бечевы, три маслобойных завода, три мукомольных, два кожевенных, мыловаренный, два экипажных и тринадцать кирпичных. С начала века сохранились здания локомотивного депо и несколько построек, относящихся к железнодорожным мастерским. Почти все промышленные объекты, дожившие до сороковых годов, были разрушены в оккупацию.
На старой фотографии - строительство Московско-Варшавского шоссе.



7. Двигаясь по бывшему Московско-Варшавскому шоссе, попадаем на участок центральной улицы города, где лучше всего сохранилась историческая застройка. Для большинства зданий конца XIX - начала XX веков характерно смешивание разных стилей в одной постройке - так называемая эклектика.



8. На улице Пролетарской, 48 при пересечении с улицей Красина (на углу квартала) стоит хорошо сохранившийся жилой дом конца XIX века.  Главным западным фасадом он выходит на Пролетарскую улицу со сплошной линией застройки. Кирпичный двухэтажный на подвалах дом с магазином - своеобразный пример архитектуры периода эклектики.



9. Земское ремесленное училище конца XIX - начала XX веков (улица Пролетарская, 46) расположено по красной линии улицы в ряду сплошной застройки и обращено к улице западным фасадом. Состоит из двух разновременных кирпичных корпусов с магазинами в нижних этажах. В правом вытянутом вдоль улицы корпусе, более раннем, был мануфактурный магазин А.С. Якобсона, в трехэтажном левом, поставленном перпендикулярно улице, кроме магазина помещалось женское ремесленное училище. Здание  - одно из наиболее ярких в застройке основной торговой улицы города.



На рубеже веков...



10. Жилой дом (Пролетарская, 44) конца XIX века вытянут вдоль красной линии бывшего Московско-Варшавского шоссе, застроенного без разрывов. Двухэтажное кирпичное здание с подвалом - характерный для периода эклектики жилой дом с магазином.



11. На углу Пролетарской и улицы Ленина - единственный трёхэтажный дом, который был в Рославле до революции. Это дом городского головы П.П. Карпачева. В 1892 году Карпачеву было присвоено звание Почётного гражданина города Рославля. Этот человек очень много сделал для организации образования в городе. Памятной доски на доме нет. К сожалению, утрачены ажурные кованные балконы, так украшавшие вид дома, новые материалы смотрятся неуместно.



12. Главным храмом города и его украшением в начале XX века был Благовещенский собор. Он располагался на центральной базарной площади. Сейчас на месте храма находится памятник Ленину. К сожалению, нет даже памятной доски о том, что здесь был величественный собор. По сохранившимся описаниям, он представлял собой пятиглавый храм с трехъярусной колокольней, завершенной шпилем над четвериком с часами. Собор пострадал во время войны и был разобран в 50-е годы. На этом месте в ходе раскопок в 60-е годы прошлого века были обнаружены остатки фундамента каменной церкви XII века.



12. На старой открытке справа видна колокольня этого собора.



13. Застройка центральной площади.



14. У здания городской администрации.



15. Торговые ряды на центральной площади.



16. По улице Красина тоже хорошо сохранилась гражданская застройка XIX века. Очень наряден жилой дом купца  Миронова (улица Красина, 1). В оформлении фасадов и отделки интерьеров использованы элементы классицизма



17. По улице Красина.



18. Жилой дом купца Полозова (конец XIX - начало XX века) по улице Красина, 9. Расположен на пересечении двух улиц в ряду двухэтажной застройки. Двухэтажное с подвалом (в настоящее время засыпан) кирпичное здание - типичный образец купеческого дома. Сейчас в этом здании находится редакция газеты Рославльская правда.



19. Сворачиваем на улицу Урицкого, а здесь тоже хорошенький домик. А значит, надо продолжить наши прогулки в поисках исторических зданий Рославля...



провинция, города и сёла, история

Previous post Next post
Up