Ещё
путешествия по Уралу Оригинал взят у
chegerУрал 2014: Невьянск старообрядческий
Невьянск, прежде всего, знаменит своей падающей башней и вообще всем, что с ней связано. Про это я уже как-то рассказывал
пару лет назад. Сегодня же мне хотелось бы больше рассказать про тот Невьянск, который туристам не показывают - старообрядческий.
Рассказ коснется не только сам Невьянск, но и его окрестности (прекрасную церковь в Быньгах тоже покажу, правда она не старообрядческая уже), которые мне любезно показал местный старовер-активист, ходячая "энциклопедия" Мефодий Константинович Тюкин.Погода к сожалению не удалась - накрапывал дождь. "Да ничего, все равно приезжай!", - ответил мне по телефону Мефодий Константинович, когда я заранее позвонил поинтересоваться, надо ли приезжать, так как мне было не очень удобно в такую погоду вытаскивать человека на улицу. Я прикатил в Невьянск немного раньше, чтоб сделать пару кадров падающей башни и церкви - одних из главных достопримечательностей города.
А вот и собор.
2.
3.
4.
На этом с Демидовым и Петром закончим, а переместимся на оговоренное место встречи - к строящейся старообрядческой церкви во имя Всемилостивого Спаса. Церковь эта ещё до конца не построена, но надеюсь в ближайшее время работы здесь закончатся. Вообще, старообрядцев в Невьянске всегда было много, так что недостатка прихожан точно не будет.
5.
Показать окрестности Невьянска, как я уже сказал, мне любезно предложил подполковник в отставке, человек, который участвовал в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, Мефодий Константинович Тюкин.
6.
Однако прежде чем начинать рассказывать вообще про уральское старообрядчество, надо будет немного рассказать, откуда оно тут взялось и как развивалось. В общих чертах, без каких-либо подробностей.
После раскола церкви староверы в основной массе своей бежали на север и на восток. Кто-то, конечно бежал и на запад , скрываясь от преследования на территории соседних государств Восточной Европы, но все же это не было основным направлением переселения старообрядцев. Как я уже неоднократно рассказывал, именно Нижегородское Заволжье, а точнее районе реки Керженец, со временем становится одним из главнейших старообрядческих центров. Однако, несмотря на непроходимые леса и болота, посланники официальной церкви добираются и сюда и производят так называемые "выгонки", последствием которым являются многочисленные гари (когда староверы узнавали, что приближаются войска, часто целыми деревнями запирались в избах и, если войска не уходили, сжигали себя в буквальном смысле того слова). И это были не единичные случаи, описание подобных гарей мы находим довольно много в документах тех лет...
Так вот именно эти выгонки и стали основной причиной переселения староверов из керженских лесов на Урал и дальше в Сибирь. И именно поэтому в тех местах их и называют "кержаки" - житель Керженца, часто забывая истинное значение этого слова.
На Урале в то время как раз начинают очень сильно развиваться заводы, где нужна рабочая сила и где находят себе работу убежавшие из Центральной России старообрядцы. Здесь, на заводах, вдалеке от центра государства, им предоставлялось значительно больше свободы в исповедании старой веры.
Сколько там их было? Сосчитать это не представляется возможным, так как мало кто себя записывал старовером. Однако только по официальным ревизиям на демидовских заводах их было 43%. И это только тех, то открыто говорил, что он придерживается старой веры! А сколько было таких, что открыто об этом не говорил?
Вообще, старообрядцы играли весомую роль и в управлении заводами. Первых приказчиков и управляющих назначали непосредственно сами промышленники-Демидовы.
Сейчас здесь преобладают несколько толков (после разгром поморского центра на Таватуе, этот толк так и не смог восстановить свое влияние здесь), основными из которых являются попоцвы Белокриницкой иерархии и часовенное согласие. Последнее является одним из самых закрытых среди всего старообрядчества.
Вернемся в Невьянск. Сначала Мефодий Константинович провел небольшую экскурсию по самому Невьянску. Как и во многих других городах Урала, в Невьянске сохранилось довольно много "бронебойной" деревянной архитектуры (около шестидесяти памятников!). Этот забавный термин я употребляю потому, что все старые уральские избы строились на века и представляли собой не просто дом, а буквально крепость, огороженную высоким забором, почти всегда состоящую из двух строений, с дощатым настилом по дворе; толщина бревен иногда была такой, что и обхватить её человеку просто нельзя. Про уральскую деревянную архитектуру я обязательно расскажу отдельно и более подробно.
7.
8.
9.
10.
Вот в таком виде сейчас стоит Свято-Троицкая церковь. В советские времена ее, как это водилось, разрушили, а вот восстановить никак не могут... Построена она была в 1853 году на месте располагавшейся на этом же месте старообрядческой часовни как единоверческая церковь.
11.
После прогулки по Невьянску садимся в машину и едем на старое невьянское кладбище. Одна их частей этого кладбища была отведена староверам, где они в 1815 году построили Крестовоздвиженскую старообрядческую часовню, принадлежащая часовенному согласию.
12.
Теперь давайте немного отвлечемся от Невьянска и перенесемся в его пригород, точнее в лес недалеко от поселка Нейво-Рудянка. Именно здесь когда-то располагались места, которые притягивали староверов со всего Среднего Урала - Шайтанские скиты. Тут, на берегу Шайтанского озера, с незапятнанных времен селились и сооружали святилища люди.
Чтоб попасть в эти места, надо очень хорошо знать местность - просто так сюда не пройти. Места эти мне показались даже намного более непроходимыми чем те, в которых я бывал при поиске
Керженских скитов. Но со мной был Мефодий Константинович, который эти места знает как свои пять пальцев.
Оставив машину около трассы, мы пошли сначала по небольшой тропке, а после свернули в глухой лес, который по мере приближения в озеру превращался в непроходимое верховое болото. Все-таки знали староверы того времени где прятаться от властей!
13.
Немного не доходя берега озера, оказываемся на скошенной поляне, окруженной вековыми липами - это и есть то место, где когда-то были Шайтанские скиты. Если не знать - ни за что и не подумаешь, что когда-то здесь был один из главным центров уральского старообрядчества!
14.
15.
Озеро располагается совсем рядом. Очень красивое, с чистейшей водой, оно образовалось в конце последнего ледникового периода.
16.
Если немного пройти влево вдоль берега озера, то вскоре натыкаешься на древние скальные святилища, котрыми сейчас активно занимаются археологи.
17.
18.
19.
20.
Обратно идем по другой дороге, она немного лучше, а по пути Мефодий Константинович ещё и грибы успевает разглядывать
21.
22.
23.
После Невьянска отправляюсь в село Быньги, знаменитое своим Свято-Николаевским храмом, чуть ли не единственным в своем роде и одним из самых старых каменных храмов на всем Урале!
Быньги - это старинное старообрядческое село, находящееся всего в семи километрах от Невьянска. Первое упоминание о нем относится к началу 18 века.
Легенда об основании храма гласит, что после смерти Саввы Яковлева, который приобрел Быньговский железноделательный завод в 1769 году, среди его сыновей начались споры по поводу наследства. Один из его сыновей, Петр Саввич Яковлев, поклялся, что если к нему перейдут Невьянские заводы, то он построит невиданный храм. Желание сбылось, и новоиспеченный промышленник сдержал обещание и отдал приказ своему управляющему: «Если можно, отлей в Быньгах церковь чугунную во имя Святителя Христова Николая: если этого нельзя сделать, то построй там храм на славу, ничего не жалей, которому стали бы дивиться и которому не было бы веку».
Так, 30 сентября 1796 года появилась на свет Никольской церковь, как ещё называют этот храм. Строилась она, конечно же, как старообрядческая, однако сейчас принадлежит РПЦ.
Интересно, что на колокольне храма установлены старинные куранты - явление для России крайне редкое, причем куранты эти местного, невьянского производства.
24.
Так как храм не закрывался даже в советское время, то сейчас внутри храма можно увидеть иконы знаменитой невьянской школы. Они отличаются от традиционных своей яркостью, изяществом и красотой.
25.
26.
Пол церкви выложен железными плитами. У входа стоит чугунная печь, на которой располагается коллекция старинных утюжков - как я понял, это "хобби" местного священника.
27.
Вообще, внутри очень тепло и как-то по-деревенски уютно, несмотря на то, что мне, как жителю центральной России, очень непривычно такое оформление интерьера церкви.
28.
Как и многие другие железноделательные заводы Урала, Быньговский завод закрылся в середине 19 века. Население этих мест быстро переквалифицировались на кустарные промыслы, или же ушло на золотые прииски, которыми до сих пор славится округа. Так что если кто-то бывал в районе Невьянска, видел подобные пейзажи и ничего не подозревал, знайте - это золотые прииски!
29.
Так же в Быньгах, на самом въезде, находится Казанская единоверческая церковь. Она была заложена в 1852 году, но освящена лишь спустя почти 20 лет - в 1871 году. Церковь потихоньку возрождается и реставрируется.
30.
Ну и последним пунктом поездки по окрестностям Невьянска были Верхние и Нижние Таволги - ещё одни знаменитые старообрядческие поселения, которые знамениты своим гончарным промыслом. Этот промысел развивался здесь более 300 лет, и на данный момент местная артель является единственным производителем керамики из местных красных глин в области.
31.
В мастерской.
32.
33.
Как я уже сказал, эти деревни тоже когда-то полностью были старообрядческими, сейчас же тут из староверов остались только старики. Но вот, например, эта женщина-мастер тоже кержак и занимается тем, чем занимались до неё её предки.
34.
На этом с Невьянском и закочним, хотя говорить про этот город и его окрестности можно ещё долго. В следующий раз я обязательно расскажу про не менее интересный среднеуральский город Реж.
Специально для
ruvera.ru