МХАТ в жертву Киеву

Apr 01, 2015 01:23

Ещё по теме театра и кино в СССР
Оригинал взят у iosilevichКонец Второго МХАТа / МХАТ 2-й
Воспоминания пожилого человека

В двадцатых годах МХАТ дал многочисленное потомство. Сперва появилась первая студия МХАТа, впоследствии переросшая во Второй Московский Художественный театр, затем Вторая студия, за ней Третья - будущий театр имени Вахтангова, потом Четвертая.


___МХАТ на гастролях. Середина 1930-х. В верхнем ряду второй справа (в белой рубашке) Николай Дорохин, в третьем ряду - второй слева (в белой шляпе) Григорий Конский, вторая справа (тоже в белой шляпе) Софья Пилявская.

О Втором Московском Художественном театре и пойдет речь.Он обосновался на Театральной площади в помещении нынешнего Детского театра, но скоро ему там стало тесно, и он перебазировался в соседнее здание, где до революции помещался театр Незлобина, а ныне находится Театр оперетты. Душою Второго МХАТа был знаменитый артист и режиссер Михаил Чехов, племянник Антона Павловича. Большой популярностью пользовался также талантливый артист и режиссер Алексей Денисович Дикий.

В это время решено было всячески возвеличить и приукрасить Киев, столицу самой значительной во всех отношениях после РСФСР республики Советского Союза. Решили также перевести туда Второй МХАТ. Это было болезненно воспринято москвичами, крепко полюбившими театр, а артисты встретили это как страшное бедствие.

Но воля Сталина - незыблимый закон, и раз он сказал, то «быть по сему». Не помогли ни просьбы, ни моленья, ни заступничество видных деятелей культуры, ни даже отказ труппы переехать в Киев. Наиболее известных актеров перевели в труппу Первого МХАТа, а остальных отпустили на все четыре стороны. Разрешили дать только один прощальный спектакль, а на аплодисменты выступить лишь один раз по окончании действия. А чтобы зрительный зал не устроил, сохрани боже, какую-либо демонстрацию, билеты не поступили в общую продажу, распределялись между сотрудниками самых благонадежных учреждений. Нам повезло: подруге моей жены, сотруднице одного такого учреждения, удалось достать для нас два билета на хорошие места.

Когда мы подходили к театру, нас атаковали толпы жаждущих туда попасть. То и дело раздавалось: «Нет ли лишнего билета?» Некоторые алчущие не останавливались перед жертвами: держали в руках крупную кредитку, тем самым давая понять, что готовы оплатить стоимость билета сверх номинальной.

В зрительном зале ощущалась тревожная атмосфера, просочившаяся из-за кулис. Этому способствовал и выбор прощальной пьесы: «Мольба о жизни» (переводная, фамилии автора не помню). Невольно представляешь себе, что должны были чувствовать артисты, изгоняемые из родного дома, разлучаемые с друзьями и товарищами по работе, ставшей смыслом их жизни, которую беспощадно ломают чужие люди. А завтра здесь уже будет хозяйничать неведомо кто.

Поднялся занавес. Несмотря на запрет, гремят аплодисменты. А сцена пуста. Но вот аплодисменты стихли, спектакль начался. По меле развития действия волнение артистов все более и более передается зрителям. Конец первого действия. Занавес опускается. И опять гремят неразрешенные аплодисменты перед пустой сценой.

Спектакль окончен. В зале творится нечто неописуемое. Даже пожилые люди бурно аплодируют. В единственный разрешенный раз выходят исполнители. Их встречают невиданные и неслыханные овации. Но долго оставаться на сцене не разрешено, и артисты медленно уходят. А аплодисменты не прекращаются. Тогда начинают понемногу гасить огни. Не помогает! И вот горит лишь немного тусклых лампочек. А народ все не расходится. Только минут через десять, если не больше, начинают в полутьме разбредаться. Из театра выходят, понурившись, как с похорон.

«Мольба о жизни» оказалась тщетной. Второй Московский Художественный театр прекратил свое существование. Редко кто из молодежи знает, что был такой театр.

интересно, правители, ретро и старина, актёры, архивы_источники_документы, факты и свидетели, воспоминания, известные люди, ссср, культура, украина, 30-е, кино и театр, нравы и мораль, сталин и сталинизм, идеология и власть, жизнь и люди, биографии и личности, 20-е

Previous post Next post
Up