Города нашего детства. Самара

Mar 01, 2015 14:45

Другие города Поволжья

Самара нашего детства
Исторический центр в фотографиях Генриха Вайнгартена

«Самара нашего детства» называется новый альбом известного самарского инженера-строителя и фотографа Генриха Вайнгартена. Только что из типографии с особым духом типографской краски, альбом с размашистым автографом автора уже у меня в руках. ©


Я люблю работы Вайнгартена. Люблю за простоту и смысл. Это не фотокарточки с видами городов, которые всегда ожидали туристов в киосках «Союзпечать». Это атмосфера, это настроение, это необычный ракурс. Молодая герань в старом окне с облупившейся краской, кружево деревянных наличников на фоне небоскреба, только что постиранное белье, развешенное на веревке во дворе, человек с ярко-синими ведрами, бредущий в коричневости улицы… Маленькие истории большого меняющегося города, который Генрих Вайнгартен очень хочет удержать…




2.



3.



4.



5.



6.



7.



8.



9.



10.



11.
Он мне рассказывал, с чего начался альбом. Дело было так:

- Мы вместе с Ваганом Каркарьяном задумали альбом, посвященной старой Самаре. У нас с ним разные подходы: он рисует дома, какими они были, а я рисую, в смысле фотографирую, такими, какие они есть, только на фотографии они получаются лучше, чем в жизни. Без него альбом мне очень тяжело давался. Понимаешь, в чем штука: вроде бы сейчас все снимают, поэтому надо было сделать особенно. Как говорил Каркарьян, ты не переживай, я тоже всё время в муках, всё мне кажется, что я делаю не то.

Несмотря на то, что в нём много улиц, по которым ходить даже страшно, тем не менее у нас есть дома, которые заслуживают громадного уважения.
- Я хотел сделать альбом, который бы показывал, что наш город все-таки красив. Несмотря на то, что в нём много улиц, по которым ходить даже страшно, тем не менее у нас есть дома, которые заслуживают громадного уважения. За рубежом никто не смотрит на наши новостройки, потому что у них своих полно. А вот на старые дома - с удовольствием. Особенно я хотел бы обратить внимание на замечательную часть нашей деревянной архитектуры - наличники. И если бы я был богат, я бы все наличники переснял и в центре города сделал бы выставку. Потому что пройдет время, и это всё сметут. А так хотя бы память останется.

- Два года, пока работал над альбомом, я не знал ни сна, ни отдыха. Каждые субботу-воскресенье я выезжал на съемки. Чтобы найти хорошее время для съемки, в 7 утра я был уже в центре города. У меня есть изумительная фотография, подсмотренная как раз на рассвете: в доме, где был дом-музей Ленина, висит мужик в окне и красит его.



12.



13.



14.



15.



16.



17.



18.



19.



20.



21.



22.



23.



24.



25.



26.
- Настроение нужно. Есть оно, получается хорошо, нет - плохо. Причем далеко и ходить не надо. Вот гляди - двор на улице Фрунзе, между Комсомольской и Пионерской. Я там рядом родился, тысячу раз мимо ходил и вот только что увидел. В альбоме 146 страниц, примерно 100 фотографий. Мне очень понравилось делать снимки на разворот. Они по-другому звучат!

Последние несколько страниц альбома - фотографии людей. Бабушка Поля, разменявшая 100 лет, безымянные старики и вдруг узнаваемые лица: Исай Фишгойт, Ваган Каркарьян, Борис Кожин. Я спрашиваю автора: зачем? Автор отвечает:

- Эти люди неотделимы от Самары моего детства. Кожина я знаю всего 70 лет, мы с ним в одном классе учились. Кого же мне еще фотографировать? Мне нравятся люди, которые свободны от всего. Их можно увидеть рано утром в трусах во дворах старого города, их можно наблюдать, например, около крытого рынка. Я там деда одного фотографировал, а потом начал расспрашивать - сколько ты зарабатываешь? Он мне довольно - 100 рублей! В наше время, когда все недовольны, он доволен! Лица, конечно, замечательные. Каркарьян был супердобрый человек. Когда мы виделись последний раз, он подарил мне книгу о Самаре и сказал: «Надеюсь, ты сделаешь лучше». Я очень постарался.



27.



28.



29.



30.



31.



32.



33.



34.



35.



36.



37.



38.



39.



40.



41.



42.
Фото из альбома Генриха Вайнгартена «Самара нашего детства»
Анастасия Кнор
«Другой города», Самара, 21 февраля 2015

книги и библиотеки, творчество и промыслы, поволжье, воспоминания, регионы, культура, архитектура и дизайн, мужчины, памятники и достопримечательности, общество и население, нравы и мораль, детство, города и сёла, история, эпохи, музеи и выставки, фото и картинки, жизнь и люди, мастер

Previous post Next post
Up