Вовнушки
Боевые башни Ингушетии
XV век предположительное время постройки комплекса || 26 м высота самой высокой башни || 75×55 см размер окон, которые также служили бойницами || 2008 год Вовнушки попали в шорт-лист конкурсного проекта «Семь чудес России».
©~~~~~~~~~~~
Другие краткие истории
Мой дом - моя крепость
Башенная архитектура встречается по всему Северному Кавказу, однако наиболее распространена она в Ингушетии. Даже само название ингушей - галгаи - означает «люди башен». Считается, что самый первый дом-крепость построили женщины - вернее, указали место, где его возводить. Женщины поливали овечьим молоком землю - там, где оно не впитывалось, и заложили краеугольный камень. Со временем иметь дом-башню, устремленный в небо, стало делом чести каждой горской семьи, или, как говорят в Ингушетии, тейпа. На собирание камней отводилось семь лет, само же строительство не должно было превышать 365 дней. Если мастера не укладывались в срок, род считался слабым, и он должен был уйти из этих мест.
Святилище Мят-Сели на Столовой горе, по которой проходит граница Ингушетии и Северной Осетии
В Ингушетии сохранилось немало жилых, полубоевых и боевых башенных комплексов, самые ранние из которых датируются X веком. Их можно видеть в селениях Эрзи и Таргим, Эгикал и Джейрах. Однако признанной вершиной ингушского каменного зодчества - в прямом смысле слова - считается родовой замок Оздоевых Вовнушки, который находится в одноименном селе. Его суровая красота никого не оставляет равнодушным. Даже европейские туристы, которых трудно удивить «застывшей музыкой», поражаются - как за один год можно было создать этот шедевр, возвышающийся над долиной реки Гулай-хи вот уже более пяти веков.
Ингуши в национальных костюмах
К нашему очагу!
Название «Вовнушки» (с ударением на первый слог) можно перевести как «место боевых (а точнее, оборонительных) башен». Всего башен три: две «сросшиеся» - на одной стороне ущелья и третья - на другой. Расположенные у тропы, по которой торговые караваны выходили на перевалы Большого Кавказского хребта, Вовнушки служили не только жильем и крепостью для клана Оздоевых, но и убежищем для купцов, которые спасались от грабителей. В дни войны между башнями, через ущелье, протягивали стометровый веревочный мост: в случае осады старики, женщины и дети перебирались в наиболее защищенную башню. Рассказывают, что одна женщина когда-то перетащила в люльках тридцать младенцев, пробежав несколько раз по канату, который остался от подожженного врагами моста.
Вовнушки на памятной монете Банка России. Серия «Памятники архитектуры», 2010 г.
Сами башни были устроены просто и рационально. Первый этаж, без окон и дверей, служил лабазом; входная дверь располагалась значительно выше, на втором этаже, что лишало врагов возможности применить таран. Все верхние этажи были жилыми, включая венчающий, «соколиный», который в лихую годину также выполнял роль наблюдательного пункта и огневой точки. Наиболее обжитым оставался второй этаж: именно здесь находился братский котел, подвешенный на массивной цепи, - главная святыня рода. Если враг оказывался в башне и прикасался к котлу, этого человека не трогали. А случалось, что и прощали. Таков был неписаный горский закон.
Алексей Шлыков
«Русский репортер», 30 октября 2014