Тогда заложились новые традиции...

Oct 24, 2014 00:35

«Дядя красноармеец, возьми меня бить японцев»
Внук участника Хасанских боев - о том, как воевали тогда советские солдаты

За три года до начала Великой Отечественной войны - с 29 июля по 11 августа 1938 года - в Приморье, в окрестностях озера Хасан, шли ожесточенные бои. Красная Армия сражалась с японцами, претендовавшими на часть советской территории. ©
~~~~~~~~~~~



Памятник героям Хасана, Приморский край
Несмотря на то, что в исторической науке инцидент у озера Хасан не называют войной, он был своего рода репетицией Великой Отечественной. Многие традиции Красной Армии сформировались именно в тот момент. О них корреспонденту «Русской планеты» рассказал Василий Иванович Пономарев, сын участника боев у озера Хасан.

- Мой отец, Иван Дмитриевич Пономарев, воевал и был ранен во время боев в районе озера Хасан. Став инвалидом, он не смог пойти на фронт в 1941 году. Зато остался в живых и, сколько я себя помню, рассказывал всем о том, как сражалась с японцами Красная Армия у озера Хасан. Он всегда говорил, что войну с японскими самураями забыли незаслуженно. Именно тогда сформировались лучшие традиции советских солдат.

Чтобы я, тогда еще мальчишка, не забыл его рассказы, у нас в семье была своя традиция. Всем котам, которые жили у нас в доме, отец давал имя «Хасан». И каждый раз, когда гости дома спрашивали, почему так зовут нашего кота, он повторял свои рассказы о тех полузабытых сражениях.

Он говорил, что как раз тогда и сложилось роковое представление, что любая война с врагом будет маленькой и победоносной. В 1938 году удалось быстро победить. А в 1941 году - нет. Во многом благодаря тому, что все были уверены в победе. Слишком многие стереотипы оказались правдой, чтобы в этом сомневаться. Так, в 30-е годы был очень популярен девиз: «Нет таких крепостей, которые не смогли бы взять большевики!» На озере Хасан все убедились, что так и есть: нет крепостей, которые не смогли бы удержать большевики. Когда японцы пошли на наши войска, они рассчитывали на стопроцентный, молниеносный успех. Но крупно просчитались.

Японцы шли в атаку с криками «Банзай!» А наши кричали: «Да здравствует великий Сталин!» И наша вера в Сталина оказалась покрепче их веры в императора. Солдаты Красной Армии бились за каждый сантиметр родной земли, ни пяди ее не хотели отдать врагу. Тогда это получилось. А в годы Великой Отечественной с криком «За Сталина!» умирали уже под Москвой.

Тогда, в 1938-ом, впервые появилась новая традиция, которая стала популярной в военные сороковые. Перед тем, как пойти в смертельный бой, солдаты стали подавать заявления в партию или в комсомол. Легендарная фраза «Если я погибну, считайте меня коммунистом» в первый раз прозвучала у озера Хасан. Именно так стал коммунистом и мой отец. Его приняли в партию 2 августа 1938 года. Отец всегда считал этот день своим вторым днем рождения. Сейчас это звучит наивно, но для него это было важно. Нам уже не понять.

Тогда же впервые появилась и еще одна практика, ставшая традиционной в «большую» войну. Девушки со всей страны стали присылать по почте в подарок бойцам вышитые кисеты, платочки, собственноручно связанные носки, варежки. Слали сладости, печенье, даже одеколоны и зубные щетки. Дети присылали свои поделки. Все они горели желанием хоть как-то поддержать бойцов, помочь им победить. Отец до самой смерти хранил письмо одного мальчишки. Корявым детским подчерком он написал: «Дядя красноармеец, возьми меня бить японцев. Я не подведу. Если на тебя японец побежит, я ему в ноги кинусь, и он упадет. Вот ни капельки не вру. Честное пионерское, я ничего не боюсь. Вместе мы побьем врагов». На каждого солдата приходилось до сотни таких писем и посылок.

Письма со словами поддержки присылали не только простые люди, но и целые коллективы. Тогда же рабочие и колхозники впервые стали собирать деньги, чтобы помочь победить. Правда, вооружения в конце тридцатых хватало, поэтому в собранных деньгах армия еще не нуждалась.

Многие женщины рвались на фронт. Они хотели стать санитарками, были готовы выносить раненых с полей сражений. Отец сохранил еще одно письмо, которое они читали всем взводом: «Наши защитники! Я уже старая, но еще сильная. Я приеду к вам и вместе с вами стану сражаться с самураями. Если не дадите в руки автомат, то я стану перевязывать ваши раны. А если убьют, так лучше уж меня, а не вас. Меня не жалко, а вы молодые». Такие письма брали за душу, поднимали боевой дух. В годы Великой Отечественной войны они тоже сыграли не последнюю роль в победе над врагом.

Тогда же, у озера Хасан, стало понятно, какую большую роль для боевого настроя играют песни. Солдаты знали их десятки, пели в перерывах между боями. Отец говорил, что в их взводе больше всего любили песню «Страна моя, Москва моя, ты самая любимая». Кстати, появившиеся потом песни «Три танкиста» и «Марш танкистов» в сознании советских людей прочно ассоциировались со сражениями на Дальнем Востоке в 1938 году.

Но главное, в хасанских боях была задана норма: впереди наступающих войск должен идти комиссар. Он первым поднимается из окопа и с криком «ура!» бежит вперед, увлекая за собой остальных. На его призыв раньше всех отвечают члены ВЛКСМ: «Комсомольцы, вперед!»

Тогда же, в 1938-ом, впервые со времен Гражданской, появились новые герои Красной Армии, имена которых знала вся страна. Звания Героев Советского Союза были удостоены более двух десятков солдат. Мой отец был хорошо знаком с Григорием Колесниковым, погибшим в конце июля, на третий день боев. Его танк был подбит, но экипаж машины боевой продолжал сражаться, вел огонь по врагу. Японские самураи окружили обездвиженный танк, облили его бензином и подожгли вместе с экипажем. Все герои сгорели заживо.

При озере Хасан был задан еще один стандарт: «Сам погибай, а товарища выручай». Примеров подлинного героизма были сотни. Потом солдаты, прошедшие через огонь сражений на Дальнем Востоке, ценились на фронтах Великой Отечественной на вес золота. Их уважали, на них равнялись. Они учили остальных, как побеждать новых «самураев» - фашистов.

И кстати, я видеть не могу, как мои внуки играют в самураев. Сейчас принято считать, что самураи - это такие герои, которым надо подражать. Для людей моего поколения самураи были врагами, вероломно напавшими на нашу Родину. Очень жаль, что сейчас мало кто помнит, что они несли кровь и смерть на нашу землю.

Полина Виноградова
«Русская планета», Владивосток, 22 августа 2014

поколения, воспоминания, войны и конфликты, регионы, ссср, мужчины, 30-е, япония, военные, современность, семья, история, армия, дальний восток, эпохи, традиции, идеология и власть, красные и белые

Previous post Next post
Up