Легенды улицы Лизюкова
Корреспондент «Русской планеты» собрал необычные истории, связанные с воронежскими памятниками
Если изучать историю Воронежа по скульптурам, можно узнать много нового и интересного. Или наоборот - задаться новыми вопросами. Например, куда указывает бронзовый Петр?
~~~~~~~~~~~
За последние полтора столетия на этот счет высказывались разные, зачастую взаимоисключающие предположения. Славянофилы писали, что царь напоминает врагам о Полтавской битве, западники же считали, что он советует своему народу перенимать полезный опыт у европейских стран. Были и другие толкования, но все они, по большей части, относились к домыслам.
Весьма оригинальную версию предложил известный писатель и журналист Владимир Гиляровский еще в 1879 году. В то время он жил в столице Черноземья, куда приехал с труппой актеров и играл в драмтеатре.
- Гуляя однажды по городу ночью после спектакля, пришел он с друзьями к памятнику Петру, - рассказал РП краевед Валерий Кононов. - Напротив памятника в старинном дворце располагалось интендантство (теперь там музей изобразительных искусств имени Крамского). Заметив, что левая рука царя показывала в сторону, где находилась городская тюрьма, Гиляровский написал мелом на пьедестале:
Смотрите, русское дворянство,
Петр первый и по смерти строг -
Глядит на интендантство,
А пальцем кажет на острог.
По словам Кононова, Гиляровский имел в виду ходившие по городу слухи о том, что интенданты проворовались, пустив на сторону военное имущество. А тюрьма тогда была там же, где и сейчас - у Заставы. Высоких зданий в Воронеже в те времена было немного, и бронзовому Петру с высоты его пьедестала тюрьма была хорошо видна.
Но у Валерия Кононова есть и своя версия о том, куда указывает Петр.
По словам краеведа, у воронежцев изначально были определенные пожелания к внешнему облику будущего памятника. Горожане хотели видеть императора, «во весь рост, в мундире того времени, опирающегося одной рукой на якорь, а другой указывающего на Азов». Эти пожелания были изложены в прошении тогдашнего губернатора Синельникова на имя Александра II.
Александр II прошение удовлетворил, и пожелание воронежцев превратилось в царское указание.
- Но когда бронзовую статую привезли в Воронеж, оказалось - для того чтобы Петр показывал на Азов, то есть на юг, его надо было на площади поставить правым боком к Большой Дворянской улице, - говорит Кононов. - Городской архитектор Александр Кюи, руководивший установкой памятника на площади, посчитал, что царь должен прямо смотреть на главную городскую улицу, а не отворачивать от нее свой державный взор. Так Петр стал показывать своей царской дланью не на юг, как задумывалось, а на запад.
Во время оккупации правобережной части Воронежа в 1942-1943 годах нацисты увезли статую Петра на переплавку в патроны и снаряды. Из Воронежа увезли почти все бронзовые памятники, кроме памятника поэту Ивану Никитину.
Кононов считает, что памятник остался нетронутым потому, что немцы решили устроить в Кольцовском сквере, где на тот момент стояло изваяние, кладбище для своих воинов и сочли вполне подобающим печального русского поэта.
Но у краеведа Ольги Рудевой есть на этот счет своя версия. Бронза со временем зеленеет, поэтому памятник перед войной решили привести в порядок. Чистить его не стали, а вместо этого просто покрасили зеленой краской.
- В традиции немецкой уличной скульптуры памятники делаются из дерева (при этом они выглядят как литье), которое потом красят в зеленый цвет, - рассказала РП Рудева. - Когда немцы вошли в город и увидели памятник Никитину, они подумали, что он деревянный, а значит, никакой ценности не представляет. Таким вот чудом памятник остался нетронутым.
По словам Ольги Рудевой, в Воронеже назревает перемещение памятника русскому поэту Алексею Кольцову. Его хотят переместить на улицу, названную его именем, к бывшему магазину «Электроника». Памятник установили в 1976 году на Советской площади, а в 1997-м передвинули на противоположный ее конец.
Есть в Воронеже и памятники, исполняющие желания. По словам Рудевой, одним из них является памятник незнакомке, установленный на Плехановской. Но в городе он - далеко не единственный.
У кукольного театра «Шут» стоит памятник герою повести воронежского писателя Гавриила Троепольского «Белый Бим Черное ухо». Пес, которого он изображает, очень похож на свой прототип (натурщиком скульпторам служил настоящий шотландский сеттер).
- Над изваянием работали воронежские скульпторы Иван Дикунов и Эльза Пак вместе с сыновьями Максимом и Алексеем, - рассказал Валерий Кононов. - А консультировал их сам Троепольский, которому очень понравился Бим, вылепленный в глине. К сожалению, Гавриил Николаевич не успел увидеть его отлитым в металле.
Дикунов и Пак начали работу по своей инициативе - никаких заказов от городских властей им не поступало. Да и памятник изначально задумывался как просто скульптура.
- О том, чтобы она стала памятником, заговорили некоторые представители творческой интеллигенции, когда работа над образом Бима в мастерской была в полном разгаре, - рассказал Кононов. - Мнение общественности поддержала администрация, и 5 сентября 1998 года пожелания горожан воплотились в жизнь.
Есть поверье о том, что памятник Биму - волшебный. Чтобы желание исполнилось, нужно потрепать собаку за ухо (то самое - черное). К сожалению, ухо Биму периодически спиливают вандалы.
Не менее знаменит в Воронеже памятник котенку с улицы Лизюкова (между прочим, первый в России памятник герою мультфильма). Многие думают, что улица Лизюкова - вымышленная. Но это не так: она существует и названа в честь
одного из генералов времен Великой Отечественной войны, героя Советского союза.
Конкурс на лучший проект был объявлен в апреле 2003 года газетами «Комсомольская правда-Воронеж» и «Молодой коммунар». Победила ученица 11 класса Ирина Поварова и получила денежный приз в размере 5 тыс. рублей. А воплотил ее проект уже знакомый нам творческий дуэт Дикунов-Пак.
Текст и фото: Николай Борисов
«Русская планета», Воронеж, 6 марта 2014