Откуда берутся «технари»?

Oct 03, 2014 00:01

«В первую очередь работать, а не кулаками махать»
«Русская планета» поговорила с создателем судомодельной лаборатории в Костроме о том, как мальчикам становиться мужиками и почему кузнец виноват в проигранной войне

Костромской областной центр технического творчества - ведущее учреждение в сфере дополнительного образования, где ребенку предлагается попробовать себя, к примеру, в авиамоделировании или картинге. Центру есть чем городиться - например, одной из лучших судомодельных мастерских России. «Русская планета» поговорила с руководителем костромской судомодельной школы, педагогом дополнительного образования Сергеем Пруновым и его учениками, чтобы выяснить, кто создает модели кораблей и зачем это нужно. ©
~~~~~~~~~~~



Мастерская напоминает школьный класс труда - такие же рабочие столы вдоль стенок, везде напильники, молотки, паяльники. Пожалуй, только два отличия - огромный стол посредине, который при необходимости превращается в бассейн для запуска моделей, да выставленные под стеклом модели кораблей. В классе два подростка, отец одного из них и мастер Сергей Прунов.

- Вы вовремя, мы как раз смотрим видео с последнего чемпионата России, - говорит Сергей Александрович. - Только вчера вернулись из Питера. Заняли третье место, первое досталось хозяевам, а второе москвичам.

- Знаю, что на чемпионате мира у костромичей более весомые результаты.

- Да. Модель корабля Николая Румянцева заняла первое место на мировом чемпионате по стендовым моделям в Болгарии. Он уже давно не ребенок, но увлечение судомодельным спортом не проходит с возрастом. В нашей лаборатории работают все неравнодушные к этому делу люди, даже пенсионеры есть.

- А для вас это хобби или работа?

- Все вместе. Первый свой корабль я сделал из коры дерева в шесть лет на Урале. В одиннадцать переехал в Кострому и стал заниматься уже серьезно в судомодельной лаборатории при ДОСААФ. Помню, что мой крейсер занял третье место на областных соревнованиях. После школы я пошел в Рыбинское речное училище, получил специальность электромеханика и пять лет работал на речном флоте. Ходил по внутренним водным путям России на буксирах. А когда женился, пришлось уйти с флота. Так стал работать на костромском механическом заводе и параллельно по заданию парома вести судомодельный кружек в подшефной нашему заводу восьмой школе. В восемьдесят третьем перешел в штатные сотрудники станции юных техников, тогда так назывался наш центр. С тех пор и работаю с детьми.

- Получается, что вы создали костромскую школу судомодельного спорта.

- Я создал эту лабораторию. Когда впервые сюда зашел, тут не было ничего, кроме токарного и сверлильного станка, в этом помещении был склад. Все пришлось делать с нуля. Благо, что тогда помогали завод и департамент образования. Нас не ограничивали материально. Я смог купить все необходимые инструменты, а материалы поставлял механический завод. Это сейчас хотелось бы больше внимания со стороны властей, а тогда к дополнительному образованию относились очень серьезно, особенно к техническим лабораториям. Государство понимало, что именно детское техническое творчество - кузница профильных специалистов. Сейчас руководители больших предприятий в один голос говорят, что не хватает грамотных мастеров, инженеров. Вся молодежь сегодня хочет быть юристами, экономистами, бухгалтерами, а между тем даже Путин признает, что России нужна техническая революция. Вот и нужно обратить свое внимание на такие лаборатории как наша. Именно от нас выходят готовые студенты для технических вузов, училищ и техникумов, которые уже знакомы с некоторыми тонкостями профессии.

Сегодня, как правило, родители отдают своих детей в бокс или борьбу, а потом удивляются, почему это у нас дети агрессивные? Ко мне приводят родители десятилетнего ребенка и говорят: «возьмите, а то у нас в боксе ему руку сломали, он уже не может там заниматься». Я спрашиваю, зачем же отдавали его в таком возрасте в бокс, конечно, ему там все переломают. Отвечают: «чтобы мужиком стал». А мужик должен уметь в первую очередь работать, а не кулаками махать!

Я считаю, что нам нужно брать пример с китайцев. Почему они впереди планеты всей в технологиях? Да потому, что детей развивают в нужном направлении. На чемпионатах по скоростным моделям школьникам из Китая равных нет. Их обеспечивают буквально всем. Они не задумываются, где тренироваться, у них отличная материально-техническая база, которой, к сожалению, нам не хватает.

Я всем рассказываю одну притчу: приводят кузнецу лошадь генерала. Кузнец говорит: «нет у меня новой подковы, подкую старой». Подковал. На сражении лошадь генерала споткнулась из-за старой подковы, генерал упал, разбился и помер. Начинается паника - войско бежит. Проиграно сражение, государство проиграло войну, утратило самостоятельность. Кто виноват? Кузнец! Все с малого идет. России нужны современные технологии, современное производство. Все это должны создавать и внедрять инженеры-технари!

- С чего начинается воспитание технарей? С какого возраста приходят к вам дети?

- Как научатся читать, считать, так и приходят. Есть и первоклашки, но, как показывает практика, самый лучший возраст - это восемь, десять лет. Начинаем с азов. Сначала дети учатся пилить лобзиком, работать напильником, делать деревянные модели и красить их. Учатся чертить, думать образно, просчитывать масштаб. А еще они должны знать морские термины, знать название каждой детали в корабле. На соревнованиях детей обязательно спрашивают об этом. Пять вопросов - пять ответов, за каждый правильный - балл команде. Как правило, за год ребенок достигает больших успехов, может сделать и деревянную лодку, и простенькую подводную. Смотря у кого какие способности. В нашем деле нужна колоссальная усидчивость, терпение и ответственность.



Многие родители не верят, что в их детях все это есть, но поверьте моему опыту, в нашей лаборатории эти качества проявляются даже у самых непоседливых детей. Обстановка способствует. Кто же будет бегать, кричать или хулиганить, когда твой сосед работает молотком или лобзиком. Сами дети друг друга оговаривают. Да и некогда им шалить, они делом занимаются, и делом интересным. В них воспитывается ответственность, ответственность за общее дело. Ведь если ты не сделаешь свою работу хорошо, то модель сломается и обязательно на соревновании. Потом выяснится, что ты виноват, как смотреть в глаза команде? На одну серьезную модель уходит два года работы. Все детали самодельные, даже самые маленькие. Как Фаберже делает яйца, так и мы делаем модели. Каждая деталь важна. Это искусство. Во времена Петра I за одну такую модель давали целый дворец. Так они ценились.

- Сколько в Костроме мастеров судомодельного спорта?

- Только в этом году кандидатами стали трое спортсменов, мастерами международного класса двое, наши ребята получили три президентских гранта. На первенстве России в Казани мы заняли первое место. Завоевали восемь медалей. Мои ученики на вручении кубка все их на меня одели. Запоминающаяся поездка. Вообще к костромской команде сложилось особое отношение. Мы никогда никому не отказываем, иногда помогаем даже в ущерб своим интересам. Ну, вот например, сломалась модель у конкурента, он бежит к нашей команде, потому что знает, что у нас всегда есть нужные запчасти, и мы поделимся. Мы никогда не выступаем с чужими моделями, у нас свои и одни из самых лучших. Несмотря на то, что наша лаборатория оснащена ниже среднего, на стенде сразу видно костромскую модель, возможно по ходовым качествам она уступает, но что касается качества выполнения модели - оно всегда на высоте.

Как и в любом виде спорта в судомодельном есть свои тонкости. Модели бывают разные: «копийные», то есть точные копии существующих кораблей, и «скоростные» - те, которые создаются для того, чтобы развить максимальную скорость. У каждого ученика лаборатории свое направление. Девятиклассник Валерий Виноградов считается одним из лучших в изготовлении и управлении скоростными моделями. Сегодня он уже кандидат в мастера судомодельного спорта. На первенстве России среди юношей в Санкт-Петербурге Валера занял второе место.

Однажды я дал себе слово, что костромские ребята будут участвовать в чемпионатах России и мира. Первое уже выполнил. Мы одни из лучших в своем деле. Занимаем только призовые места на российских чемпионатах. Что касается мирового признания, то пока у нас участвуют только взрослые, но через три года я надеюсь впервые отправить и школьников. Когда моим ребятам исполнится по восемнадцать лет, постараемся попасть в сборную России и на чемпионат мира. Сейчас в основную костромскую команду входит шесть человек от тринадцати до шестнадцати лет. Все они уже зрелые спортсмены. За три года еще больше наберутся опыта, заработают президентские гранты. Всех уже давно заметили на российских чемпионатах. Так что есть все шансы выйти на мировой уровень. Правда, осталось еще спонсоров найти.

- Валера, как создается скоростная модель?

- Вначале нужно все просчитать так, чтобы скорость у модели была максимальной. Важна каждая мелочь. Механизм стандартный, а вот углы винта, насколько вклеить дейдвуд или руль и под каким углом, чтобы увеличить скорость модели - все это надо просчитать. Мой отец Сергей Виноградов, мастер судомодельного спорта, сам точит винты. Таких винтов больше ни кто не сделает. Вообще в скоростных моделях очень много тонкостей. Моя первая модель была с гибким валом, она более устойчива. Сегодня же я выступаю только на моделях с прямым валом - пусть они менее устойчивы, но зато набирают оптимальную скорость. Всегда нужно чем-то жертвовать. В Питере я выступал с моделью, которая способна развить скорость девяносто километров в час. Такие модели делаются за месяц. В скоростной модели главное - ее отрегулировать и настроить, ну и запустить, конечно, правильно. Я знаю человека, у которого на соревнованиях была самая лучшая модель по техническим характеристикам, но он пришел четвертый, а наша модель пришла первой, хотя и была слабее технически.

- А где ты тренируешься?

- В основном в Берендеевке. Многие подходят и просят «погонять». Я им пытаюсь объяснить, что это не игрушка, а спортивная модель, но они все равно не отстают, даже деньги предлагают. Ну как я им дам модель, на создание и подготовку которой ушло столько сил и денег. Чтобы ей управлять, навыки нужны.

- Какой работой ты гордишься больше всего?

- Честно говоря, копийной моделью исследовательского судна «Калипсо», на котором ходил Жак Ив Кусто.

Еще один ученик Сергея Прунова - восьмиклассник Илья Федулов - преуспел в изготовлений копийных моделей и, по признанию коллег, у него всех лучше получается работать с подводными лодками.

- Илья, какой была твоя первая копийная модель?

- Малый противолодочный корабль, но хочу сказать, что все копийные модели, которые вы видите в нашей лаборатории, коллективной сборки. Над одной моделью трудятся как минимум три человека, и на создание одной такой модели уходит года два или три. При создании модели у каждого своя задача. Мы распределяемся по принципу у кого что лучше получается. Кто-то сверлит, кто-то точит, кто-то красит, я обычно паяю. Сейчас работаем над подводной лодкой. Она уже участвовала в соревнованиях, произвела хорошее впечатление и получила высокую стендовую оценку, но мы ее будем доводить до совершенства. Это полностью самодельная модель, где каждая деталь изготовлена вручную. А есть пластмассовые модели. Покупаешь в магазине набор и надо умудриться собрать. На самом деле это бывает гораздо сложнее. Нужно соединить очень мелкие детали и сделать все точно и четко. Наши пластмассовые модели заняли второе и третье место по России.

- А кем ты хочешь стать?

- После школы окончу училище и пойду в армию, а потом в Ярославскую медицинскую академию. Хочу стать врачом.

- Каким врачом! - вступает в разговор Сергей Александрович. - У тебя же голова на технику заточена! Будешь главным инженером и нашим спонсором. Но главное - чтобы были хорошими людьми, ценились на работе.

Текст и фото: Светлана Розит
«Русская планета», Кострома, 25 июля 2014

техника и технологии, учителя, север, флот, регионы, школа, мужчины, кострома, общество и население, детство, образование и воспитание, нравы и мораль, современность, армия, идеология и власть, интервью и репортаж

Previous post Next post
Up