Не ждите чуда, чудите сами

Sep 21, 2014 00:01

Как ставить палатку со связанными руками
Группа сибирских инвалидов в очередной раз выживает в тайге

В этом году 13-я «Сибирская Робинзонада» собрала 40 инвалидов из Кемеровской области, Томска, Новосибирска, Алтая и Хакассии. Они проведут полторы недели в тайге, в отрыве от цивилизации, и будут там не только выживать, но и соревноаться друг с другом в различных экстремальных видах спорта. Проходит «Робинзонада» в глухих лесах на берегу Чумыша, неподалеку от деревни Костенково, что под Новокузнецком. ©
~~~~~~~~~~~



8:35

- Дальше я не поеду, - останавливается Рюмкин перед обрывом. Проселок резко уходит вниз по яру к самому берегу. - Чего машину зря надрывать? Пройти-то пройдем, а толку? Тут ходу-то осталось минут десять. Да и робинзоны просили зря их не тревожить. У них все-таки изоляция.

Прощаемся с водителем, и он, залихватски крутанув на месте УАЗик, пылит обратно в деревню. Ох, повезло мне. Зашел в сельсовет спросить дорогу до «робинзонады», а получил бесплатную доставку. Радушный оказался глава поселения. Стеснений не понял, возражений не принял. Вызвал транспорт. Надо признать, сам бы я действительно не добрался. Нет, относительно недалеко, и броды через Чумыш всего-то по пояс, но старые лесовозные дороги петляют заковыристо, развилок много, заплутал бы наверняка.

За излучиной скальный массив раздается широким логом. Кедры и пихты отступают от берега, и дорога плавно выходит из черневой тайги на заливной луг. Палатки стоят на окраине леса. Тихо. Базовый лагерь «робинзонады» еще спит.

- Доброе утро! - раздается приветливый голос. - Все-таки добрались?

Полоса везения продолжается: дежурным у костра оказалась Ольга Быкова, главный организатор и вдохновитель таежного квеста на выживание. Ее-то я и ищу.

9:20

- Вот видите, выживаем, как только можем, - смеется Ольга Зефировна, угощая меня то тем, то другим. - Кофе без молока, зато есть пряники. А вот там, за палаткой, видите? Пять арбузов. Это в первый раз у нас такое изобилие. Обычно-то мы на минимуме продуктов. Не потому, что худеем, а потому, что купить не на что. А в этот раз столько людей помогли, кто-то хлеба нам купил, кто-то фруктов, кто-то дал «вахтовку», чтобы все это закинуть в тайгу. Шикуем. Это вам не карамельки по три штуки в день раздавать, как бывало в прежние годы.

Нынешняя «Сибирская робинзонада» - 13-я по счету. Организаторы сперва испугались «несчастливого» номера, хотели провести внеочередную 14-ю, а потом решили: людей, которые не боятся выживать в тайге, не запугать какой-то там «чертовой дюжиной».

- Пора уже ребятишек будить потихоньку, - беспокоится Ольга Зефировна. - День сегодня погожий, надо использовать целиком, тем более, утро, пока не знойно еще. Юленька, свисти подъем, - просит она свою главную помощницу. - И выкати меня, пожалуйста, из-под навеса на свежий воздух.

Ольга Быкова села в инвалидную коляску не так давно: год-два назад. До этого ходила с помощью костылей. Руки еще не успели привыкнуть к новому способу передвижения. Это у тех, кто в этом деле поопытнее - могучий торс и сноровка.

10:00

Свисток так и не нашли. Потому участников капитанской планерки созывают зычным ором. Место встречи - навес посреди луга. Нейтральная территория. Базовые лагеря трех робинзонствующих команд разнесены в разные стороны. Чтобы друг другу не мешать, локтями не стукаться, да и вообще - игра на выживание подразумевает конкурентную борьбу, поэтому в обособленности команд нет ничего удивительного.

Первой подходит Люба, капитан «желтой» команды. Она уже успела привести себя в порядок и даже накраситься. Слегка прихрамывает, иначе - хоть сейчас на подиум.

- Мои уже все проснулись, готовы к подвигам, - бодро докладывает Люба. - Все живы-здоровы, кофе пьют.

Второй капитан - Саша, приезжает на собрание улыбаясь до ушей и виртуозно обруливая на коляске кочки, кусты и прочие препятствия.

- Кричать теперь не могу, - сипит Саша. - Вчера как своим колыбельную спел, так, кажись, горло сорвал. Так что сегодня будем побеждать молча.

- Ой, жалко! Я тебе яблочных корочек заварю, у меня с собою есть маленько, от горла -самое милое дело, - Юля оборачивается ко мне и поясняет. - Саша у нас - обладатель просто уникального голоса. Он поет так, что будь здесь дома с окнами, все стекла дребезжали бы. Ему бы на сцену с таким голосиной!

Александр - капитан «фиолетовой» команды. Пока что лидирующей в соревнованиях.

- Это потому что нам все глубоко фиолетово, - хрипит капитан. - Второе наше наименование «Deep Purple». Когда нам становится трудно, мы не обращаем на это внимания и играем дальше.

Опаздывает капитан «красных». Когда он все-таки приближается, я долго не могу понять, как он оказался в команде инвалидов. На вид - здоров как бык. Только когда он усаживается под навес, понимаю, в чем дело: у него парализована рука.

- Сегодняшний квест - робинбол. Начнем примерно в час дня. Кто не знает правила, они простые. Команды по пять человек. Один мячик. Забиваем голы в маленькие ворота. Это смесь футбола, гандбола, регби. Игра контактная, поэтому игроков выбирайте покрепче. Брать мяч, отбивать мяч можно чем угодно. Любыми частями тела. Нельзя только вырывать его друг у друга. Тёма, тебе особенное предупреждение: в игре - никакой грубости. Тут есть элементы регби, но это все-таки не регби, пожалей товарищей.

- Да я чего, я ничего, я буду нежный и ласковый, - начинает доказывать капитан «красных», явно опасаясь, что его не пустят поиграть.

- Тёма у нас просто член параолимпийской сборной России по регби, - объясняет мне Юля. - Поэтому для него контактные игры не в новинку. А у нас есть такие ребята, которые вообще раньше в мяч не играли. Так что это немного нечестно, но тут уж кому как повезет.

- Вот посмотрите, тут есть орлы, которые прямо сюрпризы могут преподнести, - сипит сорвавший голос Саша, - Даже те, у кого ДЦП, они из-за спастики такое усилие могут дать, ни один спортсмен профессиональный не повторит!

- Ага, вот кто бы ожидал, когда мы в дартс играли, что все призы заберут наши незрячие? - подхватывает Юля. - Им только надо по мишени постучать. Они на звук кидали дротики и всегда в цель. Куда стукнешь, туда они и попадают. В итоге победили. А первое место занял парнишка, у которого видит только 3 % одного глаза.

10:45

Чтобы не сидеть без дела, берусь помогать по хозяйству команде обеспечения. Сходил в лесок, набрал с поваленного кедра сухих сучьев. Принес дрова в лагерь, кочегарю костерок в надежде вскипятить закопченный кофейник. Сразу за палатками открывается удивительный вид, хоть сейчас на открытку.

- Чудесное место, правда? - проследив за направлением моего взгляда, спрашивает Ольга Быкова. - Для нашей робинзонады очень сложно подобрать подходящий уголок. Мы же не обычные туристы. Нам нужно чтобы не просто хорошая природа была. Надо, чтобы было ровно, чтобы и колясочникам было проще передвигаться, и спинальникам, и незрячие чтобы меньше запинались. Чтобы спуск к воде был пологий. Чтобы тень обязательно была, иначе сердечникам на жаре будет совсем худо. Раньше мы несколько лет подряд выезжали в Горную Шорию, а теперь тут нашли местечко, на Чумыше. Почти идеальное место.

- Ну все-таки здесь глухомань. Три брода до деревни - не шутка. Случись что, как будете выбираться?

- Ну, так связь-то есть. И у нас договоренность с местной администрацией, что мы можем обращаться за помощью, и они нам транспорт дают по первому зову. Так что если вдруг - не бросят, вывезут, а в деревне уже и медицинская помощь и возможность эвакуации.

- Пока не пригодилась?

- Ох, ну, наверное, сегодня придется вызывать нашего Шумахера, - вздыхает Ольга Зефировна. - Ну, того водителя, который вас подбросил. Рюмкина на УАЗике. У одного из наших осложнения. Похоже, он сегодня последний день. Мы надеялись, отлежится, полегче станет, но нет. Дальше тянуть опасно. Врача-то своего у нас тут нет.

- А как же? Условия-то суровые.

- Да мы тут каждый сам себе доктор, - смеется Ольга Зефировна, поудобнее устраиваясь в коляске. - Про свои болячки всё прекрасно знаем. У каждого индивидуальная аптечка. И общая аптечка вообще на все случаи жизни. Если человек подвержен приступам, например, эпилепсии, брать его на выживание было бы неправильно. Кто тут сможет оказать ему квалифицированную помощь? В основном у нас или ребята с нарушениями опорно-двигательного аппарата, или инвалиды по зрению. Нервные заболевания есть. В этом году взяли несколько сердечников, но у них щадящий режим. Вот Катеньку нашу мы бережем, следим, чтобы она в тенечке была, чтобы давление не подскочило, - Ольга Быкова показывает на молодую девушку, отдыхающую возле костра.

11:20

- Юля, солнце наше, окажи медпомощь травмированному! - кричит Тёма, капитан «красных».

- Что такое? - пугается Юлия Романова, выглядывая из палатки.

- Кровь из пальца льется, кровь! - смеется регбист, показывая большой палец здоровой руки. - Занозу всадил, пока с дровами разбирался, да глубоко так!

- Тьфу на тебя, напугал! - шутливо строжится организатор, расчехляя походную аптечку.

- Доктор, я умру? - продолжает подтрунивать «травмированный»

- Будешь так пугать, помрешь раньше срока! - в тон ему отвечает Ольга Зефировна, оглядывая вошедшую в палец щепку. - Как ты так умудрился? У тебя же топор в здоровой руке должен быть, а не дрова.

- Так я виртуоз. Я одной рукой и дрова держу, и рубить успеваю, - смеется Тёма.

- Я предлагаю срочную ампутацию! Тёма, щас берем топор и переводим тебя на первую группу инвалидности! - раздается голос из палатки, вслед за голосом показывается всклокоченная голова. - Доброе утро всем! Или, скорее, уже добрый день!

- Серега! Здорово, брат! - ничуть не обижается Тёма. - Вылазь на свежий воздух, тут поглядим, кому что когда ампутируем!

- Вы не удивляйтесь. У нас черный юмор вообще в ходу всегда. Нас очень сложно обидеть. Подольше побудете, и не такого наслушаетесь, - объясняет мне Ольга Зефировна.

12:10

Парень в желтой футболке суетится по хозяйству. Надо собрать разбросанные по лагерю кухонные принадлежности, успевая следить за костром. Штатный кашевар куда-то отлучился, остался заместитель.

- Вот вы палатку ставили? Костер делали? - вдруг спрашивает меня один из робинзонов.

- Приходилось.

- Так представьте, что вам надо это сделать со связанными руками и ногами. Ну, или, с повязкой на глазах.

- Сложно. И представить сложно.

Они научились помогать друг другу. Настолько сплотиться всего за несколько дней можно только в экстремальных условиях. Взять хоть такое, нехитрое на первый взгляд, дело, как приготовление пищи. Человек в коляске берет на себя всю мелкую работу: чистку овощей, например. Почти незрячий, но физически крепкий Родик несет охапку дров. Женя сильно хромает сам, но видит-то прекрасно и помогает Родику не оступиться. У костра следит за котлом целая команда, и каждый занят своей частью работы. Лодырничать - признак дурного тона.

Из стана «фиолетовых» раздается хохот. Смеются хором, кто навзрыд, кто до упада.

- Это они к вечернему костру сценарий пишут, - объясняет Юлия Романова. - У нас каждый вечер какие-то или игры, или спектакли, в общем, интеллектуальные забавы. За них, как и за спортивные состязания, тоже начисляем баллы. Потом все это в общем зачете плюсуется. «Фиолетовые» у нас юмористы. Премьер-лига КВН отдыхает и нервно выглядывает из-под плинтуса. Вообще у нас ребята талантливые. Есть преподаватели, есть юристы. Никто же не может тебе помешать изучать законы, если ты сидишь в коляске? Или если ты не видишь, разве ты не можешь быть солистом филармонии? Есть парнишка с ДЦП, но при этом - компьютерный гений. В городе все ребята очень успешные. А здесь у нас - игра командная. По сути, важно не то, насколько ты сам окажешься приспособленным, важно, как вы с командой сможете сработаться.

- А бывает, что человек не вписывается в концепцию робинзонады, понимает, что это «не его», что это тяжело, что это не то, чего он ждал?

- Поначалу так бывало частенько. Был у нас парень, например, ему все эти командные вещи были не свойственны. Он брал с утра удочку, уезжал на реку, сидел в каталке, ловил рыбу. Рыбой, правда, делился, молодец. Кто-то в шоке от тяжелых условий. Не верят, когда мы объясняем на старте еще, что едем не на курорт, что будет и холодно, и жарко, и работать надо, и вообще тайга не шутит порой. Потом уже все стали понимать, что к чему. Те, кому не нравится, они отсеиваются сами собой. Но очень мало тех, кому не нравится. Наоборот, мы уже не знаем, куда деться от желающих. К нам не просто со всей области приезжают, у нас участники есть со всей Сибири.

- Отбор строгий?

- Ну, есть отбор, конечно. Например, мы ввели возрастной ценз: участвовать можно, только если тебе не исполнилось 35 лет. Чтобы те, кто постарше, своим жизненным опытом, авторитетом не давили 18-тилетних. Наши опытные «робинзоны», которые по возрасту уже не проходят, они могут, например, перейти в команду поддержки, в организаторы, в инструкторы. Вот Серега, например, колясочник. Он раньше был участником, теперь женился, на нашей же участнице Марине, они тут в тайге познакомились. Сейчас они в нашем штабе, сами проводят робинзонады. Через пару недель все вместе поедем в Хакассию. Там они эти эксперименты с диким выживанием еще только начинают, будем коллегам опыт передавать.

13:10

- Настоящий мужчина не должен экономить на трех вещах: часах, обуви и галстуке! - поучает Родик товарищей, объясняя свой наряд: он зачем-то нацепил поверх фиолетовой командной формы белый галстук в крупный черный горошек. - И вообще, это мой талисман уже которую робинзонаду подряд. Вот выйдем на поле, увидите, как мы всех обыграем! И все благодаря исключительно моему счастливому галстуку!

Чем ближе старт спортивного состязания, тем сильнее проявляется дух соперничества между командами. Хотя буквально час назад «желтые», «красные», и «фиолетовые» вполне дружно работали сообща по хозяйству.

Поле под «робинбол» уже размечено. Долго пришлось примериваться к поляне, стараясь найти участок достаточно ровный, чтобы игрокам на колясках можно было без проблем передвигаться.

Команды тренируют вратарей. Сетка небольшая - всего метр на метр, защищать ее лучше сидя. Голкипера «желтых» - паренек с тяжелой формой ДЦП. Он медленно ходит, руки еле его слушаются, мышечные спазмы вывернули кисти под неестественным углом.

- Ромыча на ворота? Да ладно! - вполголоса переговариваются соперники в красных футболках.

Ромыч один за другим отбивает три пробных броска.

- Да ладно! - это уже произнесено несколько недоверчиво.

- Ромыч, следи за углами! Видишь, куда летит, просто наклоняйся в ту сторону! Хоть зубами, хоть ушами, но отобьешь! - советует парню капитан команды.

Рома парирует пять мячей из шести. Причем последние два - крученые, с финтами, бросали, уже не щадя ни себя, ни вратаря. Рома с трудом говорит, а смеется - свободно, заливисто, абсолютно искренно.

13:25

Вторая десятиминутка. На жаре всем тяжело, время от времени капитаны берут тайм-ауты «на водопой». Незадействованные в матче соратники подносят бутылки и кружки, дают тактические советы, поддерживают игроков морально. Капитана «красных» уже трижды наказали штрафными бросками за использование на поле регбийных приемов. У «красных» - более подвижные полевые игроки. У «желтых» есть Ромыч, который, сидя перед сеткой ворот, творит чудеса.

- Не трожь вратаря! - кричит защитник «желтых», бросая коляску наперерез атакующему капитану соперников. Столкновение жесткое. Ворота, конечно, остались в неприкосновенности, но куча-мала перед ними образуется знатная. Свисток: нарушение правил.

- Желтые пробивают! - объявляет боковой арбитр Юля Романова. - Тёма, предупреждение последнее, еще одна грубость и дисквалифицирую до конца матча. Это почти регби, но не регби же!

- Юлечка, а ты можешь комментировать? Нам же не видно совсем, что происходит? - просят болельщицы, пока «желтые» и «красные» сообща водружают защитника на коляску.

- Точно, что это я? - спохватывается Юлия. - Артемка вводит мяч в игру, пас на Николая, Николай прорывается к воротам соперника по флангу, делает обманный финт, бросок в нижний угол, гол!!! Команда «желтых» сравнивает счет!

- Ну как вам, непередаваемые ощущения, правда? - интересуется Ольга Зефировна, она за кромкой поля, среди зрителей, соблюдает нейтралитет, болеет сразу за все команды. -Скажите, какой азарт, какой кураж! Куда там обычному футболу! И где еще в контактных видах спорта вы найдете на поле такое количество незрячих? Вон Женя бегает, он же совсем плохо видит, он играет по звуку и по движению теней. Хотя сегодня незрячим тяжело, мы взяли не звуковой мячик, а обычный.

Между тем игра в очередной раз остановлена: члену сборной России по регби приходится все-таки покинуть поле, чтобы не схлопотать дисквалификацию за грубость и не пропустить следующий матч.

- Ну не могу я, у меня рефлекс срабатывает:бегут на тебя, лови и роняй! - оправдывается он.

14:20

«Не ждите чуда, чудите сами» - написано над входом в «штабную» палатку. Турнир уже закончился, игроки разошлись. Кто пободрее - купаться. Кто совсем устал - в лагерь, в тенек, под тенты.

Туристическое снаряжение «робинзонов» очень разномастное. Специализированных палаток для колясочников как-то не делают и в обычных спортивных магазинах не продают. У нас, по крайней мере. Вот в США такие бывают. Американцы даже подарили обществу инвалидов три штуки таких. Остальное медленно приходит в негодность от робинзонады к робинзонаде.

- Мы уже нашим спонсорам намекаем: если хотите что-нибудь подарить, дарите с пользой. У нас же с каждым годом все больше и больше участников, рекорд - 120 человек, снаряжения требуется много. Вот недавно приезжали к нам на гостевой день опытные друзья из депутатского корпуса, так они подарили спальники, - улыбается Ольга Быкова. - Хотя нам грех жаловаться на отсутствие поддержки. В этот раз нам здорово помогли и с заброской, и с обеспечением, и с сопровождением. Тьфу-тьфу-тьфу одна из лучших робинзонад за последние годы.

- Почему тьфу-тьфу?

- Так нам тут еще неделю жить. Мало ли что может случиться? Погода, болезни, травмы, и так далее.

- Зефировна, ну что, будем звонить Шумахеру? Или еще подождем с эвакуацией того парня из Томска? - спрашивают из «штабной» палатки.

- Вот видите? - вздыхает Быкова и едет в штаб решать очередную неотложную задачу.

image You can watch this video on www.livejournal.com


Текст и фото: Павел Лавров
«Русская планета», Новокузнецк, 14 июля 2014

общество и население, конкурсы и фестивали, нравы и мораль, видео, творчество и промыслы, путешествия и туризм, помощь, сибирь, инвалиды, жизнь и люди, кемерово, регионы, спорт

Previous post Next post
Up