Гусь да малица перед ягушкой хвалятся

Aug 26, 2014 17:51

Дарят тепло
Как на Ямале шьют шубы из оленьих шкур

Полуостров Ямал за зиму промерзает насквозь. Жители тундры, чтобы спастись от холода, шьют теплую одежду из натуральных материалов - оленьих шкур. Ягушка, женская зимняя шуба, - настоящее произведение искусства. На ее изготовление у местных мастериц уходит порой несколько лет. ©
~~~~~~~~~~~



Минус пятьдесят на термометре и северный ветер. Это зимняя температура в Ямало-Ненецком автономном округе. В городах региона люди стараются поменьше выходить на улицу. А вот тундровикам, которые до сих пор ведут традиционный образ жизни, приходится не просто выходить из чума, но и работать в лютую стужу на открытом воздухе. Северяне давно научились бороться с холодом. Пусть ненадолго, но спасаются от мороза ханты и ненцы в одежде из натуральных материалов - например, из оленьих шкур. В своем историческом развитии коренные северяне создали оригинальную культуру, приспособленную к суровым климатическим условиям.

Ягушка - женская зимняя шуба

Это товар не конвейерный, который шьется по одному шаблону и разных размеров. Ягушку хорошая мастерица на Ямале может сшить за год или два. На изготовление зимней шубы уходит около двух с половиной оленьих шкур. Но количество расходного материала может варьироваться в зависимости от роста заказчика. Ягушка шьется только вручную. Ее стоимость составляет от 80 тыс. рублей. Внешне ягушка выглядит как двусторонняя шуба со слитными капюшоном и варежками. Внутри шуба шьется из шкуры зимнего оленя, у него ворс подлиннее. А это значит, что хозяину в ней будет теплей. Снаружи используется мех осеннего оленя, более короткий. Украшением ягушки служат лапки оленят, орнамент из сукна, бисер.

- Выделка шкур и кожи, обработка, кройка и шитье одежды, художественная отделка - всю эту работу девочки в стадах учатся выполнять уже к 14 годам. Курсы кройки и шитья они проходят ежедневно. Преподавателем выступает мама или бабушка. Каждый элемент в традиционной одежде северных народов наполнен символичным содержанием. Орнаментальная отделка одежды - это не просто украшение. Каждая фигура символизирует северную природу с ее обитателями. Ряды темных симметричных отростков, возвышающихся над зубчатой полосой, носят название «заячьи уши», а еще есть «соболь», «оленьи рожки». Опытным взглядом несложно определить, правильно ли подобрана расцветка материала, прошиты уголки узоров и где, в каких условиях хранят это изделие.
Лилия Лонгортова, костюмер



Экспертное мнение

- Наиболее полно и емко самобытное народное искусство ненцев отразилось в меховых изделиях, прежде всего в одежде. Известный специалист в области материальной культуры Н.Ф. Прыткова в составе одежды ненцев различает три древних слоя: старосамодийский (одежда без конструктивных продольных швов, «обернутая»), угорский (туникообразный покрой), древнеарктический, аборигенный (глухой покрой). Мужская и женская одежда - это малица без капюшона, с воротником и женская шуба без конструктивных вертикальных швов из шкур лесных зверей, с опушкой из собачьего меха. Сейчас она бытует только в крайне западных районах расселения ненцев, хотя в XVII-XIX веках и эпизодически в начале ХХ века была распространена во всех группах вплоть до Енисея. Позднее ее вытеснили малица с капюшоном и шуба из оленьего меха с конструктивными вертикальными швами. У ненцев сохраняются пережитки мужской распашной одежды. Вплоть до настоящего времени мужчины носят в чуме одежду, по покрою аналогичную женской. В связи с необходимостью кормить детей грудью распашная одежда у женщин сохранилась дольше. Однако сейчас, когда меховые вещи стали одеждой для улицы, ненки в некоторых районах начинают носить малицы.
Антонина Сязи, директор Научного центра гуманитарных исследований коренных малочисленных народов Севера Ямало-Ненецкого автономного округа
В повседневной жизни в городах, райцентрах и селах оседлые северяне такую одежду носят редко. Во-первых, шуба эта очень тяжелая. Во-вторых, не совсем удобно для современной жизни. А вот когда в села и города приезжают жители тундры и отдаленных деревень, их несложно выделить из толпы. В тундре национальная одежда из оленьих шкур - это не дань моде, роскошь, а средство борьбы с холодом.



Ягушка - очень красивый вид верхней одежды. Ее модели примерно все одинаковые. Доморощенные модельеры не решаются на разрушение традиций пошива шубы. Но сшить красивую и прочную ягушку может только талантливая мастерица. Опытные люди видят руку мастера и могут определить по стежкам, используемой цветовой гамме почерк умелицы. Такая шуба может служить пару лет для выхода в свет, а после женщины носят ее повседневно. Ведь зима на Ямале длится девять месяцев кряду. Хранят такие вещи в бревенчатых амбарах в сложенном виде - от грызунов, моли и солнца, потому как попадание прямых солнечных лучей провоцирует высыпание ворса. Стоит отметить, что для шитья одежды из натуральных материалов - шкур оленя - ямальские мастерицы используют крупные иглы и жилы оленя в качестве нити.

Мужская зимняя шуба - малица

Технология пошива малицы немногим отличается от создания ягушки. Малицу шьют ворсом внутрь. В сильные морозы мужчины надевают сверху «гусь». Гусь - верхняя одежда из меха оленя, но шьется мехом наружу. Вот и получается та же ягушка, как у женщин, но сборный вариант. Хочешь - снял гусь с мехом наружу и остался в малице - как в дубленке. Для красоты, а также в качестве защиты мехового изделия от грязи мужчины надевают «навершницу». Шьют ее из плотной ткани.



- По тому, как разукрашена ягушка, можно узнать, откуда родом женщина, какой национальности - к примеру, неночки раньше не очень любили разузоривать свои наряды, частые кочевки тому не способствовали. А вот женщины-ханты, поскольку чаще вели оседлый образ жизни, всегда не прочь были потратить время и навести красоту на одежду, сплести яркое украшение на шею. Но времена изменились, сейчас и у ненок в запасе тоже найдется пара ягушек, обильно украшенных узорным шитьем. Некоторые узоры заимствованы у соседнего народа, другие имеют происхождение самодийское.
Антонида Тэсидо, мастер по пошиву меховой одежды
Самые красивые ягушки и гуси - из белого или пятнистого оленя. На них лучше виден орнамент и узор. Детские ягушки и шубы для пожилых украшают простым орнаментом. Молодые женщины украшают свои ягушки яркими принтами, а среднего возраста - более сложными узорами. Изготовление верхней одежды на Ямале - это часть культуры северных народов. Знания, умения и навыки передаются ненцами и ханты из поколения в поколение. Для многих женщин на Ямале это не просто хобби, но и дополнительный источник дохода. Стоит добавить, что мода на такие виды одежды на Ямале не меняется. Северяне чтут традиции, и пока они их не подводили, а лишь только согревали от лютых морозов.

Жителям европейской части России более знаком промышленный способ изготовления шуб.

Выделка шкур

image Click to view



Таисия Лаптандер, Ксения Гагай
Фото: Татьяна Паршукова, SmartNews

ямал и таймыр, нравы и мораль, климат, творчество и промыслы, фольклор, мода, жизнь и люди, традиции, сибирь, север, народы, регионы, культура

Previous post Next post
Up