Деревня Савока
Где снимали «Крестного отца I»
III век. Первое упоминание об основанной римлянами Савоке. Спустя тысячу лет деревня стала главной базой мессинских пиратов. || 2000 человек проживают в коммуне. || 8 км2 площадь коммуны. || 2008 год. Савока внесена в список живописнейших селений Италии.
©~~~~~~~~~~~
Другие краткие истории
Il Padrino
Вообще-то Коппола думал снимать в местечке Корлеоне, что недалеко от Палермо, но тамошние авторитеты порекомендовали ему искать натуру в другом месте. И он нашел: Савока, расположенная всего в получасе езды от международного курорта Таормина, сохранила атмосферу типичной сицилийской деревни (или, как здесь говорят, коммуны) середины 1940-х. Преодолев дюжину головокружительных виражей по серпантину, вы останавливаетесь у бара Vitelli. Именно так по книге звали его хозяина - отца Аполлонии, руки которой в весьма категоричной форме пришел просить беглый американец Майкл Корлеоне (Аль Пачино): «Ты, конечно, можешь сообщить обо мне в полицию, но тогда твоя дочь потеряет отца, вместо того чтобы приобрести мужа».
Во дворике бара Vitelli происходил разговор Майкла Корлеоне с отцом Аполлонии
Сегодня Vitelli служит не только трактиром, но и музеем: арочный вход, потертые стулья, даже занавески из смятых пивных крышек те же, что в фильме. Всем этим богатством владеет синьора Мария. Она уверяет, что не только снялась у Копполы в роли матери Аполлонии, но и была близко знакома с Аль Пачино. «Его звездная кинокарьера только начиналась, - вспоминает она, - хотя ему уже перевалило за тридцать».
От полноты впечатлений хочется пропустить рюмку граппы. Бармен Давидо нальет вам и себе с верхом. «Il Padrino» - «Il Padrino!» После третьей вы вдруг замечаете, что над стойкой на гвозде висит лупара - сицилийский обрез, главное оружие местной мафии.
Майкл и Аполлония выходят из церкви Санта-Лючия после венчания
Любовь и кровь
На память приходят первые сицилийские кадры фильма: два пастуха, вооруженных такими лупарами, сопровождают Майкла во время прогулки по единственной улице Савоки. «Где все мужчины?» - спрашивает Майкл. «Погибли от вендетты», - отвечает один из телохранителей.
Улица поднимается в гору и упирается в церковь Санта-Лючия, где венчались Майкл и Аполлония. Вот они, светящиеся счастьем, выходят из храма, и толпа осыпает их миндальными конфетами. Санта-Лючия - самая высокая точка Савоки. Когда смотришь отсюда на черепичные крыши коммуны, почему-то вспоминаются и снятые в десятках километрах отсюда финальные сицилийские кадры - когда на глазах у Майкла погибает его юная жена. «С крыши дома посыпались куски черепицы, и один из них больно ударил Майкла по плечу. Он успел заметить, что от “альфа-ромео” не осталось ничего, кроме четырех колес и стального остова…»
Эта церковь, построенная в XIII веке, и сегодня является доминантой Савоки
…Спускаясь на тормозах из Савоки, непременно остановитесь в Форца д’Агро. Следы романа можно отыскать и здесь - у церкви Святой Троицы. Ведь это с ее ступеней мафиози требовали от жителей, чтобы те выдали маленького Вито Корлеоне.
Впрочем, это уже из второго фильма, снятого по книге Пьюзо. Уже совсем другая история.
Алексей Шлыков
«Русский репортер»