Лица России. Румыны, сербы, словаки

Aug 13, 2014 00:01


Лица России. «Жить вместе, оставаясь разными»

Мультимедийный проект «Лица России» существует с 2006 года, рассказывая о российской цивилизации, важнейшей особенностью которой является способность жить вместе, оставаясь разными - такой девиз особенно актуален для стран всего постсоветского пространства. С 2006 по 2012 в рамках проекта мы создали 60 документальных фильмов о представителях разных российских этносов. Также создано 2 цикла радиопередач «Музыка и песни народов России» - более 40 передач. В поддержку первых серий фильмов выпущены иллюстрированные альманахи.

Сейчас мы - на полпути к созданию уникальной мультимедийной энциклопедии народов нашей страны, снимка, который позволит жителям России самим узнать себя и для потомков оставить в наследство картину того, какими они были. ©

Другие лица России
Общие сведения

РУМ‘ЫНЫ, ромынь (самоназвание ромынь, români, от латинского романус - "римлянин"), народ в Европе, основное население Румынии. Численность более 21000 тыс. человек. Живут также на Украине (135 тыс. человек), в Югославии (42 тыс. человек), США (50 тыс. человек), Канаде (25 тыс. человек), Германии (20 тыс. человек), Аргентине (15 тыс. человек), Венгрии (9 тыс. человек), Франции (7 тыс. человек), РФ (6 тыс.), Болгарии (4 тыс. человек) и др. (преимущественно в городах).

По данным Переписи населения 2002 года численность румын, проживающих на территории России, составляет 5 тысяч человек, по данным переписи 2010г. - 3 тыс. 201 человек.

Говорят на румынском (дако-румынском) языке романской группы индоевропейской семьи. Говоры: мунтянский, банатский, кришанский и др. Письменность на латинской графической основе (до середины 19 века - на основе кириллицы). Большинство верующих - православные, есть протестанты и католики.

В основе румынского этноса лежат фракийские племена гетов и даков. Важнейшим этапом формирования предков Румын была романизация гето-даков в период Римской империи, когда на их землях были образованы провинции Мёзия (1 век до нашей эры - 5 век нашей эры) и Дакия (2-3 века нашей эры). К 6 веку образовалась дакороманская этническая общность, вступившая в контакт со славянами, повлиявшими на её материальную и духовную культуру. Б‘ольшая часть славян левобережья Нижнего Дуная была ассимилирована романоязычным населением. На рубеже 1-го и 2-го тысячелетий нашей эры образовалась восточнороманская волошская этническая общность (влахи, волохи - в византийских и славянских источниках). В 9 веке предки Румын восприняли от болгар христианство. В 14 веке на землях волохов образовались Валашское и Молдавское княжества. Государственные границы способствовали формированию этнографических различий у населения княжеств (смотри в статье Молдаване). Волохи жили также в Трансильвании, в 11-20 веках входившей в состав Венгрии.

Этноним Румыны впервые зафиксирован в 16 веке. Литературный язык сложился в 17-18 веках на основе мунтянского и других говоров. Османское господство (с 16 века, окончательно ликвидировано в 1878) тормозило этническое развитие Румын. Формирование румынской нации связано с созданием единого литературного языка и объединением в 1859-61 исторических областей Молдовы и Валахии в единое национальное государство (с 1862 - Румынское княжество, с 1881 - королевство). Румынская нация консолидировалась после присоединения Трансильвании (1920). В 1960-е годы страна достигла определённого экономического подъёма, повышения общего культурного уровня. Индустриализация и урбанизация сняли многие черты традиционного быта. Однако повседневная жизнь Румын в настоящее время довольно основательно насыщена ими.

Традиционные занятия - пашенное земледелие, виноградарство, садоводство, до начала 19 века ведущим занятием было скотоводство (крупный и мелкий рогатый скот). Отгонное скотоводство способствовало миграции Румын в соседние страны.

Развиты художественные ремёсла - ткачество, ковроткачество, вышивка, керамика, резьба по камню и дереву, обработка кожи. По технике производства и орнаменту различаются олтянский, мунтянский, марамурешский и другие типы ковров. Современные Румыны трудятся в основном на промышленных предприятиях и в сельском хозяйстве.

Поселения в горах, где население издавна было занято скотоводством, разбросанные; в холмистой местности с развитым земледельческо-скотоводческим хозяйством - разбросанные группы (кэтуны) усадеб; на равнинах, где преобладает земледелие,- поселения нерегулярной уличной или линейной планировки; с 18-19 веков распространяются прямоугольные в плане сёла с пересекающимися под прямыми углами улицами. Усадьбы имеют ограждённый двор или двойной двор с загоном для скота и ограждённым пространством перед домом.

Древнейшие типы жилищ: полуземлянки из 1-3 помещений, с очагом, а также наземные - плетёные, обмазанные глиной. С 19 века чаще строят срубные, каменные (известняк) и кирпичные дома. Четырёх- и двускатные кровли покрыты соломой, камышом, дранкой или черепицей. С конца 18 века возобладала трёхраздельная планировка жилища: посередине сени (тиндэ), по сторонам жилая комната (одайе) и неотапливаемая горница (каса чя маре). Бытуют и многокомнатные дома. Распространён дом на подклети, где устраивают кухню и погреб. Традиционный интерьер сельского дома: деревянные лавки, кровать, низкий круглый стол, поставец для посуды, сундук. Украшения: декоративные ткани (ковры, полотенца), деревянные поделки, керамика.

Традиционная женская одежда - белая холщовая рубаха туникообразного покроя с ластовицами (кэмашэ) или короткая кофта (ие); поясная одежда - цветная шерстяная несшитая юбка (картринцэ) или плиссированная юбка с разрезом на боку (вылник); богато орнаментированный узкий тканый пояс и 2 фартука, надеваемые спереди и сзади (фотэ); жилет - суконный (илик) или меховой (кожок); на голове - покрывало (марамэ) из шёлка, косынка или чепец (чяпсэ).

Мужской костюм - холщовая рубаха туникообразного покроя или на кокетке с ластовицами; штаны широкого покроя из белого холста или узкого покроя из шерсти, кожаный или шерстяной широкий пояс и безрукавка. Головные уборы - смушковые шапки, войлочные, фетровые или соломенные шляпы. Обувь из одного куска сыромятной кожи. Зимняя верхняя мужская и женская одежда - суконная распашная (св‘ита) или овчинные кожухи. Национальный костюм имеет и локальные особенности, проявляющиеся в покрое, расцветке и орнаменте, сохраняется преимущественно в фольклорных формах проведения досуга.

Традиционная пища - мамалыга из кукурузной муки и лепёшки (мэлай), борщи (чорбэ), козонак - род кулича, ынвыртитэ - калач из слоёного теста с начинкой из толчёных орехов с сахаром или ягодами, испечённые на решётке-грэтаре мясо и рыба. На Рождество, Новый год и свадьбу выпекают плетёный калач (колак), который употребляют и в других обрядах, - символ земледельческой культуры. Готовят голубцы в капустных или виноградных листьях, жаркое (токанэ), дроб - блюдо из потрохов ягнёнка. Распространены самодельные виноградные вина и водка-цуйка.

Преобладает малая семья, до начала 20 века существовали большие патриархальные семьи. Сельскую общину составляли группы родственных семей, а общественной жизнью руководил выборный орган - обште.

Календарные праздники сопровождаются аграрными обрядами. Новогодний цикл начинался с рождественских обрядов - крэчин (день Святого Игната). В сочельник ходили по домам, распевая колядки. Заканчивался праздник хождением с ряжеными "козой", "оленем" или "медведем". Под Новый год парни ходили по деревне с моделью плуга, исполняя колядку - плугушор, в которой повествовалось о предстоящих сельскохозяйственных работах. В канун Нового года выступают народные театры, в том числе кукольный (пэпушэрие). 1 марта празднуется как начало весны - мэрцишор. На Пасху отмечают день пахаря. На Троицу происходили игры ряженых-кэлушаров. На Ильин день (20 июля) исполняли обряды, связанные с защитой полей и жилищ от молнии. Известны обычаи вызывания дождя - калоян и папаруда.

Устное народное творчество представлено и ныне ещё бытующими эпическими песнями, сказками, пословицами, поговорками, лирическими песнями - дойнами, около 2 тыс. танцев (хороводные, парные, круговые, линейные). Наиболее распространённые музыкальные инструменты: бучум - длинная пастушеская труба, най - система из нескольких объединённых вместе флейт разного размера. Известен 21 вид свирелей, чимпой - род волынки из козьей кожи. Обычно скрипка, цимбалы, кобза, иногда труба составляют тараф - народный оркестр.

Э.А. Рикман

С‘ЕРБЫ, срби (самоназвание), южнославянский народ, основное население Сербии (6428 тыс. человек). Живут также в Боснии и Герцеговине (1380 тыс. человек), в Хорватии (581 тыс. человек) [за период, истекший после распада СФРЮ (1991), сопровождавшийся трагическими событиями в жизни народов этой страны, соотношение численности Сербов в отдельных государствах, возникших на постюгославском пространстве, изменилось], в соседних европейских государствах - Германии, Румынии, Австрии, Венгрии, а также в США, Канаде, Аргентине, Австралии. Общая численность около 12-13 млн человек.

По данным Переписи населения 2002 года численность сербов, проживающих на территории России, составляет 4 тысячи человек.

Сербы говорят на сербском языке славянской группы индоевропейской семьи. В тех регионах, где Сербы живут вместе с другими народами, они нередко двуязычны. Письменность на основе кириллицы. Большинство верующих - православные, незначительная часть - католики и протестанты, есть мусульмане-сунниты.

Этническая история югославянских народов, в том числе и Сербов, связана с массовым переселением славянских племён на Балканы в 6-7 веках. Местное население было в основном ассимилировано, частично оттеснено на запад и в горные области. Славянские племена - предки Сербов, черногорцев и населения Боснии и Герцеговины (собственно Сербы, дукляне, тервуняне, конавляне, захлумяне, наречане) заняли значительную часть территории в бассейнах южных притоков Савы и Дуная, Динарские горы, южную часть побережья Адриатики. Центром расселения предков Сербов была область Рашка (бассейны рек Дрина, Лим, Пива, Тара, Ибар, Западная Морава), где во 2-й половине 8 века сложилось раннее государство.

В середине 9 века было создано Сербское княжество. В 10-11 веках центр политической жизни перемещался то на юго-запад, в Дуклю, Травунию, Захумье, то вновь в Рашку. С конца 12 века сербское государство активизировало завоевательную политику и в 13-1-й половине 14 века значительно расширило свои границы, в том числе за счёт византийских земель. Это способствовало усилению византийского влияния на многие стороны жизни сербского общества, в частности на систему социальных отношений, искусство и др. После поражения на Косовом Поле в 1389 Сербия стала вассалом Османской империи, а в 1459 была включена в её состав. Османское господство, длившееся почти пять столетий, сдерживало процессы консолидации Сербов.

В период Османского владычества Сербы неоднократно переселялись как внутри страны (главным образом в горные районы), так и за её пределы, особенно на север в Воеводину - в Венгрию. Эти перемещения способствовали изменению этнического состава населения. Ослабление Османской империи и усилившееся движение Сербов за освобождение от иноземной власти, особенно Первое сербское восстание (1804-13) и Второе сербское восстание (1815), привели к созданию автономного (1833), а затем самостоятельного (1878) Сербского государства. Борьба за освобождение от османского ига и государственное объединение была важным фактором в становлении национального самосознания Сербов. Происходили новые крупные перемещения населения в освобождённые области. В одной из центральных областей - Шумадии - абсолютное большинство составили переселенцы. Эта область стала центром консолидации сербского народа, начался процесс национального возрождения. Развитие сербского государства и рыночных отношений, экономических и культурных связей между отдельными областями приводили к некоторой нивелировке в культуре их населения, размыванию региональных границ и укреплению общего национального самосознания.

Исторические судьбы Сербов сложились так, что длительное время они были разъединены политически, экономически и культурно в составе разных государств (Сербии, Османской империи, Австро-Венгрии). Это наложило отпечаток на культуру и быт разных групп сербского населения (некоторая специфика сохраняется и ныне). Так, для сёл Воеводины, застройка которых проводилась по утверждённым властями планам, характерна планировка в форме прямоугольника или квадрата с широкими улицами, с прямоугольной центральной площадью, вокруг которой группируются различные общественные учреждения. Отдельные элементы культуры сербского населения этого региона складывались под влиянием культуры населения Воеводины, с которым Сербы жили в тесном контакте.

Сербы сознают своё национальное единство, хотя подразделение на региональные группы (шумадийцы, ужичане, моравцы, мачване, косовцы, сремцы, баначане и др.) сохраняется в памяти народа. В культуре отдельных локальных групп Сербов отсутствуют резко очерченные границы.

Объединение Сербов в рамках единого государства осуществилось в 1918, когда было создано Королевство сербов, хорватов и словенцев (позднее менялось название и отчасти границы этого государства). Однако после распада СФРЮ Сербы опять оказались разделёнными границами стран, возникших на постюгославском пространстве.

В прошлом Сербы занимались в основном сельским хозяйством - земледелием (главным образом зерновые), садоводством (особое место сохраняет выращивание слив), виноградарством. Важную роль играли скотоводство, преимущественно отгонного типа, свиноводство. Занимались также рыболовством, охотой. Значительное развитие получили ремёсла - гончарство, резьба по дереву и камню, ткачество (в том числе и ковроткачество, преимущественно безворсовое), вышивка и т.д.

Для Сербов был характерен разбросанный (главным образом в горных областях Динарского массива) и скученный (восточные области) тип расселения с разнообразной формой планировки (кучевой, рядовой, круговой). В большинстве поселений выделялись кварталы, отстоящие друг от друга на 1-2 км.

Традиционные жилища Сербов деревянные, срубные (были широко распространены в середине 19 века в краях, изобилующих лесом), а также каменные (в карстовых областях) и каркасные (моравский тип). Дома строились на высоком фундаменте (исключение - моравский тип), с четырёх- или двускатными крышами. Наиболее старое жилище было однокамерным, но в 19 веке преобладающим становится двухкамерное. Каменные дома могли иметь два этажа; первый этаж использовался для хозяйственных целей, второй - для жилья.

Народная одежда Сербов значительно различается по областям (при наличии общих элементов). Наиболее старые элементы мужской одежды - туникообразная рубаха и штаны. Верхняя одежда - жилеты, куртки, длинные плащи. Обязательной принадлежностью мужского костюма были красиво украшенные пояса (от женских они отличались длиной, шириной, орнаментом). Характерна кожаная обувь типа мокасин - опанки. Основой женского традиционного костюма была туникообразная рубаха, богато украшенная вышивкой, кружевами. Женский костюм включал фартук, пояс, а также различные жилеты, куртки, платья, иногда распашные. Народная одежда, особенно женская, обычно украшалась вышивкой, тканым орнаментом, шнуром, монетами и т.д.

Традиционная пища также различалась по областям и зависела не только от имущественного положения семьи, но и от направления хозяйства. Повсеместно ели хлеб - кислый или пресный. Значительное место в пищевом рационе занимали кукуруза (из неё пекли хлеб, варили каши), фасоль, картофель, капуста (свежая и квашеная), перец. Ели кисломолочные продукты. Блюда из мяса (больше всего Сербы любят свинину) ели в основном зимой и в праздники.

Для общественной жизни Сербов в прошлом характерны сельские общины. Широко были распространены различные формы взаимопомощи и совместных работ, например при выпасе скота. У Сербов существовало два типа семьи - простая (малая, нуклеарная) и сложная (большая, задружная). Ещё в 1-й половине 19 века была широко распространена задруга (до 50 и более человек). Для задруг были характерны коллективное владение землёй и имуществом, коллективное потребление, вирилокальность и т.д.

Среди календарных и семейных обычаев - семейная слава (своего рода коллективные именины всей семьи), обычаи побратимства и посестримства, институт кумовства.

В устном народном творчестве Сербов особое место занимает эпический жанр (юнацкие песни), в котором нашли отражение исторические судьбы сербского народа, его борьба за свободу. Для народных танцев характерно круговое движение (коло), близкое хороводу.

Кардинальные социально-экономические преобразования, происшедшие в жизни Сербов во 2-й половине 20 века, переход значительного числа их из сельского хозяйства в промышленность, сферу обслуживания, рост интеллигенции приводят к некоторой нивелировке культуры. Однако Сербы, отстоявшие в многовековой борьбе свою независимость и свободу, бережно относятся к памятникам истории и культуры, к народной архитектуре, традиционным ремёслам, устному народному творчеству. Народные традиции сочетаются с нововведениями в планировке жилищ, покрое и украшении одежды и т.п. Некоторые элементы традиционной культуры (одежда, пища, архитектура, ремёсла) иногда возрождаются искусственно (в том числе для привлечения туристов). Сохраняется традиционное народное искусство - декоративное ткачество, гончарство, резьба и т.д.

М.С. Кашуба


СЛОВ‘АКИ, словаци (самоназвание, словацк. Slováci, в ед. ч. Slovák, в жен. р. Slovenka), западнославянский народ, основное население Словакии (85,6%). Численность свыше 4,5 млн. человек. Живут также в США (530 тыс. человек), Чехии (390 тыс. человек), Венгрии (80 тыс. человек), Сербии (67 тыс. человек), Канаде (25 тыс. человек), Польше и Румынии (по 22 тыс. человек) и др.

По данным Переписи населения 2002 года численность словаков, проживающих на территории России, составляет 600 человек, по данным переписи 2010г. - 324 человека.

Говорят на словацком языке славянской группы индоевропейской семьи. Письменность на основе латинской графики. Большинство верующих - католики, есть протестанты (лютеране) и греко-католики (униаты).

Славяне на территории Словакии стали преобладать с 6 века. Двигаясь с юго-востока и севера, они частично поглотили прежнее кельтское, германское, а затем и аварское население. Вероятно, южные районы Словакии входили в первое западнославянское государство Само в 7 веке. Первое племенное княжество предков Словаков - Нитранское, или княжество Прибины, возникло в начале 9 века по течению Вага и Нитры. Около 833 оно присоединилось к Моравскому княжеству - ядру будущей Великоморавской державы.

В 863 появляется глаголическое письмо. Под натиском венгров, появившихся в Подунавье в конце 9 века, Великоморавское государство распалось. Его восточные области постепенно (к 12 веку) вошли в состав Венгерского государства, затем (после 1526) - Австрийской (с 1867 Австро-Венгерской) монархии. Термин "Словаки" появился с середины 15 века. В более ранних источниках встречается этноним "словени", "словенка" и территория "словенско".

Словацкие области на севере Венгрии не представляли особой административные единицы. С 16 века, со времени османской оккупации собственно венгерских областей, появилось этнотерриториальное понятие Словакии (Slavonia, Slowakei). Формирование словацкой нации шло в условиях национального гнёта и насильственной (отчасти естественной) мадьяризации. Словацкое "национальное возрождение" началось в 80-х годах 18 века, большую роль в нём играли сельская интеллигенция (священники, учителя) и горожане. Появление словацкого литературного языка в конце 18 века способствовало росту самосознания и национальной консолидации Словаков. В 1863 в городе Мартине было основано национальное культурно-просветительное общество Матица Словацкая.

В 1918-93 Словакия в составе Чехословакии. С 1993 - независимая суверенная Словацкая республика.

Традиционное занятие Словаков - сельское хозяйство: в горных районах пастбищное отгонное скотоводство (крупный рогатый скот, овцы), в низменных - земледелие (зерновые, виноград, садоводство). Развивается промышленность; рассредоточенный характер промышленности позволяет и сельским жителям трудиться на промышленных предприятиях.

Традиционные ремёсла - изготовление изделий из кожи, деревянной утвари, плетение, вышивка, производство кружев, набивных тканей. Крупнейшие керамические мастерские в городах Модра и Поздишовце изготовляют фаянс и керамику в традиционном стиле.

Традиционные поселения в Южной Словакии рядовой и уличной планировки. В горных районах преобладают небольшие кучевые поселения и хутора. Встречаются и поселения, тянущиеся цепочкой на несколько километров. Традиционные жилища состоят из трёх помещений: хижи (изба), питвора (сени), коморы (кладовая). В горных районах преобладают деревянные срубные постройки, на равнинах - глинобитные и саманные, стены которых окрашены в светлые тона, на юго-западе расписанные ярким орнаментом. Дома обращены фасадами к улице, жилые и хозяйственные помещения расположены в ряд под одной крышей.

Традиционная одежда имеет около 60 вариантов. Наиболее распространённый женский костюм состоит из длинной нательной рубахи с лямками, короткой собранной у ворота сорочки, переднего и заднего фартука (позднее юбки и передника). Другой распространённый комплекс - туникообразная длинная рубаха, юбка, передник, безрукавка.

Мужская одежда - штаны (узкие или широкие, суконные, полотняные, расшитые шнуром), туникообразная рубаха, меховые и суконные жилеты. На шляпе холостые носят перья и длинные ленты. Обязательная принадлежность костюма горца - очень широкий кожаный пояс с латунными пряжками.

Традиционная пища - каши, блюда из картофеля и капусты, молочные продукты, мясо.

В семейном быту до недавнего времени сохранялись патриархальные черты. До середины 20 века существовали сложные отцовские или братские семьи. Глава семьи (газда) пользовался непререкаемой властью. Сохраняется традиционная соседская взаимопомощь. Из семейных обрядов самый торжественный - свадьба: ранее она праздновалась всеми родственниками и соседями целую неделю.

Характерными были связанные с семейными и календарными обрядами народные театральные представления: молодёжь в масках устраивала танцы и игры. Одним из самых больших календарных праздников остаётся Рождество. Его отмечают в семейном кругу, наряжают рождественское дерево (ранее это мог быть и сноп), дарят подарки. Распространены новогодние обходы "полазников" с пожеланиями счастья и добра, имевшие когда-то магическую функцию.

Масленица, особенно её последние три дня, праздновалась всей деревней. Руководила ею молодёжь и её выборный староста. Ряженые (в медведя, переодетые женщинами парни) обходили дома с колядками, получая дары в каждом доме. Вечером в трактире устраивалось угощение с танцами. Праздник дожинок - окончания уборки урожая тоже сопровождается маскарадом. Дожинки приобрели особую популярность.

В фольклоре Словаков большое место занимают сказки и предания. Особенно сильна традиция воспевания народных мстителей - "збойников", среди которых наиболее популярен Юрай Яношик, герой народных баллад и сказок.

Народные песни связаны с семейными и календарными обрядами. Сохранились лирические песни, с преобладанием минорного тона. На востоке Словакии типичны танцевальные песни. Наиболее распространённые танцы - одземок, чардаш, полька и др., имеющие много вариантов. Существует множество музыкальных народных ансамблей (струнных, духовых). Популярна сольная инструментальная музыка (скрипка, свирель, волынка, цимбалы и др.). Ежегодно устраиваются фольклорные праздники, самый крупный из них - общесловацкий фестиваль в городе Виходна.

Н.Н. Грацианская

тв и радио, проекты, фильмы, россияне, фольклор, наследие, европа, менталитет, балканы, культура, общество и население, видео, образование и воспитание, единство и община, агитпроп и пиар, народы, сми, россия

Previous post Next post
Up