«Ничего, останемся живы, спросим - кому это было выгодно? Придёт время - спросим жёстко…»

May 20, 2011 18:22


Своими глазами
Война, которую мы давно проигрываем

«Ваххабиты уже не те, что прежде. Внимательно проверяйте документы, появилось подозрение - раздевайте задержанных. Синяк на плече - след от приклада, изучайте руки - ищите мозоли от спускового крючка, остатки порохового нагара, следы ружейной смазки, не поленитесь обнюхать подозреваемых - пахнет костром, значит, в лесу или в бункере прокоптился».

Сводки новостей ни на один день не дают нам забыть про узел кавказских проблем. Война, которая на бумаге, вроде бы давно закончилась, на самом деле продолжается - гремят взрывы, звучат автоматные очереди, льётся кровь, гибнут люди… Может быть, поэтому не иссякает и литература об этом конфликте - любому неравнодушному человеку хочется узнать, как всё это протекало - что было во время первой чеченской кампании, что происходило после короткого перерыва в период второй. И чего мы в конце концов можем ожидать от дальнейшего развития событий?

Есть на «Эхе Москвы» такая радиопередача - «Своими глазами», в ней о том или ином событии рассказывает человек (чаще всего - журналист), знающий о них не понаслышке, а видевший всё именно собственными глазами. Своими глазами видел обезображенную боевыми действиями Чечню, разрушенный Грозный и автор документальной повести «Я сюда ещё вернусь…» Михаил Кузин, она только что вышла в издательстве «Омск-Вариант».

Кузин, журналист пресс-службы Управления внутренних дел Омской области, много раз выезжал в командировки на Северный Кавказ, где в составе сводного милицейского отряда несли службу и наши земляки. Побывал в самом пекле, недаром награждён медалями, в числе которых есть медали с говорящим названием - «За отвагу». В результате таких поездок и родилась предлагаемая читателям книга. Родилась, как я понимаю, не сразу. Сразу нужно было «выдавать» оперативную информацию, она, сухая и немногословная, присутствует и в книге, но лишь как один из элементов, «вмонтированных» в общее её полотно. Основной же текст - это личные живые впечатления автора от увиденного и услышанного. В них есть и эмоции, и лирические отступления, и эффектные картины экзотической природы. Есть боль, страх, описания жестоких военных буден. А рядом - крепкий солдатский юмор, зорко подмеченные подробности фронтового быта. Но на фоне всего этого разнообразия главным мне представляется обилие разговоров самых разных людей - солдат и офицеров в армейских и милицейских погонах. В этих разговорах находим мы и оценку этой странной войны, истинно народное, выстраданное, а не официальное, мнение о ней.



В Кабардино-Балкарии начала действовать организация «Чёрные ястребы - антиваххабиты». Её задача - прессинг семей боевиков. Очевидно, в республике захотели опробовать кадыровские методы противодействия подполью. Вряд ли, конечно, они будут эффективны. Скорее всего, конфликт обострится. Ведь могут возникнуть дополнительные поводы для новых «операций возмездия».


Ястребки next

- Мы эту войну однозначно проиграем. Да-да, именно проиграем… Война, мужики, это не в бирюльки играть. Законы экономики никто не отменял, - продолжает Лёша, в прошлом кадровый военный, нынче - милицейский штабист из Питера. - Боевые действия - удовольствие дорогое. Сколько стоит тонна солярки? А сколько её, родимой, сжигают за сутки все танки, бэтээры, «Уралы», «КамАЗы» группировки? А сколько, по-вашему, стоит вылет пары «сушек» на бомбово-штурмовой удар? Или час полёта «вертушки»? А накормить армию солдат и ментов? А привезти отряд на Кавказ в командировку из Калининграда или, скажем, Южно-Сахалинска? А выплата им суточного и полевого довольствия? Да что там говорить, - Лёша досадливо отмахивается, - как утверждает военная наука, для того, чтобы поймать в горах одного диверсанта, необходимо семь-десять как минимум бойцов… Конкретную боевую задачу уже на месте обеспечивают службы тыла, связи, штабы и т.д. Ещё как минимум человек пятьдесят. Итак, шестьдесят спецов на одного террориста… А средства на восстановление республики, которая ничего не производит? А пенсии и пособия? У страны скоро кончатся финансы. Никакой бюджет не выдержит такой нагрузки. И война перетечёт в вялую попытку сохранить лицо. Ещё брататься с боевиками будем…


«Чернорабочие» этой малопонятной, ведущейся на собственной территории войны в изображении Михаила Кузина предстают перед нами отнюдь не «пушечным мясом». Это мыслящие и болеющие за державу люди. Смертельная опасность, ежеминутно гуляющая вокруг брезентовых стен их палаток, даёт им право без всякой оглядки на «начальство» говорить на самые острые и болезненные темы.

Из монолога заместителя начальника штаба П.:

- О наведении какого конституционного порядка мы говорим? У местных свой закон гор, собственная вековая кровная «конституция». А мы ломимся в чужой монастырь. Не любят нас здесь, боятся и ненавидят за это. И мы боимся и ненавидим местных за свой страх. Ничего хорошего из этой войны не выйдет - помяни моё слово. Взаимное кровопускание и потом отзовётся. Наши дети будут ненавидеть их детей и наоборот. А может быть, и внукам достанется…

Хочу признаться, что я прочитал эту книгу в один присест. Вначале хотел для пробы перелистать несколько страниц, а уж позже, выделив для этого «специальное» время, засесть, что называется, капитально. Но вышло иначе: количество «нескольких» страниц вначале перевалило за десять, потом - за двадцать, как-то одно за другим отодвинулись, отложились на потом намеченные было на этот день дела, а сам день постепенно перешёл в вечер, вечер - в ночь…

В узких литературных кругах Михаила Кузина знают как поэта - когда-то в Омске выходила книжка его лирических стихов «Вспомни хорошее» (Омск, 1992). В 1996 году он участвовал во всероссийском совещании молодых писателей, проводившемся Союзом российских писателей в Ярославле. Телезрители наверняка не забыли передачу «Территория закона», которую М. Кузин вёл на ГТРК «Иртыш» в течение десяти лет. Журналистские публикации были во многих периодических изданиях. И вот новая ипостась - нелёгкий труд публициста.

Рассказывая о войне, легко можно было бы впасть в бесконечные описания жестокостей, крайних ситуаций, свидетелем которых, судя по всему, не раз и не два был автор, или пуститься в собственные рассуждения на военно-политические темы. Но автор идёт по другому пути - показывает правду и изнанку войны через психологию людей или через конкретность, через детали, и это многократно усиливает наше читательское впечатление.

Вот описывается обязательный инструктаж бойцов перед спецоперацией.

- Ещё раз напоминаю о внимательности. Один досматривает задержанных, двое с оружием страхуют, - командир отряда передвигается вдоль тяжело вооружённого строя. - Ваххабиты уже не те, что прежде, - нестриженая борода, подвёрнутые снизу штаны. Забудьте об этом маскараде. Противник не дурак, маскироваться умеет. Внимательно проверяйте документы, появилось подозрение - раздевайте задержанных. Синяк на плече - след от приклада, изучайте руки - ищите мозоли от спускового крючка, остатки порохового нагара, следы ружейной смазки, не поленитесь обнюхать подозреваемых - пахнет костром, значит, в лесу или в бункере прокоптился. Внимание на марше, идём без «брони» - не пролезет она в горах. Всё!



Российский Северный Кавказ продолжает приковывать внимание западных политиков и экспертов из США и ЕС. На днях ПАСЕ приняла резолюцию по правам человека в северокавказском регионе, которую Россия впервые за 14 лет была готова поддержать. Но недопонимание между Россией и Западом по некоторым вопросам всё ещё существует.


Слабая Россия страшнее сильной

Бойцы, помогая друг другу, спешно забираются в грузовики. В одну из кабин сажают местного чернявого парня - он покажет в селе дома, где родственники прячут боевиков. Завербованный осведомитель серьёзно рискует - для конспирации ему на голову натягивают маску с узкими прорезями для глаз.

Колонна из десятка грузовиков, преодолев несколько перевалов, проходит аул Гуниб, где некогда сдался русским войскам легендарный Шамиль.

История мало чему научила как потомков имама Шамиля, так и потомков сподвижников усмирителя Кавказа генерала Ермолова; спустя полтора века они, граждане одной и той же страны, вновь стреляют друг в друга. А что может быть отвратительнее ГРАЖДАНСКОЙ войны?.. Об этом невольно думаешь, читая эту книгу. И понимаешь одного из её героев, который недвусмысленно заявляет: «Ничего, останемся живы, спросим - кому это было выгодно? Придёт время - спросим жёстко…» По сути дела, эта книга - тоже часть такого «спроса». Так, во всяком случае, представляется мне.

Впечатление от прочитанного усиливают многочисленные фотографии, сопровождающие документальное повествование. Чаще всего они не прямо иллюстрируют текст, а идут как бы «параллельно» ему. И мы воочию видим разрушенные дома, сожжённую или готовую к бою технику, а главное - людей в камуфляже , их лица - удручённые, спокойные, смеющиеся , растерянные, полные решимости… По сути дела, автор этих снимков - фронтовой фоторепортёр Валерий Макаров - своего рода соавтор книги. Книги, которая ещё раз заставляет задуматься о том непростом времени, в котором всем нам довелось жить.

Александр Лейфер

журналистика, военные, чечня, красные и белые

Previous post Next post
Up