Кимровы думы

May 15, 2011 15:03



Эраст Галумов 

Старые города России всё больше напоминают покосившиеся кресты над заброшенными погостами, а русские - людей без прошлого

Можно искать ответы, копаясь в истории, ругать князей, царей, татар, немцев, шведов, клевретов, Ленина со Сталиным, Горбачёва, Ельцина и нынешних. Можно списать всё на пьющий ленивый народ - но кимряки были крепкими ремесленниками, трудолюбивыми, расчётливыми и зажиточными.

Майские провёл вдали от Москвы, в городе Кимры, что на Волге. Природа там красивая, сам городок разделён Волгой на две части, соединены они довольно эффектным мостом. Городок, что называется, с прошлым: упомянут был ещё Иваном Грозным, модернизирован при Петре I, имел он и свою специализацию - сапожное дело.

Кустари-одиночки и артели со временем образовывали фабрики, дожившие аж до советских времён (да и сейчас ещё есть пять обувных предприятий). В симпатичном и интересном по наполнению краеведческом музее стоит огромный сапог (гулливеровского размера), сшитый ещё в петровские времена, очевидно в рекламных целях. В соседнем зале представлены модельные туфли 20-х, даже и сейчас такие надеть не стыдно, и «кроссовая обувь» 1980-х, вполне уродливая, но добротная.



Бауманская и окрестности. Даже сейчас эти места можно считать почти сохранившимся историческим районом, во всяком случае по сравнению с другими за Садовым кольцом. Но трудно понять, зачем Третье транспортное кольцо столь немилосердно прошлось тут, оставив вместо памятников архитектуры необъяснимую кучу дыр.


Бессмысленные пустыри
А чего стоит история про то, как целый город выкупился из крепости у графини Самойловой в 1847 году, ещё до реформ, взяв огромный кредит!

Ну и архитектура: старый центр Кимр застроен удивительными домами, «деревянный модерн» - редкостный стиль...

Таких вот Кимр - полно по всей Европе. Маленьких городков с историей, традициями, ремёслами, легендами. Не всем им, кстати, так повезло с природными красотами.

Почему же центр старинного городка Кимры выглядит вот так:


А жилые кварталы не менее провинциального и совсем крошечного городка Каркассона, который, кстати, продувается всеми ветрами круглый год, выглядят вот так: 


Или вот заштатный провинциальный городок Альтштадт, что в Баварии, - по численности населения вполне сопоставим с Кимрами, а центр его выглядит примерно так: 


Почему же маленький городок Кимры с достойной историей, природой, ремесленными традициями превратился в неприглядные развалины? Да ещё и считался до последнего времени одним их главных перевалочных путей героина на территории страны?!

Эти вопросы задаёт себе любой человек, который бывал в нашей провинции и посещал европейские крошечные городки: ПОЧЕМУ ТАК?

Можно искать ответы, копаясь в истории, от древности до современности: ругать князей, царей, татар, немцев, шведов, клевретов, Ленина со Сталиным, Горбачёва, Ельцина и нынешних. Бессмысленное занятие и неконструктивное: так можно докопаться до общенациональной депрессии. Немцы же свою послевоенную как-то преодолели!

Можно списать всё на пьющий да ленивый народ - но вот засада: кимряки были крепкими ремесленниками, трудолюбивыми, расчётливыми и зажиточными. И настолько крепкими, что даже советская власть не сломила дух «кустарей с мотором»!

Гуляя по Кимрам, стал я думать о негативном отборе и о том, что утрачено нами совсем не так давно. Вот француз-пекарь, или немец-сапожник, или итальянец-трактирщик из крошечных европейских городков. Они - достойные, уважаемые члены своей общины. У них нет (и никогда не было) сверхдоходов, но их заработок позволяет вести достойную жизнь, в трудах, не шикуя, но и не нуждаясь особо. Человек такой гордится историей своей семьи пекарей/сапожников/трактирщиков. Его дед был сапожником, он сам сапожник, и его сын тоже им станет. Отучится в университете, погуляет по свету - а потом вернётся и займёт место отца. Достойное место в общине, достойное место в истории своего городка.

У нас же... каждый официант, сапожник, пекарь - в глубине души Наполеон. Как минимум он видит себя владельцем большого бизнеса, а вовсе не какой-то провинциальной пекарни или сапожного цеха. А лучше - большим начальником. Министром хотя бы. Или депутатом. Или милицейским чином - там, говорят, состояния быстро делаются: милицейские у нас нынче имеют лицензию на разбой да грабёж, как былые опричники. А уж если нет никакой возможности быстро пробиться в начальство или надеть погоны, то остаётся криминал. Наркотики - быстрый путь к обогащению, кто бы спорил. Вот где будущее, не над каблуками да кожами всю жизнь корпеть!



Район Зарядье, уничтоженный ещё до начала Великой Отечественной войны, пал жертвой Москворецкого моста. alex-i1 предлагает прогулку по переулкам района, дворикам у Китайгородской стены и снесённому Мокринскому переулку. Он покажет дом-корабль с мостиками и галереями, где снимался фильм «Стачка» 1924 года, и крыши Китай-города.


Главное приведение столицы
Своя роль в обществе, роль добросовестного и достопочтенного сапожника, трактирщика, пекаря, портного, - не годится. И в обществе эта роль не уважаема и достойного дохода не приносит, и не дай бог сыну такое наследство передать: мы в дерьме жили, а он точно в гору пойдёт! Даже если жизнь так сложилась, что сейчас человек - ремесленник, всё это временно, судьба непременно даст шанс рвануть.

От этого «временно» и от этого «рвануть» (читай: урвать и убежать), я думаю, и все наши глубинные проблемы. И не только в провинции, но и в крупных городах. Но в провинции это просто бросается в глаза, не приукрашенное свежей штукатуркой.

К чему поддерживать порядок в доме «деревянный модерн» - даже если он не от прадеда достался, а куплен на аукционе? Пусть развалится, построим тут торговый центр из стекла и бетона, денег срубим (или от криминала отмоем). А на деньги эти - свалим в какой-нить тихий городок в уютной Европе. Там-то уж и заживём! В полной солидарности с местными трудящимися, в уважении к соседу-сапожнику, соседу-пекарю и соседу-трактирщику. Там это можно, там не западло. К тому же главная, всеобщая наша национальная идея - это идея рантье. Чтобы достойно жить на проценты с капитала и не работать. Откуда взялась идея рантье, как пришла она к нам, я не знаю, но она определённо доминирует.

Вот такие пироги с сапогами.

мнения и аналитика, нравы и мораль, города и сёла, ретро и старина, россия, времена

Previous post Next post
Up