Луганский вояж. Часть пятая. Кресты.

Feb 26, 2014 13:19

Оригинал взят у simtour в Луганский вояж. Часть пятая. Кресты.



Я уже рассказывал на страницах своего блога о некоторых из тех интересных мест или объектов, что нам удалось посетить во время нашего посленовогоднего " Луганского вояжа" - и о трагическом мемориале "Острая Могила", и об уникальных танках Mk V, что стоят в центре Луганска, и об очень душевном, и близком к нам по времени, павильоне ретро-автомобилей на территории Авиационно-технического музея. Надо двигаться дальше? Надо! Однако, сегодня я хочу вернуться ещё раз в то место, про которое уже рассказывал в своём повествовании о достопримечательностях этого симпатичного города Восточной Украины - в парк-музей антропоморфных стел и половецких каменных изваяний. Для чего? Для того, что на сей раз поделиться информацией не о каменных бабах, а уже о других каменных монументах - о луганских каменных крестах.


Каменные кресты, как и здешние каменные бабы - являются частью большой коллекции, представленной в музей антропоморфных стел и половецких каменных изваяний Луганска. И на мой взгляд, не менее интересны, чем те фигуристые скульптуры (в большинстве своём, женского пола), о которых я рассказывал ранее.




Конечно, им не столько лет, сколько половецким бабам (ведь возраст некоторых луганских "женщин" датируется 2-3 тысячелетием до нашей эры). Однако, данные кресты тоже весьма древние. К тому же, эти памятники старины гораздо ближе к нам по культуре, чем языческие изваяния 11-13 веков.




Так как являются, в большинстве своём, творением рук казаков. Заселившим эти земли, так называемое, «Дикое поле» в ХVII - XVIII столетиях.




Каменные кресты, с соответствующей формой или "содержанием" у казаков делились на два типа - на намогильные и поклонные.




В коллекции Парка-музея антропоморфных стел и половецких каменных изваяний имеются и те, и другие.




Так вот, главное отличие каменных крестов друг от друга - в их "функционале". Даже по названию понятно, что "намогильные" кресты, использовались у казаков так же, как обычные могильные плиты у современных жителей Луганщины. То, есть их ставили для обозначения и "украшения" места погребения конкретного человека.




На некоторых намогильных крестах из коллекции луганского музея даже можно попытаться разобрать кому и когда данный крест был установлен.




Но, всё же, большинство каменных крестов в парке-музее антропоморфных стел и половецких каменных изваяний, что называется, из другой серии - из "поклонных".




"Поклонные" (в том числе и "памятные") кресты устанавливались древними жителями луганских степей с иной целью. Данные изваяния или отмечали какое-либо важное событие, произошедшее в определённом месте или были храмовыми (порою вложенными в стены церкви), а так же придорожными крестами.




Традиция эта существует до сих пор. Вспомните деревянные кресты на въездах во многие российские или украинские города. Или небольшие кресты, приставленные к стенах возведённых храмов, которые ранее были установлены на месте постройки будущей церкви.




Всё тоже самое делали и триста, и четыреста, и пятьсот лет назад. Соответственно, если включить фантазию, то можно представить, что вы путник, конные или пеший казак, путешествующий по местным степным просторам. И при подъезде к некоторому населённому пункту у дороги вы видете данный знак, обозначающий не только то, что здесь живут люди. Но и то, что эти люди "свои" - христиане, православные.




Кстати, могу заметить, что традиция ставить каменные памятные кресты - это традиция не только Восточной Украины, но и многих других областей данного государства, а так же большей части западных регионов России и Белоруссии. Ведь известны новгородские, псковские и другие каменные кресты. Некоторые из которых, по праву можно отнести, к настоящим шедеврам малой архитектуры.




В настоящий момент, каменные памятные кресты почти невозможно встретить в местах их ранего расположения. То, что сохранилось (а сохранилось не так уж и много, от того, что было известно ранее), в большинстве своём находится по музеям, коллекциям и историческим собраниям.




А вот каменные намогильные кресты и плиты иногда ещё можно увидеть на старых кладбищах или захоронениях. Хотя и оттуда, в целях сохранности раритетов, их, зачастую, привозят опять-таки в музейные запасники и экспозиции.




Что, с одной стороны - вроде как и некое святотатство. Но, в то же время, святотатство с благими намерениями. Так как памятники, которым от роду несколько сот лет, разрушаются и теряются среди заброшенных земель и погостов. Лишая таким образом современников возможности узнать, по своему интересные, моменты существования своих предков.




А ведь есть ещё и некоторые мистические моменты, связанные с данными каменными крестами. Но...
Но, о них я рассказывать не буду. :) Так как лучше приехать в Луганск самим. И увидеть, а так же почувствовать это, на себе, лично. Так, что будете проездом в этих краях - найдите полчаса, прогуляйтесь среди каменных баб и древних крестов. Я уверен, в той или иной степени, но вам это понравится.

P.S. Все прошлые и будущие части рассказа о Луганском вояже вы можете прочитать по этим ссылкам:
1. Луганский вояж. Часть первая. Самцы Mk V.
2. Луганский вояж. Часть вторая. Бабы.
3. Луганский вояж. Часть третья. Острая Могила.
4. Луганский вояж. Часть четвёртая. Ретро-авто.
5. Луганский вояж. Часть пятая. Кресты.
Previous post Next post
Up