секретный танкер», что маячил на ярославской Стрелке.

Jan 06, 2013 11:16

В свое время мне на глаза попалась фотография - зима, ярославская Стрелка, а у другого берега «вмёрз» в лёд гигантский танкер. Не речной. Морской. Причем какой-то странной формы. И за этим танкером, на берегу, видны какие-то небольшие, явно временные домики-сараи…

Естественно, я тогда полюбопытствовал у старших, что это за чудо, зачем оно там было и куда потом исчезло. Но узнал очень немногое. Во-первых, что корабль оказался там в первой половине шестидесятых. И во-вторых, что был этот танкер каким-то «секретным», к нему запрещалось приближаться, судно охраняли люди с винтовками - и даже, якобы, один раз кого-то любопытного чуть не застрелили…

Все эти разговоры происходили в конце семидесятых. С тех пор и люди, которые мне рассказывали эту историю, умерли, и фотография потерялась, и сам я про таинственный «морской танкер» на Стрелке почти забыл.

Но на днях этот случай вдруг всплыл из глубин памяти. По своей надобности я листал электронную подшивку газеты «Корабельная сторона», издающейся в Северодвинске. По-сути, это - бывшая многотиражка судоремонтного завода «Звездочка», известного как место, где проходили ремонт и модернизацию практически все атомные подлодки советского Северного флота, а также легендарный атомный ледокол «Ленин».

В 2003 году один из цехов предприятия отмечал свой сорокалетний юбилей, чему посвящалась публикация в газета. Вот в этом материале я вдруг и прочел про тот самый «секретный танкер», что маячил на ярославской Стрелке.

Предлагаю выдержку из статьи.

----------------------------

Быковская И. Как Степаныч с КГБ бодался // Корабельная сторона: газета (Северодвинск). - 2003. - 15 апреля. Доступно (в эл. версии на 05.01.2013) по

КАК СТЕПАНЫЧ С КГБ БОДАЛСЯ
Юбилей цеха №22 всколыхнул историю сорокалетней давности

В конце марта на «Звездочке», в цехе №22 (сейчас его называют доко-водо-такелажным), отмечали юбилей - 40 лет со дня открытия. Собрались ветераны производства <...>

В разгар встречи подсчитали, что танкеру «Осетия», где хранят технологическую воду, в эти дни тоже сорок лет исполнилось. Танкер и сейчас в строю. А вот историю первых месяцев его жизни напомнил бывший докмейстер «Звездочки» Алексей Степанович Коротовский

В 1963 году осенью он приехал на Ярославский судостроительный завод принимать новострой. Перегонять «Осетию» (тогда она имела прозаическое название - заказ №601) в Северодвинск можно было только водным путем. Планировали вести вместе с подводными лодками, которые строили на «Сормово». Однако через Волго-Балтийский канал «хода» не было. Сильным паводком нарушило нижние шлюзы, и они требовали солидного ремонта

Оставалось одно: зимовать в Ярославле. Но завод решительно отказался ставить на хранение танкер на своей территории. Коротовскому, у которого на руках был подписанный акт приемки, сказали «до свидания» и указали на выход. В принципе, руководство право. Но что делать нашему северному мужику с «белым пароходом»?

Связался по телефону с директором «Звездочки» Просянкиным. Григорий Лазаревич наказал искать хозяина, который пристроил бы судно на зиму.

Легко сказать: ищи. Обошел Алексей Степанович все заводы, ДОСААФ, райкомы. Там в его положение входили, но помочь отказывались. Обратился к старожилам. Кто-то и подсказал: мол, иди в пожарную охрану. И действительно, удалось договориться. Люди там работали по сменам и в свободное время согласились охранять «чужака». Место ему отвели в черте города, где река Которосль впадает в Волгу, тут пляж, лед в устье не заходит. Буксиром притащили сюда танкер. На берегу поставили теплушки, соорудили для сторожей печку, завезли дрова. Пожарные несли свою вахту добросовестно. Да и то сказать, не бесплатно. По согласованию с руководством «Звездочки» их оформили рабочими завода (их паспорта переправляли в Северодвинск) на время стоянки заказа №601
Только удивительные игрушки и конкструкторы  lego.net.ru оздай свой фантастический мир. 
Казалось бы, проблема решена, можно вздохнуть и возвращаться домой. Не тут-то было. Вызывают Коротовского к секретарю Ярославского судостроительного завода, а та протягивает ему бумагу с адресом, дескать, явиться туда-то в такое-то время

Куда? Зачем? Но пошел. Дом высокий, на двери табличка: «Комитет госбезопасности». Не захочешь, а задрожишь. В приемной сказали: вас ждут. Разделся. Вошел.

В кабинете, видно, начальство - сплошь с большими звездами. Взяли Степаныча в оборот. Мы наш завод, говорят, держим в таком же секрете, как и вы свой северодвинский. У нас, мол, тоже стратегический объект, ракетные катера строим. А вы... Хоть бы согласовали! Куда поставили свой танкер? Аккурат напротив ярославского Кремля, а туда туристы иностранные приезжают. Увидят судно, будут интересоваться, что и где... В общем, говорят, мы предлагаем вам его оттуда убрать.
Коротовский руками разводит: куда его убирать, целый месяц весь город прочесывал, нигде места нет.
Не знаем, говорят, ничего, ищите.
И зачем такая перестраховка, что уж секретного в новом танкере? Ну не будешь же выступать, время такое. Вон он, докмейстер, в цехе командует по «матюгальнику», и не дай бог подводную лодку лодкой назвать, только «заказом». Иначе выговор, и то в лучшем случае. Ладно, не про то сейчас рассказ.

Звонит на «Звездочку» Просянкину. Директор ему: поезжай в Москву. Вечерней электричкой заводчанин выехал в столицу. А утром отправился в свой главк, 4-е управление. Просянкин там уже ситуацию обрисовал. Вместе с товарищем из управления предстали перед комитетчиками. И снова выговор: почему-де москвичи не подсказали, что ярославский завод - режимное предприятие. Давайте искать варианты, как быстрее отправить судно по назначению, а прежде - куда его переставить.

А вариантов-то всего раз-два, да и ледостав на носу. Перегонять по Волго-Дону вокруг Европы - дело дорогостоящее. Может, найти место в Череповце, там акватория большая, кто-нибудь приютит. Может, перегонять через старую Мариинскую систему - через Сухону, Шексну, Малую Двинку в Двину? Но гнать одно судно - слишком дорогая затея. Тем более надо сплавляться на гребне паводка с большой водой, задействовав при этом авиацию. Словом, ломали головы, ломали..

Два дня в Москве прошли, вернулся Коротовский в Ярославль. Опять на связи с директором. Хорошо, на местном заводе ему разрешили звонить на «Звездочку» каждый день в любое время с 16 до 20 часов. Просянкин тоже с управлением созванивался, вопрос решал. В конце концов согласились все, что выход только один: оставить танкер до весны на виду, у Кремля. Авось не рассекретят. И чины из ярославского КГБ тоже с этим согласились.

Весной же восстановили нижние шлюзы на Волго-Балте. Танкер под руководством капитан-механика Валентина Дмитриевича Неманова (верой и правдой прослужившего на нем четверть века) подготовили к походу, и в летнюю навигацию, в июне 1964 года, №601 притащили в Северодвинск. <…>

Ирина Быковская
----------------

А теперь поясню, из-за чего стоял шум. Дело в том, что танкер «Осетия» - не простой. Он строился в Ярославле вне проекта (предполагающего сооружение ряда однотипных судов), по «индивидуальному» плану, так как предназначался для хранения жидких радиоактивных отходов

Северодвинский завод «Звездочка» тогда вслед за соседом-«Севмашем» как раз приступил к подготовке базы для ремонта атомных подлодок. Перед этим, естественно, полагалось делать отбор проб воды реакторных контуров, проводить слив дезактивационных вод. А в море такое не спустишь&hellip

Так на «Звездочке» и возникла идея использовать в качестве хранилища и транспортировки жидких радиоактивных отходов особый танкер, заказанный на Ярославском судостроительном заводе. Корабль имел 9 хорошо защищенных особыми стальными листами цистерн общим объемом 1033 кубических метра. Предполагалось, что сперва атомные подлодки будут осуществлять слив жидких радиоактивных веществ в особые буксируемые емкости, а уж их-то и станут доставлять к одиноко стоящему танкеру «Осетия», который перекачает ядерную дрянь к себе в нутро, а затем отвезет ее на переработку в губу Андрееву на секретное утилизационное предприятие.

Отсюда понятна активность КГБ в далеком 1963-м. Шпионы - не дураки: если танкер будет долго маячить в Ярославле, то его заметят, поймут предназначение, отследят дальше весь его путь от Ярославля до Северодвинска, и сделают выводы, где именно куется подводный ядерный щит Родины… Неудивительно, что бедного представителя «Звездочки» отовсюду шугали вместе с танкером.

А «Осетия», кстати, с тех пор сорок лет именно сбором жидких радиоактивных веществ в Северодвинске и занимается. Она по-прежнему приписана к заводу «Звездочка», хотя постепенно и готовится на утилизацию.

В современности есть устройства используемые для несколько иных целе дорожные блокираторы беспечат нужный режим парковки и обеспечат принудительную остановку автотранспорта 
Previous post Next post
Up