Эксперимент со старым негативом капитана Платонова

Jan 20, 2016 22:12




Просматривая старые контактные отпечатки, которые делали фотографы прошлого века, я часто удивлялся тому, что эти фотографии сильно отличаются от тех, которые печатаю я. Вот уже больше года я экспериментирую с контактной печатью большеформатных негативов. Но мне никак не удается получить похожие отпечатки. Есть и детализация, и плавные тональные переходы. Но старую фотографию глаз сразу отличает от новодела. В чем же причина? Все оказалось сложнее, чем я предполагал сначала. Поначалу мне казалось, что если купить старую камеру, правильно настроить свет и правильно проявить негатив, то можно будет легко напечатать фотографию такую же, как в бабушкином альбоме. Но при первых пробах я понял, что даже жесткий рисунок современного Индустара 300 уже никуда не годится. Не говоря о современных негативах и бумаге. Я хочу поделиться результатами своих скромных наблюдений и в первой части начну с одного любопытного эксперимента, который позволил мне понять некоторые вещи.

Однажды мне пришла в голову мысль купить старый негатив, изучить его и попробовать сделать контактный отпечаток. На барахолках сейчас довольно много старых негативных пластинок. Я обсуждал эту идею с Александром Глуховым (aka Nebrit), но он, просмотрев негативы, которые попадались в объявлениях, сказал, что это неподходящие негативы. Большинство из них были плохого качества, любительские, недоэкпонированные. Поэтому начинать эксперимент с ними не было никакого смысла. Надо было найти павильонный негатив. И вот в ноябре я наткнулся на любопытное объявление на Авито: предлагалось два большеформатных негатива одного военного, и вместе с ними несколько отпечатков.




Это был подходящий вариант! Тем более выяснилось, что они достались в наследство от старого фотографа, который работал в фотоателье кремлевской комендатуры в 50-х годах. Эти фотографии для документов кремлевских сотрудников точно должны быть сделаны профессионально.



Негативы и отпечатки (предположительно, 1950 год) капитана Платонова

Когда я получил эти негативы, я был сильно удивлен: все лицо капитана было покрыто плотным слоем ретуши. Я немного знаком с ретушью негативов. Было понятно, что раньше фотографы не пользовались фотошопом, а ретушировали фотографии вручную. Но я думал, это больше касалось женских портретов или плохо проэкспонированных негативов.



Видна ретушь, которая была выполнена карандашом со стороны эмульсии

Но тут была лишь служебная фотография военного размерм 9х12! Без претензии на художественность, замечу. Понятно, почему на женских портретах начала прошлого века почти всегда лица выходили разглаженные, как у младенцев.



Негатив на стеклянной пластинке 9х12

При визуальной оценке негатива можно сказать, что он довольно плотный, но с хорошей проработкой деталей во всех диапазонах. Я примерно так и стараюсь проявлять свои негативы.

Второе любопытное открытие я сделал, когда стал печатать эти негативы. Мне никак не удавалось достичь того контраста и проработки деталей, которые были на отпечатках кремлевского фотографа: его отпечатки были гораздо более мягкие, чем мои. Для всех моих бумаг этот негатив был слишком контрастен.



Слева оригинальный отпечаток, справа отпечаток на свежей бумаге Бромпортрет, производства Славич



Слева оригинальный отпечаток, справа отпечаток на бумаге Fomabrom Normal



Слева оригинальный отпечаток, справа отпечаток на советской просроченной бумаге для контактной печати "Вартион-1"

Определенно, он был проявлен до более высоких значений контраста, чем это принято сейчас. Даже использовав самую мягкую бумагу и разбавленный проявитель я не смог достичь сходства с оригиналом - портрет получался очень контрастным. В этот момент я понял, почему мягкие низкоконтрастные отпечатки называют «ретро». Я еще раз пересмотрел всю свою коллекцию и убедился, что раньше печатали именно так - очень мягко, зачастую совсем без черного цвета. Предполагаю, что портрет капитана печатался на самом мягком (на 1 или 2 номере) глянцевом Бромпортете. Очень уж нежные тональные переходы получились. Я пробовал печатать и на мультиконтрастом Fomabrom Variant III, но там при снижении контраста получалась просто серая каша без деталей.



Справа мультиконтрастный Fomabrom Variant III

Более-менее приемлемый вариант получился на просроченном Бромпортете нормального контраста, который соответствует 3 номеру. Из-за просрочки он стал более мягким и потерял одну одну ступень контраста весьма кстати.



Справа просроченный тисненный Бромпортрет

Я еще раз убедился, что для контактных отпечатков хлорсеребрянная и бромсеребрянная бумага постоянного контраста подходят лучше, чем мультиконтрастная. Последняя уступает им передаче мелких деталей, что важно при печати небольших фотографий.




Итог моего эксперимента таков: для того, чтобы напечатать похожий портрет на той бумаге, которая у меня есть, нужно проявлять негативы менее контрастно. Но я не уверен, сохранится ли такое же разделение деталей, особенно в тенях и светах, какое у меня получается сейчас. Есть высокий риск, что отпечаток будет сереньким и плоским, как при печати с Foma retropan soft, о чем я писал несколько месяце назад.

Кроме этого, меня сильно заинтересовала техника ретуши, основами которой следует обязательно овладеть, для того, чтобы не пугать морщинами милых дам и господ.

Капитан Платонов внешне очень похож на моего дедушку Николая, который прошел всю войну обычным солдатом в пехоте, а после войны попал в НКВД и служил в звании капитана. Но 1953 году ушел, не выдержал. Стал работать художником-реставратором в Ленинграде. Но это уже другая история.

P.S. Я недавно разговаривал с Марком Титенским по поводу этого эксперимента. Он уточнил, что со временем плотность негатива обычно нарастает и, возможно, неравномерно. Поэтому совершенно необязательно, что эти кремлевские негативы были изначально такими плотными. А вот правильно обработанные отпечатки со временем не меняют плотность, только желтеет бумага. Поэтому нужно обязательно печатать с негативов, пока они свеженькие :)

печать, истории, 9х12, большой формат

Previous post Next post
Up