Илфорд против Шварцшильда

Aug 10, 2015 18:25

Около месяца назад мне удалось отловить супругу и сделать парочку кадров на большеформатную камеру. Однако при съемке я допустил по невнимательности две ошибки: не учел эффект Шварцшильда и не сделал поправку на растяжение меха. В итоге VI зона была недоэксопонирована на 1,5 ступени. Несмотря на то, что детали в тенях получились хорошо, мне пришлось довольно долго возиться с этим негативом при печати.




Когда я проявил негатив, то увидел, что он недостаточно плотный, а значит на нормальной бумаге напечатать его будет скорее всего невозможно.




Как уже упоминалось выше, я во время съемки забыл учесть эффект Шварцильда- он у пленки Fomapan 100 очень приличный. Если кратко, то этот эффект проявляется в том, что при увеличении расчетного значения экспозиции более 1 секунды для каждой пленки необходимо увеличивать экспозицию. Например, для Fomapan 100 при расчетной выдержке 10 секунд, нужно увеличить экспозицию до 80 секунд. Это все равно что снимать на пленку с ИСО 12 без эффекта Шварцшильда.
Причем у Fomapan 200 и 400 аналогичная ситуация. При расчетной выдержке 1 секунда, у Fomapan 200 аналогичное ИСО уже не 200, а 64. У Fomapan 400 при 1 секунде аналогичное ИСО уже 250, а при 10 секундах 64.



В момент съемки расчетная экспозиция при диафрагме 5,6 составляла 1 секунду. Надо было увеличить ее до 2 секунд, или открыть диафрагму. Но я этого не сделал. В итоге - 6 зона была проэкспониорована (зона лица) как 4 зона, то есть на бумаге окажется темнее на 1,5 -2 ступени.

Если я захочу при печати сделать лицо светлее, то светлее будет все изображение, а значит на бумаге нормального контраста будет потеря черного цвета. При обработке скана в Photoshop достаточно сделать все изображение светлее, а на гистограмме сдвинуть ползунок темного в право.



Таким образом, мы делаем светлым все изображение, сохранив при этом глубокий черный цвет.

Но аналоговая печать не позволяет так просто манипулировать с гистограммой. Если негатив недоэкспонирован, и его зоны не "попадают" на предназначенные для них места бумаги, то это изображение окажется серым.
У А. Адамса в книге "Отпечаток" это очень подробно и понятно описано в главе про управление значениями.



А. Адамс, "Отпечаток"

Сначала я пробовал печатать на бумаге нормального контраста. Этой весной мне удалось прикупить большую пачку неплохого Бромпортета. Он уже изрядно просрочен и немного потерял контраст, но печатается великолепно, особенно, если негатив проявлен чуть более контрастнее, чем обычно. Этот тисненный Бромпортет раньше очень любили павильонные фотографы. В альбоме у моих родителей, бабушек и дедушек очень много фотографий, сделанных именно на таком Бромпортрете.






Бромпортрет 18х24. Произведен в марте 1990

При первых пробах сразу стало понятно, что изображение получается малоконтрастным, а глубокого черного нет вовсе



Слишком низкий контраст. Нет черного цвета.

Пришлось распечатать новую пачку мультиконтрастного Ilford MG IV FB. Он был у меня специально припасен для таких случаев.




На бумаге переменного контраста можно увеличить контраст при помощи фильтра Magenta.



Meopta Opemus с цветной головой Color 3

После нескольких проб оказалось, что глубокий черный цвет получается, если выкрутить фильтр до значения 200




Теперь, несмотря на увеличение локального контраста, изображение не выглядит темным и присутствует хороший черный цвет.




Скорее всего, это пока один из пробных отпечатков. Думаю, можно еще немного снизить контраст без потери черного цвета. Возможно, отпечаток будет лучше выглядеть после тонирования.

портрет, печать, большой формат

Previous post Next post
Up