Около месяца назад мне удалось
отловить супругу и сделать парочку кадров на большеформатную камеру. Однако при съемке я допустил по невнимательности две ошибки: не учел эффект Шварцшильда и не сделал поправку на растяжение меха. В итоге VI зона была недоэксопонирована на 1,5 ступени. Несмотря на то, что детали в тенях получились хорошо, мне пришлось довольно долго возиться с этим негативом при печати.
Когда я проявил негатив, то увидел, что он недостаточно плотный, а значит на нормальной бумаге напечатать его будет скорее всего невозможно.
Как уже упоминалось выше, я во время съемки забыл учесть
эффект Шварцильда- он у пленки Fomapan 100 очень приличный. Если кратко, то этот эффект проявляется в том, что при увеличении расчетного значения экспозиции более 1 секунды для каждой пленки необходимо увеличивать экспозицию. Например, для Fomapan 100 при расчетной выдержке 10 секунд, нужно увеличить экспозицию до 80 секунд. Это все равно что снимать на пленку с ИСО 12 без эффекта Шварцшильда.
Причем у Fomapan 200 и 400 аналогичная ситуация. При расчетной выдержке 1 секунда, у Fomapan 200 аналогичное ИСО уже не 200, а 64. У Fomapan 400 при 1 секунде аналогичное ИСО уже 250, а при 10 секундах 64.
В момент съемки расчетная экспозиция при диафрагме 5,6 составляла 1 секунду. Надо было увеличить ее до 2 секунд, или открыть диафрагму. Но я этого не сделал. В итоге - 6 зона была проэкспониорована (зона лица) как 4 зона, то есть на бумаге окажется темнее на 1,5 -2 ступени.
Если я захочу при печати сделать лицо светлее, то светлее будет все изображение, а значит на бумаге нормального контраста будет потеря черного цвета. При обработке скана в Photoshop достаточно сделать все изображение светлее, а на гистограмме сдвинуть ползунок темного в право.
Таким образом, мы делаем светлым все изображение, сохранив при этом глубокий черный цвет.
Но аналоговая печать не позволяет так просто манипулировать с гистограммой. Если негатив недоэкспонирован, и его зоны не "попадают" на предназначенные для них места бумаги, то это изображение окажется серым.
У А. Адамса в книге "Отпечаток" это очень подробно и понятно описано в главе про управление значениями.
А. Адамс, "Отпечаток"
Сначала я пробовал печатать на бумаге нормального контраста. Этой весной мне удалось прикупить большую пачку неплохого Бромпортета. Он уже изрядно просрочен и немного потерял контраст, но печатается великолепно, особенно, если негатив проявлен чуть более контрастнее, чем обычно. Этот тисненный Бромпортет раньше очень любили павильонные фотографы. В альбоме у моих родителей, бабушек и дедушек очень много фотографий, сделанных именно на таком Бромпортрете.
Бромпортрет 18х24. Произведен в марте 1990
При первых пробах сразу стало понятно, что изображение получается малоконтрастным, а глубокого черного нет вовсе
Слишком низкий контраст. Нет черного цвета.
Пришлось распечатать новую пачку мультиконтрастного Ilford MG IV FB. Он был у меня специально припасен для таких случаев.
На бумаге переменного контраста можно увеличить контраст при помощи фильтра Magenta.
Meopta Opemus с цветной головой Color 3
После нескольких проб оказалось, что глубокий черный цвет получается, если выкрутить фильтр до значения 200
Теперь, несмотря на увеличение локального контраста, изображение не выглядит темным и присутствует хороший черный цвет.
Скорее всего, это пока один из пробных отпечатков. Думаю, можно еще немного снизить контраст без потери черного цвета. Возможно, отпечаток будет лучше выглядеть после тонирования.