Настой на фотоотпечатках (тонирующий раствор для горячего осернения). Даже нахождение в холодном растворе приводит к окрашиванию фотографии в сепию, правда со значительным ослаблением изображения.
Недавно я
тонировал отпечатки двухрастворным (непрямым способом), основанном на предварительном отбеливании серебра и последующим его окрашиванием тиомочевиной. Однако мне не очень понравилось то, что при таком способе происходило снижение плотности отпечатка и общего контраста, а в светах пропадали детали. Кроме того, при неполном отбеливании остаются участки неокрашенного черного серебра, которое не очень красиво сочетается с окрашенными участками. Существуют еще прямые способы тонирования без отбелки, которые позволяют этого избежать. Петр Озаренок, например, предлагает
тонирование полисульфидами, а в книге В.А.Яштолда-Головко описан один из самых старых способов - тонирование осернением в горячем растворе.
Это старейший способ окрашивания раствором тиосульсфата натрия с алюмокалиевыми квасцами. В этом вираже отпечаток на бромсеребряной бумаге сначала принимает коричневый оттенок, а потом становится темно-коричневым.
Тонирующий раствор:
Тиосульфат натрия .......... 120 г
Алюмокалиевые квасцы ..........30 г
Хлористый натрий (10% р-р) .. 10 мл
Вода ........................до 1 л
В воде, нагретой до 70 градусов, растворяют тиосульфат натрия, а затем небольшими дозами вводят алюмокалиевые квасцы. В результате их взаимодействия с тиосульфатом натрия выпадет сера, отчего раствор становится молочного цвета и пенится. Затем в вираж добавляют раствор хлористого натрия и, наконец, раствор азотнокислого серебра концентрации 1:10 в количестве 10 мл, без которого тонирование протекает неудовлетворительно. Если азотнокислого серебра нет, то в вираж надо поместить на несколько дней 8 ненужных фотоотпечатков размером 13х18 см.
Фотоотпечаток, предназначенный для тонирования, после основательной промывки дубят 10 мин в растворе:
Алюмокалиевые квасцы .......10 г
Вода ..................до 100 мл
Предварительное дубление необходимо, потому что отпечаток для тонирования опускают в раствор, подогретый до 65 градусов. Без дубления желатина эмульсионного слоя расплавится и изображение исчезнет.
Температура тонирующего раствора 65 градусов и должна быть равномерной, так как более нагретые части фотоотпечатка будут окрашиваться быстрее, чем нагретые, что приведет к неравномерной окраске изображения. Поэтому расвтор необходимо нагревать не непосредственно на огне, а на водяной бане. При тонировании фотоотпечатки должны лежать изображением вниз и быть покрыты раствором. Их надо часто перекладывать - иначе образуются пятна.
Окрашивание начинается со светлых тонов, затем распространяется на более темные. Таким образом, конец определяют по окраске теней. Обычно он протекает 12-25 минут.
Когда окрашивание завершено, фотоотпечаток вынимают из раствора и охлаждают на воздухе до комнатной температуры. После чего переносят в воду для промывки и промывают обычным способом. Осадок серы с поверхности фотоотпечатка снимают ватным тампоном, смоченным водой.
У сильно проявленных отпечатков на бромсеребряной бумаге изображение имеет окраску чистой сепии. Преждевременным прекращением вирирования можно получить на фотоотпечатке двойные тона: темно-коричневые в тенях, цвета сепии в промежуточных тонах, в светах - чисто белый тон.
При продолжительном пользовании раствором в нем повышается концентрация серебра, отчего тонирование начинает протекать неудовлетворительно. В этом случае вираж освежают, добавляя в него свежую порцию тонирующего раствора.
Придерживаясь вышеописанного рецепта, я приготовил тонирующий раствор. Поскольку у меня нет азотнокислого серебра, я положил 8 фотографий в банку раствором. Через некоторое время изображение стало окрашиваться в сепию. При этом оно значительно ослабло. Выглядит это довольно забавно.
На днях думаю испробовать этот "настой на фотоотпечатках". Любопытно будет сравнить с результатами тонирования в двухрастворном тонере.