Начало
После нескольких лет раздумий, я все-таки решил попробовать снимать на камеру большого формата. Для начала лучший вариант - это складная камера
ФКД . В нее заряжается лист пленки 18х24 см. Процесс съемки довольно кропотливый. Так снимали в прошлом веке. Затем лист пленки проявляется и сканируется. И печатается контактным способом. Все это похоже на работу художника портретиста. В эту субботу я приехал к художнику Александру Костенко, чтобы набраться опыта. Он учится на последнем курсе в санкт-петербургской академии художеств. Сейчас Саша как раз пишет дипломную работу на тему портрета. Ему очень сложно, так как он серьезно болен и проходит курс химиотерапии. Мы долго возились со светом, крутили барашки. Было довольно занимательно. Хотя "писать светом" портрет, конечно же быстрее гораздо, чем красками и кистью.
На последний лист Саша решил снять меня. Скажу честно, смотреть 20 секунд в камеру не моргая, довольно страшно. Кстати, как выяснилось, при такой выдержке можно моргать, и это не будет видно.
Весь вечер я в большом баке проявлял листы, которые мы наснимали.
Так выглядят листы пленки 18х24 см. Такой размер уже давно не производят. Я нашел несколько пачек просроченной Свема 64 фото. Как оказалось, они очень хорошо сохранились.
Контакт
Как же печатали портреты фотографы? Печатали контактным способом. Лист (или пластина) кладется на фотобумагу, прижимается стеклом и на несколько секунд включается свет. Затем лист проявляется. Глядя на такие фотографии просто поражаешься пластике и детализации. Ради этого и снимают на камеры большого формата.
Скажу честно, печатать таким способом непросто, возникает много сложностей технического характера: это пыль, тяжело прижать лист по всей плоскости, сложно сделать белые поля и очень тяжело кадрировать. Кроме того, при таком освещении нельзя использовать фильтры для мультиконтрастной печати, поэтому приходится долго подбирать номерную бумагу. Но этот процесс очень интересный и я ощущаю просто бурю творческих эмоций.