2 ноября в Латвийской Национальной Опере состоялась премьера новой неоклассической постановки Кеннета Тиндалла (впервые поставлена в 2017 году в Northern Ballet) "Казанова".
Здесь и далее фото Кристапса Калнса
Я почти неделю оттягивала написание рецензии и вообще еле себя на нее подняться заставила, потому что хотелось бы быть восторженной, орать и восхищаться, но как-то не получается. С другой стороны, придраться тут тоже совершенно не к чему. Обьяснить такое ощущение могу только тем, что я вообще не фанат неоклассических постановок. Для меня уникальность балета - как классического, так и модернового в умении сказать очень много с минимальным количеством средств для выражения. В неоклассические постановки чаще всего пытаются засунуть много сюжета, много диалогов, текста, каких-то писем и предысторий. В результате у тебя на руках многостраничное либретто, набранное мелким шрифтом, и ты тщательно пытаешься уследить и за ним, и за тем, что происходит на сцене.
Сюжета в балете Казанова, тем не менее, как такового и нет. Его либретто - скорее сборник анекдотов, случаев из жизни Казановы, призванных показать, кем и каким он был. Постановщик Кеннет Тиндалл во всех интервью подчеркивает, каким он парнем был что хочет показать Казанову не только любовником, но и священником, музыкантом, философом и писателем. Тем не менее, эти самые случаи все равно строятся вокруг именно того, с кем Казанова, что и сколько раз.
В балете Казанова этакий универсал, который может и с женщиной, и с мужчиной, и с несовершеннолетними близняшками, с трансом-кастратом и трансом-солдатом. И, конечно, в оргию тоже может, куда же без нее.
Казанова и монашка
Сценография достаточно минималистична и условна, зато мастеру света Аластеру Весту надо сразу же выдать Оскар имени меня.
Свет
Именно освещение делает картинку настолько красивой.
Много золотого цвета и потертые то ли стены, то ли окна, в которых открываются двери
Костюмы, конечно, тоже достойны упоминания, их много, они хоть и минималистичны, но с множеством деталей.
Единственное, что лично взбесило меня и весь наш кружок - все, кроме Казановы, носят белые "пудреные" парики, а кордебалет еще и карнавальные полумаски.
Абсолютно, даже примерно, не знаю кто.
Узнать тех, кто не выделен в программке как исполнитель конкретной роли, практически невозможно. Как будто не нашего балета спектакль смотришь, а гастроли какие-нибудь! По фигуре узнавать все же трудно, а татуировки на открытых частях тела есть буквально у одного-двоих.
Казанова - Антон Фрейман
Сам Казанова одет минимально и часто в золотое, что только подчеркивает правильно выставленный свет. Люди, сидевшие в правой части зала, сообщали, что в один момент переодевания Казановы можно было наблюдать и вовсе задни абсолютную минималистичность костюма.
Партию Казановы - сложную по технике, выдержке (он практически не уходит со сцены в течение двух действий) и эмоциональной игре, танцуют Антон Фрейман, Филипп Федулов и конечно же Дариус Катана. Главной женской партии как таковой нет, есть разные любовницы Казановы в разное время, поэтому постановка позволяет занять всех прима-балерин и солисток одновременно.
Интересно, что две женские роли на самом деле трансы травести - якобы кастрат Беллино (Юлия Брауэре) и якобы солдат Генриэтта (Иоланта Лубея).
Казанова и Генриэтта
Видны отсылки к шевалье Д`Эону. Sans contrefaçon, je suis un garçon. Интересной деталью костюма у Беллино (и части кордебалета) был гульфик, который вызвал в соцсетях бурю эмоций от возмущенных зрительниц на тему "имитации мужского члена".
Антон Фрейман, Юлия Брауэре и гульфик
Отдельно отмечу небольшой эпизод, в котором инквизиция пытает священнослужителя, передавшего Казанове тайную книгу (что в ней было тайного, так и не стало понятно, возможно, советы по оказанию помощи при инфаркте). Совсем молодой Сергей Мартынцев, всего второй год как после балетной школы, был невероятно органичен в роли изломанного, замученного человека с ярким, искаженным болью лицом - как будто с картины эпохи барокко.
Страдания Сергея Мартынцева и потолочный плинтус
Всегда ожидайте испанскую инквизицию
На самой премьере танцевал Антон Фрейман, и тут я буду очень необьективна, потому что краш он мне очень нравится, и чем больше смотрю, тем больше нравится.
Казанова - Антон Фрейман, мадам Помпадур - Элза Леймане
В исполнении Антона Казанова обладал именно этой необьяснимой, уникальной харизмой, от которой все вокруг буквально падали штабелями, был в ней естественным, ненаигранным и совершенно не самовлюбленным. Привет evo_lutio.
Невероятный
Посетившие вторую премьеру говорят, что Филиппу Федулову удалось гораздо глубже раскрыть именно эмоциональные переживания героя, и теперь я очень хочу пойти на этот балет чуть позже. А потом и на Катану. Деточка, ты же лопнешь.