Никогда не считала себя любительницей театра. Выросла, конечно, на репертуаре Театра Юного Зрителя с его "Чукоккалой", "Томом Сойером", где максимальное взаимодействие с актерами было принести букет на поклон, и все. Потом пыталась походить на что-то в наш Театр Русской Драмы, да, восемь раз сходила на комедийный мюзикл "Грехи Трины" по Блауманису, и на этом закрыла для себя театр как таковой - очень остро чувствую эти напыщенные преувеличенные интонации, этот "шепот до последнего ряда" - не мое это.
Моя новая страсть и главный расход шоппинга (почти сравнялся с платьями и серьгами) последние года полтора - детские мероприятия. Мету всё. Стараюсь, чтобы на выходных мы куда-то ходили как минимум один, лучше два раза.
Легкое подозрение о том, что современный театр (ну хорошо, детский театр, буду точнее) - это что-то, что отличается от привычного мне, посетила пару месяцев назад, когда на годовщину книжного магазина возле нашего двора приехал московский театр "Пололо". На улице, прямо на ступеньках магазина, в условных костюмах, одетых на куртки, со свечами и воздушным шаром, который надевался прямо на тех, кто в нем летел, несколько молодых ребят творили чудо. Сюжета не было, действие выглядело бредовым и вызывало мысль про "что курил автор" - больше всего запомнилось, как все актеры и желающие (то есть тоже все) дети из зрителей сцепились паровозиком и повезли Белую Букашку на зимовку в Китай, пока она не заснула. Но при этом дети несли бенгальские огни, было темно, на стене здания отражался театр теней с воздушным шаром, и было в этом что-то нереально трогательное и настоящее.
В субботу мы ходили на новогодний спектакль-ёлочку, который привозил театр "Три Апельсина" из Екатеринбурга. По описаниям это должен был быть как раз такой живой театр с полным вовлечением аудитории. Собирались на ресепшене отеля Gutenbergs, куча детей и родителей, все эти куртки, сменные сандалики, мешки, галдеж.. и тут в самой гуще этого открывается дверь лифта, и оттуда высовывается гусь. Кукольный мягкий гусь, который сразу же начинает громко разговаривать, гоготать, а потом забирает всех детей без родителей и увозит на четвертый этаж - в зал. ВСЁ!!! Дети уже в сказке.
В зале нас ждали минимальные декорации - стол, деревенская кухня с фарфоровыми тарелками, и сама режиссер Татьяна Панайоти в народном скандинавском костюме и чепце. Какая она была!!! У нее так светятся глаза, такие руки, такие движения, такой какой-то нездешний выговор. Вчера вечером слушала запись интервью с ней на радио 102.7 (и любовалась ее жестами), а из другой комнаты прибежал Ян и закричал: я ее знаю! Это Акка Кебнекайзе!!!
Актеров было всего двое, зато средств показывания чуда у них было великое множество. Маленькие куклы-марионетки, большие мягкие куклы на руках, театр теней руками или бумажными куклами, играли и сами. Татьяна переодевалась, меняя небольшие детали образа - так, когда она была предводительницей гусиной стаи, на ней был этнический головной убор вроде платка с бусами (все костюмы сохраняли народные детали, узоры, вышивку) и шаль с фигурами гусей на липучках, которых можно было снимать. Детей вытаскивали танцевать, изображать зверей (под запись арабских барабанов, у нас такой диск был с разными ритмами). Волшебство - передавали в руках свечи по залу, потом поставили их на пол, и на каждую свечку сверху - домик с вырезанными окнами и белой крышей. Это была деревня в Лапландии, всем желающим детям раздали перья, они бегали вокруг и сыпали их на крыши домиков, как снег.
Собственно, к первоисточнику спектакля относились два-три события (включая неизменную ходячую статую с лицом Петра Первого), но до меня внезапно дошло: и не надо. Такой вот сумбур с отходами действия во все стороны, несвязность и притянутость - это же и есть такая детская действительность, как они играют и думают, и поэтому она такая живая и привлекательная, и дети себя в ней чувствуют настолько органично.
В самом конце с террасы гостиницы в окно влез Дед Мороз с подарками - печеньем ручной работы из маленькой кондитерской в Старом городе. На вопрос, что бы он хотел получить в подарок,
Ян сказал: Я бы хотел изрыгать огонь
(странно, мы уже год, как перестали увлекаться драконами, откуда это выплыло?).
Чтобы сжигать все, что мне не нравится - например фасольный суп!
Думаю, Дед Мороз запомнит его надолго. А наша следующая остановка - спектакль какой-то рижской театральной студии "Щелкунчик" в начале января.
P.S. Нашла на ютубе другую сказку этого самого театра, положу ссылку себе под кат, посмотрю потом.
Click to view