Оригинал взят у
basov_chukotka в
Портрет чукотского туриста Кто эти люди, которые платят большие деньги для того чтобы 9 часов лететь в самолёте на край земли, чтобы жить в плохих гостиницах или палатках, мерзнуть от холода зимой и быть искусанным комарами летом, предпочитающие тёплое море Ледовитому океану и дегустацию высокой кухни просроченным продуктам и сырому мясу?
Ведь есть же такие туристы, которых подавляющее большинство людей живущих на материке не понимает. Да, что уж греха таить, не понимает и подавляющее большинство самих жителей Чукотки: «Зачем люди тратят свои деньги, чтобы заехать в этот «медвежий угол»?
Многолетний опыт работы в туристической сфере на Чукотке позволили мне составить субъективную классификацию чукотского туриста.
«Турист обыкновенный» - самый многочисленный тип чукотского туриста. Имеет достаток выше среднего. Патриот либерально-центристских взглядов: за Путина, но против «Единой России». Объехал «всю Россию, осталась только Чукотка». «Вся Россия» на поверку сосредоточена на Алтае, Урале, Таймыре, Карелии и Камчатке или в части этих регионов. Что-то читал о Чукотке. Знает про губернатора Абрамовича, писателя Рытхэу, про чукчей и эскимосов и даже слышал страшное слово «копальхэн». Зачем приехал на Чукотку понимает смутно. Целеполагание: сознательное импортзамещение в туризме помноженное на патриотизм и «там ещё не был». В принципе всё равно в какой тур ехать: этнографический или экстремальный. Хорошо прислушивается к мнению гида. Так как этот тип туриста «проехал всю Россию» неприхотлив в еде и размещении.
Походники - различаются на классических и спортсменов. Объединяет две группы самостоятельный тип передвижения. Обычно это группы или одиночки готовые примкнуть к подобным группам. Походники бывают: пешеходами, сплавщиками, лыжниками, велосипедистами (малочисленный вид по причине отсутствия дорог). Люди низкого и среднего достатка. Одни из самых целеустремлённых туристов. Предельно точно знают цели и задачи своего путешествия на Чукотку. Отлично знают географию, чуть хуже логистику. Ведут длительную подготовительную работу и к приезду на Чукотку имеют контакты нескольких «нужных» местных жителей. Общительные и интересные люди. В отличии от «туриста обыкновенного», действительно побывали во многих регионах России. Подвид «спортсмены» - это крайняя форма туриста -походника, направленная на достижения результата. Руководствуется лозунгом «Легче, дальше, дешевле». Способен на килограмме риса идти 200 км по сильно пересечённой местности. Сильно развит культ личности: Галкина, Травин, Конюхов, лыжная группа «Метелица» и др.
Автостопщики - вид, занесённый в Красную Книгу туристов Чукотки. В связи с отсутствием дорог и регулярного автосообщения между поселениями вид находится в депрессивном состоянии. Турист -автостопщик склонен к кукушатничеству - подкидыванию себя в чужие машины и дома. За что бывает недолюбливаемым в среде туристов-походников, но так как ареал деятельности этих видов практически никогда не пересекается, то и фактов активного недолюбливания не зафиксировано. Даже при наличии денег принципиально их не тратит, надеясь на помощь местного населения. Цели и задачи посещения Чукотки в целом ясны - достичь мыса Дежнёва, но дальше Эгвекинота добраться никому не удавалось.
Романтики - не явно выраженный отдельно, но весьма распространённый вид в симбиозе с другими типами туристов. В детстве или юности «романтики» заразились страшной болезнью «Арктика». При упоминании фамилии Куваев расцветают в лице и вместо Масяни начинают произносить загадочные мантры: Будда, Дух огня, Баклаков... Они точно знают «Как я провёл этим летом», докуда доехал Глеб Травин, где находиться бухта Провидения и остров Врангеля. Мечтают побывать в Певеке, на полярной метеостанции и если повезёт в золотостарательской артели. Больше всего ориентируются на классиков арктической эпопеи советского периода и меньше всего настроены на креативные туры с посещением достижений объектов народного хозяйства периода Абрамовича.
Охотники - самый закрытый, но довольно массовый тип чукотского туриста. Делятся на два подвида: трофейщиков (высшая каста) и «просто медведя завалить охота» (низшая каста). В связи с отсутствием публичного рынка охотничьих услуг в регионе, крайне конспиративны. Об их маршруте знает только «сталкер» (проводник типа «егерь») из числа местного населения. Как правило, очень состоятельные люди. У определённой части «охотников» (как высшей так и низшей касты) интеллигентность первых дней может резко смениться «понятийной» риторикой. Высшая каста - самые профессиональные туристы на предмет целей и задач. Они точно знают, что хотят, какие необходимы услуги и готовы платить за это неплохие деньги. Трофейщики категорически не признают низшую касту, за охотничий промискуитет, профессиональный люмпенизм и тень, которую они бросают своим поведением на всё охотничье сообщество.
«Кошельки» - Самый богатый тип туриста: «Деньги не имеют значение, значение имеет ощущения». В поисках подобных ощущений, а точнее их локаций этот тип туриста летит на Чукотку. Чаще всего изначально ему всё равно, что смотреть и куда лететь. Непременно лететь, на зафрахтованном вертолёте, час полёта которого стоит больше 200 тысяч рублей. Как правило львиная часть денег, «которые не имеют значения» тратятся на авиацию. Всё остальное по классической программе: киты, олени, животные. Как правило люди этой категории Чукотку выбирают в качестве «прикола» или транзита. Этот тип туриста близкрородственен «охотникам» и произрастает из одного корня 1990-х. Отличается лишь отсутствием чёткой цели посещения. Иногда «кошельков» можно спутать с «Лже-кошельками». «Лже-кошельки» активно мимикрируют под основной вид, пафосно бросаясь фразами: «любые деньги» и сакраментальным «деньги не имеют значение». Распознать «лже-кошелька» очень просто, достаточно показать ему вертолётную смету, после подобной демотивации «лже-кошелёк» переходит в категорию «турист обыкновенный».
«Фотографы» - с каждым годом становящийся более массовым тип туриста. Достаток средний и выше среднего. Большая часть «фотографов» - фрилансеры, публикующиеся в топовых журналах и блогеры. Узкая сфера профессиональных увлечений: этнография (быт коренных жителей) и животный мир. Каждый уверен, что первым «как надо» снимет жизнь в оленеводческом стойбище или охоту на кита. Но большая часть "фотографов" снимает по шаблону и зачастую в тех же ракурсах, что и их предшественники. Кроме уникальных кадров пытаются найти на Чукотке уникальные истории из жизни людей и сделать о них репортаж. Людей на Чукотке не много, а тех кто готов к общению ещё меньше, поэтому об одних и тех же людях написаны и сняты несколько «эксклюзивных» репортажей. Ареал путешествий «фотографов» редко когда выходит за пределы расстоянию однодневной удалённости от цивилизации, в силу их привязки к источникам переменного тока. Общительны и комуникабельны. В связи с большим запасом времени транспортную и прочую логистику предпочитают организовывать самостоятельно.
«Рейдеры» - путешественники на автотранспорте. В связи с отсутствием категорийных всесезонных дорог появляются на Чукотке в зимний период. Рейдеры появляются на Чукотке, так же как и автостопщики, с Запада, со стороны Якутии. Большая часть рейдеров ставит перед собой внятную и достигаемую задачу: доехать до Певека - самого северного города России, до которого в зимнее время проложен автозимник. Более дерзкие рейдеры держат путь на Анадырь, до которого добраться уже более проблемно. Но попадаются среди этой группы и «сказочные», которые непременно хотят сфотографировать свой автомобиль на мысе Дежнёва или, на худой конец, в Уэлене. Достаток у этого типа туристов средний и выше среднего, но в связи с тем, что путешествуют они на машинах, деньги любят тратить на бензоколонках и автосервисах, которых на Западе и Севере Чукотки чуть больше двух и меньше трёх. Откровенно небольшое количество сервисных центров компенсируется десятками гаражей предприятий и организаций в населённых пунктах, которые по приезду любой дальней экспедиции автоматически могут трансформироваться в автосервис.
Сказочные - обособленный тип туриста. Могут быть «сказочными рейдерами» или «сказочными походниками». Достаток средний или высокий. От других туристов отличаются сказочной идеей: проехать на машине работающей на этиловом спирте через всю Чукотку, пересечь зимой на велосипеде Полярный круг на 180 меридиане или пройти Чукотку летом на лыжах. Но подавляющее количество сказочных идей аккумулируется в районе Берингова пролива: перелететь, переплыть, перейти, перепрыгать; на кайте, лыжах, машине, снегоходе, сноуборде, воздушном шаре, вплавь, пешком, одним словом перебраться с российского на американский берег. И если бы не доблестные пограничники, основательно засевшие посредине пролива на острове Ратманова, «сказочных» людей на земле было бы в разы меньше. В 2/3 случаев «сказочные» до Чукотки так и не добираются. Но добравшиеся и сумевшие убедить власти и пограничников в реалистичность своих сказок попадают потом на страницы газет и экраны телевизоров и переходят в другую категорию - «Герои».
«Учёные» - самые информированные люди среди туристов на Чукотке. Крайне ограниченный в средствах тип туристов, поэтому святой грааль с божественным напитком «логистика» ученые передают по наследству братьям по цеху с советских времён. Крайне неприхотливы. В своей локации знают по имени-отчеству не только глав администраций, но и большую часть вездеходчиков и владельцев моторных лодок. Терпение - это не приобретённое, а врожденное качество «учёных», поэтому при длительных ожиданиях в чукотских транспортных хабах очень полезный тип туристов, который может скрасить тяжкое бремя ожидания интересными историями и даже небольшой научной лекцией, часа на 3-4. Более длительное контактирование туристов с «учёными» вызывает опасность обращения в «научную религию». При появлении первых симптомов: разглядывании камней, наблюдении в бинокль птиц, записыванием чукотских слов и сказок, подсчёт жаберных тычинок у лососёвых - требуется немедленная вакцинация кодовой фразой: «здесь поблизости есть интернет». Интернета поблизости всё равно нет, но симптоматика заболевания исчезает.