...да в ней намёк!

Dec 07, 2012 00:56

Собственно, конечно, для многих из моих читателей это не новость. Но описано хорошо. Рекомендую.
Оригинал взят у apalikovaв Почему народные сказки настолько кровавые?
В последнее время я все чаще и чаще стала натыкаться в ЖЖ на разговоры о страшных сказках братьев Гримм. Дескать, братцы-то были нездорового ума и с явным маниакальным настроем, раз что ни история - то расчлененка. И стало мне обидно за этих выдающихся людей, которых современный читатель так несправедливо очернил. Но еще больше обделили русские народные сказки, где страшилок не меньше. А ведь на самом деле братья Гримм были первыми собирателями фольклорных текстов в их первозданности. Ученых интересовали сами сюжеты как предмет исследования, поэтому они оставляли сказки практически нетронутыми и лишь слегка их "олитературивали" . Между тем, все эти сюжеты и мотивы в равной степени присутствуют в сказках многих народов Земли, в том числе и славян.



Действительно, жестокостей в сказках хоть отбавляй. Вот, к примеру, самые распространенные "кровавые" мотивы:
    1. Членовредительство. Так, в любимой многими "Золушке" примерка туфельки старшими сестрицами превращается в настоящую кровавую пытку а-ля "испанский сапожок":
"Старшая отправилась в комнату, чтобы примерить туфельку, и мать пошла за ней. Но дочь никак не могла натянуть туфельку на ногу; мешал большой палец, и туфелька оказалась ей мала. Тогда мать подала ей нож и говорит:
- А ты отруби большой палец; когда станешь королевой, всё равно пешком ходить тебе не придется".
Или другой пример из русских народных сказок:
"Разбойники выткнули одной глаза вилкой, содрали с нея кожу, а другой отсекли палец"




2. Поедание родителями собственных детей. "Спящую красавицу" помните? Так вот прЫнц был вообще не принц, а мудак целый король, который решил со спящей красоткой поразвлечься. От этого происшествия у Красавицы родились близнецы - мальчик и девочка. Когда обманутая королева узнала об измене, она повелела найти детей, сварить из них суп и накормить этим яством мужа. В итоге королевичи чудом спаслись, а саму королеву сварили заживо. Или вот, скажем, нашумевшая сказка "Можжевельник": там сынишке не повезло - его съели...
    3. Похожий на предыдущий мотив съедания детей и даже взрослых лесной ведьмой или нашей родной Бабой-Ягой. Да-да, в русских народных сказках Ивана-дурака бабушка сначала помоет-напоит-накормит, а потом и в печку засунет.
    4. Изгнание детей в лес. В "Гензель и Гретель", к примеру, мать заставляет отца отвезти детей в глубокую чащу леса, поскольку дома нечего есть.



И подобных страшилок тьма: героев варят и сжигают, расчленяют и заворачивают в шкуры убитых животных... Так откуда взялась эта жестокость? Неужели древние детки были настолько невосприимчивыми, а жизнь - столь сурова?

На самом деле, сказки никогда и не создавались для детей. Более того, все эти сюжеты - переосмысление древних обрядов и ритуалов. Самый главный из них - это инициация, или посвящение, - накладывал большой отпечаток на жизнь древнего человека. Существовал он в те далекие времена, когда главенствовал родоплеменной строй.

Суть обряда проста и сложна одновременно: подростков лет 12-ти отправляли в лес, где их сначала обучали навыкам "взрослой" жизни, а потом... начинали издеваться: резать, избивать, обжигать, морить голодом, держать в темнице. Все это было подчинено одной цели - инсценировать смерть человека с последующим ритуальным возрождением. Смерть, кстати, мыслилась как настоящая, поэтому и пытали не понарошку, а "взаправду". Отсутствие каких-либо частей тела или шрамы, которые появлялись на теле ребенка, служили ярким доказательством того, что он прошел инициацию, стал полноправным членом общины и может вступить в брак. Вот почему герой в сказке (допустим в "Коньке-Горбунке"), прежде чем жениться, проходит испытание кипятком. У многих африканских племен, кстати, подобные испытания, но в более мягкой форме, до сих пор сохранились.




Есть и другой распространенный мотив: героя зашивают в шкуру животного, а для пущей жестокости еще и сбрасывают в какой-нибудь колодец. Корни этого "издевательства" так же лежат в обряде инициации, наиболее распространенной формой которого было символическое поглощение и выплевывание неофита "зверем". Делалось это так: строилась хижина (или использовалась готовая пещера) со входом в виде пасти чудовища, туда заводили юношу, выполняли разного рода ритуальные действия и либо выводили через "рот", либо... Ну, вы сами понимаете сущность процесса:)

Когда же родоплеменной строй развалился, обряд постепенно исчез из реальной жизни, но только не из народной памяти. Однако отношение к этим жестокостям поменялось: они стали осуждаться, поэтому и мотивировки стали совсем другими. Так, детей отвозят в лес уже не потому, что там они станут взрослыми, а потому, что их родители сводят концы с концами. Так и с мотивом поедания собственных детей: народное сознание как бы "мстит" тем, кто по собственной воли отправлял подростков на пытки. Люди уже не понимали и не помнили, что тогда это было частью жизни и вполне нормальным явлением.

Кстати, лес - это символический мир мертвых, "тот свет". В сказке его охраняет Баба-Яга-костяная нога. Летает она в ступе, а в избушке всегда лежит, подперев носом потолок. Она - мертвец, и нога у нее костяная потому, что уже начала разлагаться. Ступа и избушка - метафоры гроба. Когда Иванушка приходит к бабке, она его моет и кормит, то есть, поминая, приобщает к миру мертвых.



Так что читайте сказки правильно и умейте объяснять их суть детям, если те ненароком наткнутся в интернете или книге на неадаптированные варианты.

психотип, жизнь, перепост, сказки

Previous post Next post
Up