700 метров мрака

Feb 07, 2011 15:55




Все началось в 1936 году, когда уже никто из знающих людей не сомневался, что нам предстоит давать отпор гитлеровской Германии.



Оканчивалось долгое и трудоемкое строительство Киевского укрепрайона. На его рубежах и в несколько эшелонов вглубь вырастали мощные доты; готовились дороги, склады, командный бункер. Но никакими силами нельзя было прикрыть от возможных ударов с воздуха или замаскировать железнодорожные мосты, - а их было в Киеве два: Подольский на севере и Дарницкий на юге столицы.
Поэтому «на самом верху» решили продублировать переправу, соорудив почти неуязвимые тоннели для поездов под Днепром.



По тем временам задумать - значило, взяться...
Были заложены два тоннельных перехода под руслом: Северный (Оболонь - Выгуровщина) и Южный (Жуков остров - Осокорки). Трассы разделили на участки, так называемые титулы, обозначенные номерами.



На Южном переходе гигантскую трубу собирали из тюбингов - отдельных железобетонных колец диаметром свыше восьми метров. От станции Жуляны до села Пирогов колею намеревались проложить открыто; затем ей следовало нырнуть под землю и, наконец, под воду, чтобы выйти на свет уже на левом берегу, возле села Бортничи. Далее, до Дарницкого вокзала, новые рельсы должны были вновь идти по поверхности. Длина этого тоннеля замышлялась в 6,5 км.



Вокруг подъездных путей сажали лес, чтобы с годами сплошная зелень скрыла секретные объекты. Одновременно возводили жилые и служебные помещения, десятки компрессорных станций для подачи воздуха, трансформаторные подстанции, столовые, рабочий клуб. Поскольку чудовищно тяжелые звенья тоннелей невозможно было бы перевозить издалека, бетонные заводы развертывали тут же, у трассы...

Тоннели собирались окончить за восемь лет. Поездам надлежало двигаться в обе стороны. Однако, рельсы можно было смещать таким образом, чтобы вместо вагонов под Днепром шли грузовики или танки...

Увы, невзирая на все старания правительства, война грянула раньше, чем ее ожидали. До рокового 22 июня 1941 года успели соорудить лишь несколько сотен метров подземного пути. Проработав до начала июля, уже под падающими бомбами, получили приказ - строительство свернуть. Тюбинги и проходческие щиты затопили, прочую технику засыпали землей или бросили возле незавершенных серых громад...





До сегодняшнего дня уцелели три фрагмента Южного перехода. Один, сорокаметровой длины, затерян в покрытых лесом холмах возле села Пирогов. Другой, около 90 метров, лежит в левобережной местности Осокорки, на пути растущих жилых массивов. Третий, самый внушительный, «титул шесть» высится над мелколесьем на Жуковом острове.



Он тянется по суше, а затем еще не менее, чем на полкилометра, уходит под воды реки.
тополя тщетно силятся потревожить корнями бетон из лучшего довоенного цемента. Сталь на прутья арматуры, видимо, пошла такая, - и сегодня ржавчины на ней чуть, не царапнешь...





После войны продолжение «строительства № 1», как оно обозначалось в спецдокументах, признали нецелесообразным. Некоторое число готовых тюбингов использовали уже в 1960-х, при прокладке метрополитена, - в частности, на станциях «Вокзальная» и «Политехнический институт».



Что же касается самих «титулов», - можно быть уверенными, что они, согласно поэту, «переживут наш век забвенный»



Столетиями будут их овевать смешанные чувства: восхищение смелостью инженеров, титаническим трудом рабочих... и грусть о том, сколь великие силы и средства были истрачены людьми на то, чтобы вооружаться и от собственного же безумия громоздить защиту. Вместо того, чтобы пускать пассажирские поезда под Атлантическим океаном...







Укрепрайон, Киев, Днепр, Тама

Previous post Next post
Up