Каждый моряк должен пройти парусную практику, узнать и полюбить море.
«Высвеченный до деталей лучами заходящего солнца, в одеянии парусов трехмачтовый красавец-фрегат вальяжно входил в Одесский порт» …
Когда-то было именно так, когда-то судно выходило в море, сталкивалось с тайфунами и штормами, шквальными ветрами и штилем. Свист ветра, вой в снастях…
А теперь фрегат только украшает Военную гавань, стоит у причала и медленно ржавеет …
«В июле этого года экипажи судов, проходивших Гданьским заливом, видели изящный белый парусник, маневрировавший в стороне от морских дорог. Не многие знали, что здесь проводились испытания учебного фрегата «Дружба». Польские и советские специалисты проверяли, как судно держится под парусами и машиной, как действуют его механизмы. Словом, в те дни конструкторы, инженеры и рабочие гданьской верфи имени В. И. Ленина сдавали заказчику не только новое судно, но и серьезный экзамен - ведь ныне далеко не каждому судостроительному заводу поручают изготовление «пленителей океанов».
Что же, теперь можно сказать, что «Дружба» выдержала проверку морем и ветром - советский капитан Константин Ковтун, принимавший фрегат, отметил, что он показал отменные ходовые качества. Вскоре над парусником подняли Государственный флаг СССР, и наш флот учебных судов пополнился новым кораблем, спроектированным с учетом последних достижений науки и техники и многовекового опыта корабелов и мореплавателей»
Так писали о «Дружбе» в журнале «Техника - молодежи» № 12, 1987 года
«Дружба» - судно с неограниченным районом плавания, оно предназначено не только для морской практики курсантов, но и для научных исследований, и для участия в регатах.
Стальной, сварной корпус разделен на семь отсеков шестью водонепроницаемыми переборками, простирающимися от второго дна до главной палубы. У машинного отделения и мачт он дополнительно подкреплен. Рубки и другие надстройки также выполнены стальными и сварными.
Мачты состоят из двух частей и слегка, на 4°, наклонены к корме.
Стоячий такелаж сделан из стальных тросов, а бегучий - из мягких синтетических, причем тросы уподоблены снастям, которыми пользовались матросы эпохи барков и клиперов.
Из искусственного материала, дакрона, обладающего повышенной по сравнению с натуральной тканью прочностью, сшиты все паруса.
Фрегат оснащен и двигателем внутреннего сгорания - в его машинном отделении находятся два среднеоборотных, нереверсивных, восьмицилиндровых дизеля марки «Цигельски-Зульцер». Они работают на трехлопастной гребной винт (при плавании под парусами лопасти флюгируются, разворачиваясь так, чтобы оказывать минимальное сопротивление набегающему потоку) и на два генератора.
Управляют судном не с помощью традиционного штурвала, а электрогидравлической рулевой машинкой, связанной с пустотелым балансирным рулем.
На «Дружбе» были самые новейшие того времени навигационные системы и приборы, обеспечивающие безопасность мореплавания практически в любых погодных условиях. Однако, как свидетельствует печальный опыт морских катастроф, техника - не панацея от всех бед. Поэтому фрегат оборудован 56-местными спасательными шлюпками, размещенными на шлюпбалках скатывающегося типа (спуск на воду занимает считанные секунды),
дюжиной надувных плотов, хранящихся в пластиковых контейнерах на верхней палубе, и таким же количеством спасательных кругов, оборудованных системой дымовой сигнализации.
Все служебные помещения - штурманская, радио- и ходовая рубки находятся на верхней палубе, а учебные классы, лаборатории и кубрики для курсантов и штатной команды - под нею.
Парусник “Дружба" находится в числе 5-ти аналогичных построенных в начале 60-х годов на верфях Польши для морских ВУЗов СССР и предназначен для подготовки курсантов мореходных училищ.
«Дружба», «Мир», «Херсонес», «Паллада», «Надежда».
Длина корпуса 94,8 м
Длина наибольшая (с бушпритом) - 108,6 м
Ширина на миделе 14,0 м
Максимальная осадка - 7,0 м
Водоизмещение при расчетной осадке 2946 т
Чило парусов - 26
Площадь парусов - 3000 кв.м,
Автономность плавания, сут 45
Экипаж, чел 50
Число преподавателей 6
Число курсантов 144
Место постройки: Гданьская судоверфь (код проекта - B810/01)
Главный конструктор: Зигмунд Хорен
Максимальная скорость парусника достигает 15 узлов. А его максимальный крен - более 18 градусов! (Другие суда при таком крене просто перевернутся. ) «У судна - очень тяжелый киль. Это сделано в целях безопасности плавания. Поэтому парусник даже в сильнейший шторм при боковом крене всегда возвращается в исходное положение».
Более подробно про строение фрегата
http://german-expo.at.ua/publ/parusniki/parusnik_druzhba/2-1-0-14 Больше чертежей по ссылке
http://www.randewy.ru/mod/druz.html «Дружба» изначально принадлежала морской академии.
На судне проходили плавпрактику курсанты.
Парусник путешествовал вокруг Европы, участвовал в регатах, ходил на Балтику, по Средиземному морю.
«Дружбу» хорошо знали в портах Испании, Португалии, Франции, Англии, Германии, Норвегии, Греции, Мальты, африканских портах.
«Дружба» представляла СССР на сборе больших парусников мира (tall ships) на морском параде в Руане в честь празднования 200-летия Французской революции в 1989 году.
Учебный парусник класса «Корабль» со 120-тью курсантами на борту, с отлаженной организацией и навыками по постановке и уборке парусов, в т.ч. и при отходах и приходах в порты, с открытым посещением судна тысячами местных жителей, в том числе и иностранными судовладельцами, будущими нанимателями наших моряков - производил безусловно благоприятное впечатление как в целом о морском образовании в стране, так и о наших моряках.
В 1990 годах было совершено совместное плавание с американскими кадетами. Судно заходило в 4 американских порта, и наши курсанты могли ознакомиться с морским делом США.
Именно с этого времени вошли в практику коммерческие рейсы, например, из Барселоны на Болеарские острова.
После некоторого переоборудования и ремонта появилась возможность возить туристов по итальянской Ривьере. Парусник приносил немалый доход и имел большой спрос у путешественников.
Но романтические рейсы неожиданно прекратились. Два года парусник проработал в Болгарии и был там арестован за долги фрахтователя. Простояв некоторое время в болгарском порту, "Дружба" была выкуплена фирмой "Приморье", которая заплатила за нее долги, и была возвращена на родину.
После долгого плавания на чужбине парусник снова переоборудовали, приведя в хорошее техническое состояние. Это позволило отработать целый сезон по Эгейскому морю по договору со швейцарской фирмой.
В 1997 году морская эпопея парусника закончилась.
Несколько лет он простоял на Кипре.
И только в 2002 году вернулся в Одессу.
Пройдем внутрь
Одноместная каюта с санузлом (для старшего командного состава)
Четырехместная
А для курсантов предусмотрено 12 двенадцатиместных кубриков.
Герма
Штурвал, декоративный правда.
Настоящие побольше будут и хранятся в другой части судна.
А это ресторан.
На вид, состояние парусника вполне удовлетворительное, каюты вполне жилые, все судовые материальные ценности не разворованы и не разграблены.
О текущем состоянии из первых уст можно почитать здесь
на Одесском форуме сообщение настоящего капитана парусника «Дружба» - Константина Кремлянского:
http://maritimeforum.net/showthread.php?t=167&s=35717c854f108ea5eca32cf4484ad410 Судно находится в исправном состоянии, все двигатели, механизмы, устройства и оборудование - прошли текущий ремонт и в рабочем состоянии. Для ввода судна в эксплуатацию необходимо около 13 млн. гривен, чтобы провести докование с сопутствующими ремонтными работами и испытаниями, организовать освидетельствование инспекцией Регистра с получением всех Конвенционных документов и подтверждения класса. Насколько известно, долгов за судном не числится.
Лишь несколько крупных европейских портов могут гордиться тем, что в их порту приписан большой парусник с вооружением образца 19-го века. А в мире таких портов сегодня наберется меньше двух десятков.
«Дружба» должна жить.
А для корабля жить означает одно единственное - выходить в море.
Глядя на фрегат, хочется верить, что "Дружба" еще не раз пересечет Черное море, и не только его.
Февраль 2013