В трубе канализации
Прокладывая путь,
Найдешь цивилизации
Ты истинную суть.
Изнанку жизни города,
Остатки вкусных блюд
И послевкусье солода
Найти ты сможешь тут.
Веселков Серж
Единственный своего рода музей открылся недавно в нашей славной столице.
Плюс еще один музей, плюс еще одна экспозиция. Небольшая конечно, но для начала самое оно. Хочется верить, что музей будет пополняться новыми экспонатами или говоря другими словами - расти и расширяться.
«Представьте себя на месте работников водоканала. Каждый их рабочий день, по сути, настоящий подвиг. Ради нашего с вами комфорта они, рискуя жизнью, спускаются в темные дебри канализации. И если все готовы, вперед, сделайте шаг, и прикоснитесь к истории канализации».
Именно такими словами начинается экскурсия в музее.
Ну и мы начнем.
Найти музей довольно таки не просто, среди промзоны, без вывески, раз ни туда свернешь и пиши пропала. Вывеску и указатели, конечно, обещают скоро сделать, но пока, увы и ах.
Пока просто от метро Харьковская или метро Дарница на 45-й маршрутке доезжаем до остановки институт химии. От самого института, проходим немного в сторону моста (если стоять к институту лицом то налево) до первого перекрестка. Далее свернуть направо и идти вдоль белого забора до первых раздвижных дверей.
Нам сюда.
Харьковское шоссе, 50
На территорию управления экологического надзора АК «Водоканал»
Сразу после входа каждому выдали монтерскую каску, без которой вход в музей строго воспрещен. Опасное это все-таки дело канализация, хоть и в музее.
Экскурсовода в музее пока нет, организована аудио экскурсия. Голос вещает свыше и походу рассказа зажигается свет над той или иной экспозицией. Просто следуйте за светом.
А вещает голос довольно таки интересно, вот только вопросы по теме задать особо некому. А жаль.
Рассказ логично начался с давних давен. Как люди жили без канализации, как они болели, как им было плохо и тоскливо. Но вот, явился он, его величество унитаз, и все наладилось, и все стало на свои места.
«Сегодня мы не мыслим своей жизни без канализации, однако она существовала не всегда. Как тогда жили люди?
История канализации началась с унитаза.
Более четырех с половиной тысячелетий назад, а именно в 2600 году до нашей эры, первый туалет сидячего типа был построен в Месопотамии для шумерской царицы. А чуть позже, всего несколько веков спустя в городе Махеджетара, руины которого находятся на территории среднего Пакистана, личный туалет с душем были устроены почти в каждом доме. Из них, по подземным каналам, использованная людьми вода стекала в водоемы. Кроме того, именно в этом городе появились первые общественные туалеты».
Потом рассказ переноситься в Киев. По-моему - это самая интересная часть экскурсии. Как зародилась, как строилась и развивалась канализационная сеть, ведущая от каждого дома города Киева до БСА (Бортнической станции аэрации) - единственному очистному сооружению столицы.
Послушаем:
«Первоначальная канализация была на прямую связана с золотарями (первыми работниками киевской канализации). Обычно, поздно вечером или ночью к дому подъезжала тележка со специальной бочкой, куда рабочие выгружали содержимое выгребной ямы. Об оплате договаривались заранее, при этом золотари могли диктовать любые условия, и жители вынуждены были соглашаться. Очевидно, что оплата такого труда была весьма высокой.
В конце 19-го века уровень смертности в Киеве был одним из самых высоких среди крупных городов России и Европы. Именно поэтому в сентябре 1879 года под давлением городского сообщества и санитарных учреждений, киевская городская дума организовывает комиссию для решения проблемы канализации города. Долгие 10 лет понадобились, что бы решить, выпускать сточные воды непосредственно в Днепр или же фильтровать их на полях орошения. Составление проекта поручили московскому купцу Карлу Яковлевичу Балкину представителю английской пневматической канализации Шона. Через два года проект, согласно которому строительство стоило более полутора миллиона рублей утвердили, но таких денег у Балкина не было, поэтому киевские домовладельцы, и богатые предприниматели обьеденились в акционерное общество под управлением Евгения Афанасьева. Внушительный вклад в строительство сделали такие известные киевляне как братья Бродские и братья Терещенки.
В апреле 1893 года началась укладка первых труб и 20 месяцев спустя в декабре 1894 -го Киев стал одним из немногих городов России, где впервые заработала централизованная система канализации.
Киевская канализация была построена таким образом, что использованная вода из домов и предприятий отводилась и очищалась отдельно от дождевой и талой, которая стекала с улиц. Такая раздельная система водоотведения была единственной в России, и одной из первых в Европе.
Все устройства канализации были спроектированы на двойное число жителей канализационного района из расчета 7 ведер воды в сутки на одного человека. Общее количество нечистот, которое отводили сооружения, составляло около 1 миллиона ведер в сутки.
Итак, в Киеве работала шоновская система канализации, названая в честь английского инженера, который ее придумал. Согласно замыслу Шона, жидкие стоки из домов сначала собираются в накопительных резервуарах - режекторах. Когда резервуар заполняется до определенного объема, поплавок, находящийся на поверхности, поднимает клапан, через который в резервуар подается сжатый воздух. Под действием давления, нечистоты из резервуара поступают в приемную трубу общей отводной сети.
Сточные воды верхнего города (это часть Киева, где сейчас находиться старокиевская гора, районы станции метро золотые ворота и майдан независимости) отводились самотеком, то есть просто стекали в подземные трубы с холмистой части города и поступали в главный резервуар на царской площади, которая ныне называется европейской.
Со всех других районов кроме подола, расположенных ниже, нечистоты откачивались с помощью специальных насосных станций с инжекторами и тоицкой паровой насосной станции. Из центрального резервуара, по главному отводящему коллектору стоки двигались на подол и попадали на Веденскую паровую насосную станцию, откуда перекачивались на куреневские поля орошения, на территории которых сегодня находиться жилой массив Минский, районы нынешней Оболони и Куреневки.
Первая канализационная насосная станция появилась в 1894 году. С вводом в эксплуатацию киевской системы водоотведения. Размещалась она в подольском районе, на улице Веденской, откуда и появилось ее название - Веденская паровая канализационная насосная станция.
Из-за рельефа местности путь к конечному пункту канализации Киева, то есть к полям орошения был недостаточно наклонным для самостоятельного движения нечистот. Введенская станция обеспечивала их перекачку с помощью давления, созданного паровыми насосами. Эта станция эксплуатировалась почти столетие. Сначала плунжерные насосы били модернизированы, а затем заменены электрическими. В последствии все агрегаты были вывезены из машинного зала, а здания переоборудовано под производственные и жилые помещения для персонала.
Так, первая канализационная насосная станция ушла на заслуженный отдых.
В верхнем городе построили Троицкую насосную станцию на улице Прозоровской ныне Жилянской. В 12 верстах выше Киева располагались специальные участки для обезображивания сточных вод - куреневские поля орошения.
Грунт на этих территориях служил специальным фильтром, через который проходила использованная вода, и таким образом очищалась и возвращалась в реку Днепр.
На нижние участки сточные воды поступали самотеком с помощью деревянных желобов, проходящих по волом и насыпям, а для подкачки в верхние участки была построена насосная станция.
Во время орошения, жидкость из деревянных желобов поступала в оросительные каналы, между которыми на возвышенностях высаживали овощи.
Для приема сточных вод зимой и в холодные месяцы часть полей имело форму бассейнов накопителей, где нечистоты находились до периода таянья.
Вскоре открылись недостатки Киевской системы канализации.
В начале ХХ столетия количество жителей города составляло 300 тысяч, что превышало все прогнозы почти вдвое.
Питьевая вода, которую брали из Днепра в районе почтовой площади для подачи в дома киевлян, была загрязнена стоками с куреневских полей, расположившихся выше по течению.
В 1907 году в городе вспыхнула эпидемия холеры. Для спасения людей было принято решение перейти на потребление исключительно артезианской воды из подземных источников. Такая схема действовала на протяжении следующих 30-ти лет.
Город развивался, население росло, в те года был построен самотечный Лыбедской коллектор, длинной 10 километров, часть которого работает и в наше время.
Стоки верхнего города теперь сбрасывались в Днепр после очистки на специальных отстойниках под лысой горой. Это были первые подобные сооружения в Украине.
Общая протяженность канализационных сетей к концу 1912 года достигла более 150 км.
И оставалась практически неизменной до революции 1917-го.»
Далее голос ведаем нам про современную структуру сети. И свет освещает вещи найденные в канализационных трубах.
Кстати, на самом видном месте в музее висит огромная карта-схема всех канализационных путей с отмеченными самотечными коллекторами, напорными трубопроводами, насосными станциями и т.д.
Протяженность сети - 2687 км
Количество насосных станций - 34
Количество городских очистных сооружений - 1
Число работающих - 1966
Число эксплуатационных районов - 4
А главный городской канализационный коллектор (сооружен в 70-х годах) имееи протяженность 10 км.
Довольно таки интересно.
Следующий стенд - БСА
Принцип работы и способ очистки. Что, где и как работает.
Или долгий путь капельки воды домой.
Еще в музее есть куча макетов, разных приборов, труб, кирпичей и люков.
А голос тем временем вещает о тяжелых буднях работников канализации:
«Из всех направлений деятельности киевского водоканала, наиболее сложными и опасными являются работы на коллекторах глубокого заложения. Основной задачей бригад этого участка является обследования сети с целью обнаружения и ремонта аварийных зон.
Любой из этапов, как строительство новых, так и обследования и ремонт существующих сетей подобного типа непременно связан с риском.
Невозможность остановить поток сточных вод и как следствие его сногсшибательная скорость, которая достигает 6 м в секунду, ядовитые газы, большая глубина, все это составляет угрозу для жизни.
В зависимости от глубины заложения, протяженности участка, а так же способа подачи стоков, существуют свои особенности проведения работ. Например, для осмотра самотечного коллектора на небольшой глубине, к ремню безопасности работников крепиться веревка, которая является, по сути, единственным средством связи с аварийщиками на поверхности.
В случае обследования более глубоких участков и необходимости преодолевать значительные расстояния вдоль поверхности под землей, вниз спускаются сразу несколько рабочих, что бы организовать промежуточные посты через определенные отрезки пути. Что бы пробраться к некоторым местам коллекторов работникам бригады иногда даже приходиться использовать резиновую лодку. Обязательным условием для проведения любого вида работ, является облачение в специальный резиновый костюм-комбенизон. А также проверка перед спуском в камеру концентрации газов, с помощью лампы Деви.
Чаще всего для спуска используется съемная лестница, которую бригада всегда возит с собой в аварийной машине. Ведь агрессивная газовая коррозия съедает не только бетон, но и различные железные конструкции, включая стационарные лестницы в большинстве камер.
Каждый рабочий день этих ребят, можно по праву называть подвигом, хотя для них самих это уже давно обычные трудовые будни».
Ну вот и все.
Экскурсия закончена, все на выход.
По времени, примерно 45 минут, но потом можно ходить и все рассматривать более подробно, пока не надоест.
Кстати, на улице тоже своего рода экспозиция.
Как по мне музей довольно познавательный, необычный и интересный получился.
Всегда открыт для всех желающих, но по предварительной договоренности и только для групп от 5 до 15 чел.
Вот такой вот он музей канализации города Киева.
Договориться об экскурсии можно по телефонам
044 280 14 35
067 324 86 00