Начнем по порядку. С больших величин.
Доклендс - это полуофициальное название портовой и промышленной зоны на востоке и юго-востоке Лондона, протянувшейся по обоим берегам Темзы к востоку от Тауэра. Доки - часть Лондонского порта, который вплоть до 1950-х был одним и самых больших портов мира. В 1960-х начался упадок порта, так как он не мог принимать большие суда, и к концу 70-х годов ХХ века порт окончательно прекратил свое существование.
Попытки начать новое развитие доков появились почти сразу после их закрытия. Но процесс шел медленно, более десятилетия оставался только на планах, и еще десятилетие потребовалось, чтобы наконец закончить перестройку района.
Итак, начнем прогулку.
Станция метро Кэнэри-Уорф является одной из наиболее загруженных станций линии Джубили и всего лондонского метрополитена. Выход на улицу:
Вид наверх впечатляет!
Это район Кэнэри-Уорф.
Большая программа в 80-90-х превратила огромную территорию Доклендс в смесь жилых домов, коммерческих зданий и легкой индустрии. И в этом нет залуги правительства Маргарет Тэтчер, которое развернуло программу модернизации и инициировало создание Корпорации Развития Доклендс. Продуктивная идея создания нового делового квартала, которая и была воплощена в жизнь, возникла у Майкла фон Клемма, бывшего предстедателя инвестиционного банка Credit Suisse First Boston, который задумал разместить в бывших доках бэк-офис своего банка. Самостоятельное развитие области привело к созданию второго делового центра Лондона, главного финансового конкурента лондонского Сити - делового квартала Кэнэри-Уорф. В ходе глобального пересмотра стратегии развития лондонских доков на Собачьем острове были построены самые высокие здания Британии, которые ныне занимают офисы банков и крупных компаний.
На фото: прямо рядом с метро - небольшой сквер с гордым названием Юбилейный парк.
Зелень среди такой монументальной архитектуры более чем необходима.
И ее недостаток не ощущается.
И всё же главное - это ритмы.
На фото: для удобства клерков оборудованы зоны отдыха.
На фото: над водою и землею тяненутся рельсы легкого метро.
Своё название Кэнэри-Уорф (букв. «Канарский Причал») получил благодаря причалу № 32 на набережной West Wood Quay. Почему канарский? Все просто: данный причал был постоен в 1936 году для фирмы Fruit Lines Ltd, занимающейся перевозкой фруктов из Средиземноморского региона и, в частности, с Канарских островов.
На другой стороне темзы находятся причалы Хилтон-уорф и Колумбия-уорф.
Пойдем на набережную?
На фото: на набережной непонятные мне указатели для велосипедистов. На север, значит-с...
Вид на лондонский Сити с берегов Кэнэри-Уорф.
Мне очень нравится простое и скромное оформление причала.
Набережная сделана прекрасно. Хочется гулять!
Очень редкое для тесного Лондона ощущение простора!
На фото: чуть-чуть другой ракурс вида на Сити.
Ближе к воде...
Пойдем дальше. Собачий остров - это не только ультрасовременный Кэнэри-Уорф, но и старинная застройка.
Резкое развитие Доклендс имело и отрицательные последствия. Большой бум недвижимости и большой рост в её стоимости привели к противостоянию между новыми жителями и давними обитателями. Это также стало причиной для одного из самых ярких контрастов Британии: элитные эксклюзивные дома построены рядом с домами среднего и низших классов.
На фото слева: здания старых доков. Сейчас они полностью переоборудованы. Здесь распологаются Музей лондонских доков, с десяток ресторанов и фитнес-центр.
Музей лондонских доков
Музей открыт в 2003 году. Его экспозиция повествует о истории реки Темзы и лондонских доков. Она расположена на трех этажах и составлена в хронологическом порядке - от древнего мира к современности. Музей, кроме собственно музейных залов, включает в себя театр, лекционные и конференц-залы, большое кафе, читальный зал и обучающий центр Sainsburys, где можно ознакомиться с архивами музея, ресторан, магазин и залы для детей.
Увы, все фотографии сделанные в Музее доков, не предназначены для паблик-юс. Но я все же позволю себе нарушить закон и покажу ровно один снимок. На фото ниже - фрагмент инсталяции, детально изображающей кабинет начальника дока начала ХХ века.
На фото: большую часть доков осушили и засыпали. Осталось несколько прудов, в которых навечно пришвартованы небольшие баржи и суда.
Они используются как рестораны и банкетные залы.
На фото: об стории Вест-Индиа доков расказывают небольшие информационные стенды, установленные вдоль оград у прудов.
На фото: доковские погрузчики не выломали, а оставили, как арт-объекты.
В конце 1980-х для дальнейшего развия доков потребовалось расширить транспортную сеть, соединяющую Доклэндс с остальным городом и пригородами. Выбор остановили на постройке легкого метро.
Доклендское легкое метро (DLR)
Доклендское легкое метро сегодня имеет длину путей 31 километр, и 40 станций. Ежедневно им пользуется до 100,000 человек. Большинство станций Доклендского легкого метро подняты над землей, хотя некоторые находятся на уровне земли и под землей.
На фото: вид с платформы DLR на прогулочную зону у Музея.
В составах нет кабины машиниста, поезда полностью автоматизированы. Кабина машиниста заменена на маленькую водительскую консоль, с помощью которой агент помощи пассажирам может управлять поездом. Сами поезда сделаны на основе легкорельсовых немецких поездов, предназначавшихся для использования непосредственно на городских улицах. Они имеют максимальную скорость в 100 км/ч.
Мне пришлось ехать зайцем, потому что я не нашла турникета, чтоб считать свою проездную карту и оплатить поездку. Самое интересное, что на конечной станции Bank тоже не нашлось турникета. Как оплачивать проезд в DLR так и осталось для меня загадкой...
Из окошка электропоезда я помахала ручкой чудесному Докленду и налюбовалась на частные причалы и яхты.
И еще немного фактов:
- Кэнэри-Уорф является самым быстрорастущим деловым районом Лондона.
- За последние 30 лет население Доклендс увеличилось вдвое, а район стал большим торговым центром и отличным местом для жизни.
- У Доклэндс есть собственный симфонический оркестр.
- Воспользовавшись Доклэндским лёгким метро можно за 10 минут доехать до Сити.
Все фотографии предназначены только для личного просмотра.
По вопросам перепубликации (в том числе и в интернете, включая социальные сети), а также заказа фотосессий обращайтесь ко мне через
сайт.