Эта заметка является четвертой, заключительной частью описания некоторых распостраненных ошибочных социальных позиций, которые я именую порочными ментальными установками общества (примеры таковых в первых трех частях:
здесь1,
здесь2 и
здесь3). В этой статье я сосредоточусь на общих для всех установок принципах и свойствах, попутно объяснив свои терминологические решения. Замечу, что количество установок ограничивается вовсе не приведенными тремя.
Главным свойством любой порочной установки является ее ошибочность в прагматическом отношении. Быть под их властью просто невыгодно, ибо, в конечном счете, следовать любой порочной установке - означает ограничивать свои возможности сферой ее действия. Например, невыгодность "
кланового мышления" заключается в том, что степень объективности мировоззрения индивидуума находится в прямой зависимости от количества кланов, в которых он состоит. Поэтому человеку, подчеркивающему свое отличие от других по половым, социальным, интеллектуальным, итп., признакам, будет доступно минимум в два раза меньше инструментов самореализации, чем человеку, эти различия игнорирующему.
Другим важным принципом действия любой порочной установки является ее самозамкнутость. Попасть в такую ловушку намного проще, чем выбраться из нее. Удерживающий механизм порочной установки основан на прогрессирующем искажении восприятия, лишающем человека возможности видеть правильный выход из положения. На примере "
предположения уступок" это выглядело бы так: Допустим, я слабый, кто-то сильный (в самом широком понимании этих терминов). В тот момент, когда я принимаю, что причиной моей слабости является его сила, я попадаю в замкнутый круг этой порочной установки. Ибо теперь у меня есть ложное объяснение своей слабости ("я слаб, потому, что мне не позволяют быть сильным"), и ложное направление попыток стать сильнее (засчет лишения сильного его силы). Понятно, что принятие этих условий приведет к новым заблуждениям, укрепляя меня в предположении, что сильный должен уступать.
"
Приоритет авторитета" же наглядно демонстрирует нам третье качество порочной установки - ее внешнюю привлекательность. Именно она является первичным притягивающим, и удерживающим элементом, провоцирующим нас на выполнение, по сути, единственной его функции - передачи эстафеты новым участникам. Различные фанатские движения являются примерами яркого выражения этого качества, в виде культа внешних атрибутов своего кумира.
Все вышесказанное объясняет, почему это добровольное рабство у лжи я, иначе как "порочным", назвать не смог. Сопоставления установок с их качествами я умышленно привел не все. Заинтересовавшемуся читателю будет полезно это сделать самому.
Далее. Именно по причине "нерациональности" установок, "ментальными" я их называю только условно, под диктатом общепринятой иллюзии самообладания личности и ее свободы выбора (в действительности, природа порочных установок чисто эмоциональная). Такое доминирование коллективного мнения над личным, в свою очередь, обязывает меня рассматривать явление порочных установок именно в масштабах общества, а не на частном примере. К тому же, степень вовлеченности индивидуума в порочную круговерть установок, как правило, находится в прямой зависимости от степени его интегрированности в общество.
Вот я объяснил и остальные терминологические решения своей теории.
Теперь имеет смысл обозначить практическую цель моих изысканий. Помните эпизод из фильма "Место встречи изменить нельзя", где Жеглов и Шарапов спорят с соседом по коммуналке о том, какие меры, в конце концов, победят преступность - сила или милосердие? Этот отрывок, применительно к данной теме, просто гениально символичен! Несмотря на провокационное сталкивание сценаристом двух противоположных подходов к решению такой социальной проблемы как преступность, совершенно очевидно, что каким-то одним из этих путей к "светлому будущему" не придти. Ведь самый совершенный закон в бессовестных руках превратится в кистень, а даже божественная святость не предотвратит распятия. Поэтому закон и сознательность являются абсолютно равнозначимыми условиями достижения социальной гармонии человеческой цивилизацией. Проблеме совместимости этих разнонравных коней в одной упряжке должна быть посвящена отдельная заметка. Здесь же я хочу, оставив проблемы закона депутатам и политикам, указать фронт работ ревнителям духовного полюса, к каковым я причисляю как продвинутых деятелей в области философии, психологии и религии, так и неофитов этих направлений. Ведь сознательность - истинная цель любого такого учения - зачастую его последователями не только не достигается, но даже и не преследуется. Потому, что сам принцип объединения индивидуумов в группы предполагает иерархию. Где иерархия, там борьба за власть. Где борьба за власть, там порок. Где порок, там заблуждение. А где заблуждение, там нет сознательности. В качестве примера приведу самый старший, наглядный и влиятельный парадокс - из области религии - современная христианская церковь представляет собой именно то, чему противостоял сам Иисус Христос в свое время. За две тысячи лет человечество превратило самое неформальное учение в консервативнейшую религиозно-политическую бизнес-организацию, подлинное духовное совершенствование адептов которой, является лишь ОДНИМ ИЗ ее приоритетов! Современные религиозные деятели больше похожи на библейских книжников и фарисеев, чем на апостолов оттуда же. Поэтому, приди Спаситель сегодня - история с его распятием наверняка бы повторилась, только в более цивилизованном виде.
Таким образом, я хочу сказать, что на сегодняшний день в мире нет действенного института массового повышения сознательности человека. Религия - мракобесна, психология - бездуховна, философия - инфантильна. Именно в этом, на мой взгляд, причина прогнозируемого многими, духовного кризиса человечества. Мы активно совершенствуем законы и способы принуждения к их исполнению, но игнорируем то, чему они служат. Мы совершенствуем мастерство владения кистенем.
При чем здесь порочные ментальные установки? Они - именно те вредные навыки (клише, стереотипы, привычки), которые не позволяют обществу эффективно совершенствоваться в духовном смысле. Именно они превращают любую гениальную светлую идею в фарс. Именно они являются замками на двери между законом и сознательностью, и только освобождение от них является ключом от этой двери. Поэтому, именно в этом освобождении, на мой взгляд, сегодня должна заключаться первоочередная цель любых направлений социально-культурного (а в конечном счете - и духовного) развития общества.
ЗЫ1: Я не продвигаю никакой идеологии или научной теории, не проповедую никакой религии, никого ни в чем не убеждаю, ничего не продаю, последователей, спонсоров или клиентов не ищу, и не планирую ничего этого. Более того, хоть на основе вышесказанного и можно было бы создать какую-либо философское учение, психологическую школу или религиозную секту, этой заметкой я, наоборот - окончательно завершаю неполное изложение своей теории. Главной целью данных публикаций является декларирование соответствующей части моей личной философской платформы, на них я планирую ссылаться в дискуссиях. Ну и конечно, мне просто приятно делиться умными мыслями. =)
ЗЫ2: Я не настаиваю на оригинальности описываемых мною явлений. Примерами понятий, наиболее близкими моим "порочным установкам" являются:
1. "Грех" в религии.
2. "Комплекс" в психоаналитике.
3. "Когнитивное искажение сознания" в психологии.
Возможо, есть и другие родственные понятия. Буду рад узнать о них.
ЗЫ3: Я не возражаю против заимствования моих идей. Другое дело, что, повторюсь, мной освещена только часть картины, и желающему разглядеть остальное придется немало потрудиться самостоятельно. Думаю, так будет правильно.