Порочные установки общества. Часть 4. Резюме.

Sep 23, 2010 08:32

Эта заметка является четвертой, заключительной частью описания некоторых распостраненных ошибочных социальных позиций, которые я именую порочными ментальными установками общества (примеры таковых в первых трех частях: здесь1, здесь2 и здесь3). В этой статье я сосредоточусь на общих для всех установок принципах и свойствах, попутно объяснив свои терминологические решения. Замечу, что количество установок ограничивается вовсе не приведенными тремя.

Главным свойством любой порочной установки является ее ошибочность в прагматическом отношении. Быть под их властью просто невыгодно, ибо, в конечном счете, следовать любой порочной установке - означает ограничивать свои возможности сферой ее действия. Например, невыгодность "кланового мышления" заключается в том, что степень объективности мировоззрения индивидуума находится в прямой зависимости от количества кланов, в которых он состоит. Поэтому человеку, подчеркивающему свое отличие от других по половым, социальным, интеллектуальным, итп., признакам, будет доступно минимум в два раза меньше инструментов самореализации, чем человеку, эти различия игнорирующему.
Другим важным принципом действия любой порочной установки является ее самозамкнутость. Попасть в такую ловушку намного проще, чем выбраться из нее. Удерживающий механизм порочной установки основан на прогрессирующем искажении восприятия, лишающем человека возможности видеть правильный выход из положения. На примере "предположения уступок" это выглядело бы так: Допустим, я слабый, кто-то сильный (в самом широком понимании этих терминов). В тот момент, когда я принимаю, что причиной моей слабости является его сила, я попадаю в замкнутый круг этой порочной установки. Ибо теперь у меня есть ложное объяснение своей слабости ("я слаб, потому, что мне не позволяют быть сильным"), и ложное направление попыток стать сильнее (засчет лишения сильного его силы). Понятно, что принятие этих условий приведет к новым заблуждениям, укрепляя меня в предположении, что сильный должен уступать.
"Приоритет авторитета" же наглядно демонстрирует нам третье качество порочной установки - ее внешнюю привлекательность. Именно она является первичным притягивающим, и удерживающим элементом, провоцирующим нас на выполнение, по сути, единственной его функции - передачи эстафеты новым участникам. Различные фанатские движения являются примерами яркого выражения этого качества, в виде культа внешних атрибутов своего кумира.
Все вышесказанное объясняет, почему это добровольное рабство у лжи я, иначе как "порочным", назвать не смог. Сопоставления установок с их качествами я умышленно привел не все. Заинтересовавшемуся читателю будет полезно это сделать самому.
Далее. Именно по причине "нерациональности" установок, "ментальными" я их называю только условно, под диктатом общепринятой иллюзии самообладания личности и ее свободы выбора (в действительности, природа порочных установок чисто эмоциональная). Такое доминирование коллективного мнения над личным, в свою очередь, обязывает меня рассматривать явление порочных установок именно в масштабах общества, а не на частном примере. К тому же, степень вовлеченности индивидуума в порочную круговерть установок, как правило, находится в прямой зависимости от степени его интегрированности в общество.
Вот я объяснил и остальные терминологические решения своей теории.

Теперь имеет смысл обозначить практическую цель моих изысканий. Помните эпизод из фильма "Место встречи изменить нельзя", где Жеглов и Шарапов спорят с соседом по коммуналке о том, какие меры, в конце концов, победят преступность - сила или милосердие? Этот отрывок, применительно к данной теме, просто гениально символичен! Несмотря на провокационное сталкивание сценаристом двух противоположных подходов к решению такой социальной проблемы как преступность, совершенно очевидно, что каким-то одним из этих путей к "светлому будущему" не придти. Ведь самый совершенный закон в бессовестных руках превратится в кистень, а даже божественная святость не предотвратит распятия. Поэтому закон и сознательность являются абсолютно равнозначимыми условиями достижения социальной гармонии человеческой цивилизацией. Проблеме совместимости этих разнонравных коней в одной упряжке должна быть посвящена отдельная заметка. Здесь же я хочу, оставив проблемы закона депутатам и политикам, указать фронт работ ревнителям духовного полюса, к каковым я причисляю как продвинутых деятелей в области философии, психологии и религии, так и неофитов этих направлений. Ведь сознательность - истинная цель любого такого учения - зачастую его последователями не только не достигается, но даже и не преследуется. Потому, что сам принцип объединения индивидуумов в группы предполагает иерархию. Где иерархия, там борьба за власть. Где борьба за власть, там порок. Где порок, там заблуждение. А где заблуждение, там нет сознательности. В качестве примера приведу самый старший, наглядный и влиятельный парадокс - из области религии - современная христианская церковь представляет собой именно то, чему противостоял сам Иисус Христос в свое время. За две тысячи лет человечество превратило самое неформальное учение в консервативнейшую религиозно-политическую бизнес-организацию, подлинное духовное совершенствование адептов которой, является лишь ОДНИМ ИЗ ее приоритетов! Современные религиозные деятели больше похожи на библейских книжников и фарисеев, чем на апостолов оттуда же. Поэтому, приди Спаситель сегодня - история с его распятием наверняка бы повторилась, только в более цивилизованном виде.
Таким образом, я хочу сказать, что на сегодняшний день в мире нет действенного института массового повышения сознательности человека. Религия - мракобесна, психология - бездуховна, философия - инфантильна. Именно в этом, на мой взгляд, причина прогнозируемого многими, духовного кризиса человечества. Мы активно совершенствуем законы и способы принуждения к их исполнению, но игнорируем то, чему они служат. Мы совершенствуем мастерство владения кистенем.
При чем здесь порочные ментальные установки? Они - именно те вредные навыки (клише, стереотипы, привычки), которые не позволяют обществу эффективно совершенствоваться в духовном смысле. Именно они превращают любую гениальную светлую идею в фарс. Именно они являются замками на двери между законом и сознательностью, и только освобождение от них является ключом от этой двери. Поэтому, именно в этом освобождении, на мой взгляд, сегодня должна заключаться первоочередная цель любых направлений социально-культурного (а в конечном счете - и духовного) развития общества.

ЗЫ1: Я не продвигаю никакой идеологии или научной теории, не проповедую никакой религии, никого ни в чем не убеждаю, ничего не продаю, последователей, спонсоров или клиентов не ищу, и не планирую ничего этого. Более того, хоть на основе вышесказанного и можно было бы создать какую-либо философское учение, психологическую школу или религиозную секту, этой заметкой я, наоборот - окончательно завершаю неполное изложение своей теории. Главной целью данных публикаций является декларирование соответствующей части моей личной философской платформы, на них я планирую ссылаться в дискуссиях. Ну и конечно, мне просто приятно делиться умными мыслями. =)

ЗЫ2: Я не настаиваю на оригинальности описываемых мною явлений. Примерами понятий, наиболее близкими моим "порочным установкам" являются:
1. "Грех" в религии.
2. "Комплекс" в психоаналитике.
3. "Когнитивное искажение сознания" в психологии.
Возможо, есть и другие родственные понятия. Буду рад узнать о них.

ЗЫ3: Я не возражаю против заимствования моих идей. Другое дело, что, повторюсь, мной освещена только часть картины, и желающему разглядеть остальное придется немало потрудиться самостоятельно. Думаю, так будет правильно.

общество, психология, люди, философия

Previous post Next post
Up