̉Книга моего деда "О нашей легендарной Катюше". Глава 2. ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ. ПОД МОСКВОЙ. НА ВОЛОКОЛАМСК

Jun 21, 2012 23:56

        Из Москвы мы взяли направление по Волоколамскому шоссе на запад. Я с начальником разведки дивизиона лейтенантом Жуковским на двух машинах, со своими разведчиками составляли группу разведки пути и следовали километров за 20-30 впереди дивизиона.
        С Жуковским я учился в одной спецшколе в Ленинграде, он был старше меня и окончил школу раньше на год. Приятно и радостно было встретить на фронте земляка, да при том из одной школы. Жуковский уже был на фронте и имел представление о войне.
По пути к Волоколамску, на шоссе, нам встретилась группа всадников, вид которых меня очень удивил. На жалких, истощенных  лошадёнках, в пилотках, напяленных на головы до самых ушей, в грязных измятых шинелях, небритые, с погнутыми клинками, притороченными к сёдлам, они двигались куда-то на восток.
        - Смотри, Жуковский! Какое движется нам навстречу войско!
        - Ты не удивляйся, Саша! - сказал он. - Вот мы повоюем, и будем иметь вид не лучше, чем эти конники.
        Жуковский воевал в Прибалтике, оттуда отступал и привык к фоновым картинам. Кавалеристы, вероятно, были теми, кто выходил из окружения Москвы.
Какое же тогда создавалось положение под Москвой?
        Противник в первой половине октября успешно наступал на Московском  направлении. Наши войска вели кровопролитные бои против немцев в районах Ржева, Вязьмы, Брянска.
На пути к Москве фашистские войска захватили Осташков, Ржев, Гжатск, Орел. Немец старался окружить и уничтожить части Красной Армии.
        Немцы на весь мир трубили о падении Москвы в ближайшее время.
14 октября фашисты взяли город Калинин. Они стремились с севера и юга окружить столицу. С юга немецкие войска подошли к Туле, там они остановились, наткнувшись на жесткую оборону наших войск и населения города.
        Вскоре мы прибыли в город Волоколамск, заправили автомашины бензином, позавтракали в одной из местных столовых и направились обратно, навстречу дивизиону. Разведка пути нами была произведена. Никаких препятствий для продвижения дивизиона нами не было установлено.
        Отъехав от Волоколамска километров двадцать, мы обнаружили наш дивизион, который расположился вблизи шоссе в лесу, заняв какие-то оставленные без надзора деревянные домики и маленькую школу. Жуковский доложил командиру дивизиона капитану Васильеву о состоянии пути до Волоколамска, после чего меня послали обратно по шоссе на Москву собирать отставшие на марше автомашины дивизиона.
        В обед нам дали «боевые сто грамм» водки, которые здорово ударили мне в голову и ноги. В этот же день нам выдали зарплату и подъемные, которые были положены выпускникам училища. Впервые у меня была такая крупная сумма денег. Но куда их девать? Тратить было не на что, и я уложил их в карман комбинезона.
        Неподалеку от нашего расположения находилась деревня, но ночевали в лесу, так как сосредотачиваться, и размещать войска в населённых пунктах, было запрещено - опасались бомбёжек авиацией противника.
        Утром, на следующий день я пошел в деревню, у женщин за 30 рублей купил гуся, которого отдал своим разведчикам и они сварили из него замечательный суп.
На улице было холодно, выпал мокрый снег, но потом растаял.
Дней через пять утром дивизион двинулся дальше за Волоколамск. Машины вытянулись на шоссе в походную колонну, как вдруг в небе появился двухфюхеляжный самолёт. Я сначала подумал, что это американская летающая крепость - бомбандировщик Б-29. Но наши зенитчики засуетились около своих орудий, и я понял свою ошибку. Это был самолёт-разведчик "Фоку-Вульф" или, как его называли в войсках "рама". Впрочем, он не причинил нам хлопот.         Вы спросите меня, почему я думал, что это был американец? Во-первых, в училище мы не изучали виды вражеских самолётов, не только самолётов противника - даже собственных самолётов не знали, поэтому учились их распознавать только на фронте, на практике; во-вторых, много говорилось о помощи нам со стороны Англии и США. Вот я, по своей наивности и думал, что в небе уже появилась американская помощь.
        В этот раз я уже следовал в составе своей батареи. Миновали Волоколамск и двинулись дальше на Юг от города в район Спас-Рюховское.
Погода стояла холодная, небо заволокло серыми тучами, тяжёлыми тычами, которые жались к земле. Мы рады были такой погоде - авиация противника бездействовала, и мы спокойно следовали к переднему краю.
        Стали слышны орудийные выстрелы, стрекотание пулемётов, разрывы снарядов. Мы всё ближе подъезжали к фронту.

книга деда

Previous post Next post
Up