FM 3-05.301. Психологические операции. Тактика, техники и процедуры

Jan 19, 2023 10:36




Глава VII.
Фаза VII: ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ

Оценка результатов PSYOP - это оценка достижения промежуточных целей и общего влияния серий на поведение ЦА. В любой момент времени серия PSYOP - лишь один из множества факторов, влияющих на ЦА. Следовательно, оценка изменений поведения является сложным процессом и требует, чтобы объективные меры дополнялись субъективным анализом. В этой главе рассматривается методология проведения оценки PSYOP.
---------------------------------------------------------------
Операция «IRAQI FREEDOM»
Во время операции «IRAQI FREEDOM» 307-я тактическая рота PSYOP провела серию PSYOP с целью влияния на жителей Багдада, чтобы они «чаще информировали о деятельности повстанцев». До проведения серии на горячую линию, созданную Временной коалиционной администрацией, поступало один-два звонка в день. 307-я рота провела комплексную серию мероприятий, информируя население о существовании «горячей линии» и анонимном характере звонков. Благодаря рекламным щитам, плакатам, раздаточному материалу, радио- и телевизионные ролика, а также местным СМИ, освещавшим успехи программы, «горячая линия» получила известность по всему Багдаду. В течении первых месяцев после проведения серии число звонков возросло с 1-2 в день до 6-8, т.е. на 688%. Результаты посттестирования показали, что памятки «Горячей линии», которые можно было положить в карман и унести с собой, оказались очень успешным продуктом. В результате их тираж был увеличен с первоначальных 400 тыс. штук до 1 млн. Сообщения о поджогах рекламных щитов и срывании плакатов стали ещё одним доказательством успеха серии и вызванного ею страха у повстанцев. По мере проведения серии 30-7я рота совместно с поддерживаемыми подразделениями постоянно отслеживала число звонков. Была установлена тенденция изменения числа звонков в зависимости от важных событиях в районе операции. В дни, непосредственно следующие за громким нападением на иракских граждан, число звонков вырастало, а после снижалось. По мере приближения выборов 30 января число звонков резко возросло, достигнув пика в 17 за один день. Когда была создана новая «горячая линия», охватывающая всю страну, звонков на местную багдадскую ГЛ стало меньше.
Командующий 1-й кавалерийской дивизией генерал лично поблагодарил каждого военнослужащего 307 роты за жизненно важный вклад в проведение операции и вручил каждому командирскую монету. Выделив надёжные критерии оценки и тщательно отслеживая выполнение своих задач, 30-7 тактическая рота PSYOP сумела внести промежуточные корректировки и воспользоваться развитием событий на месте, тем самым выполнив и перевыполнив поставленную задачу и завоевав доверие командира поддерживаемого подразделения.
---------------------------------------------------------------

ОЦЕНКА
7-1. Оценка PSYOP начинается с разработки первоначальных критериев оценки в процессе фазы I - планирования. Первоначально выделенные критерии оценки служат ориентиром при разработке требований к разведданным и координации сбора разведданных с разведывательными органами поддерживаемого подразделения. В приведённом выше примере критерии первоначальной оценки, разработанные 307-й ротой, касались сбора любых сообщений об активности повстанцев. Во время II фазы, анализа ЦА, первоначальные критерии оценки были уточнены до конкретных, измеримых и наблюдаемых моделей поведения ЦА. Для 307-й роты первоначальный критерий «любые сообщения о деятельности повстанцев» был уточнён до «звонок на горячую линию "Baghdad Tips" с сообщением о деятельности повстанцев». Выраженность первоначальных критериев устанавливается до начала серии, чтобы служить отметкой, по которой будут оцениваться изменения в поведении. В примере это были 1-2 звонка в день, поступающие на ГЛ. Персонал по тестированию и оценке PSYOP на этом этапе проводит собственную оценку, но в большей степени полагается на информацию, предоставляемую разведывательными органами поддерживаемого подразделения. 307-я рота, взаимодействуя с поддерживаемым подразделением, регулярно отслеживала число звонков и анализировала эту информацию наряду с другими возможными событиями и внешними воздействиями, влияющими на поведение ЦА. Благодаря этим оценкам рота смогла оценить влияние серии PSYOP на ЦА. Существует четыре основных критерия оценки влияния PSYOP:
- уточнение критериев PSYOP,
- индикаторы воздействия,
- случайные события,
- результаты посттестирования.

УТОЧНЕНИЕ КРИТЕРИЕВ PSYOP
7-2. Уточнение критериев PSYOP - объективная мера, состоящая в мониторинге и оценке изменений поведения ЦА с течением времени. В дальнейшем анализируются возможные связи этих изменений с выполнением серии PSYOP. Мониторинг поведения ЦА имеет важное значение для определения достижения промежуточных целей, однако не следует забывать, что PSYOP является лишь одним из факторов, влияющим на ЦА. Непредвиденные враждебные, так же как дружественные и нейтральные события, влияют на поведение ЦА. Поэтому PSYOP является лишь одним из инструментов, которыми располагает командир поддерживаемого подразделения, чтобы влиять на поведение ЦА для достижения своих целей. Критерии оценки PSYOP проверяются критериями эффективности поддерживаемого командира (MOE, measures of effectiveness), которые являются более точными инструментами, использующимися для оценки результатов миссии в общем и выполнения поставленных задач.
7-3. Критерии оценки PSYOP формулируются в виде вопросов. Предварительно это делается в ходе планирования, затем вопросы уточняются в ходе анализа ЦА. Вопросы основываются на конкретных, измеряемых и наблюдаемых моделях поведения, на которые силы PSYOP могут повлиять в желаемую сторону (в гл. 1 и 2 даётся подробное обсуждение разработки первоначальных критериев и их уточнения). Ниже приведены примеры таких критериев:
- Сколько СВУ было установлено вдоль маршрутов коалиционных сил в Нэшбурге в течение июля, и сколько человек погибло/ранено?
- Сколько членов племени Красных проголосовали на национальных выборах в Патриотсвилле в июле?
- Сколько сообщения о деятельности повстанцев поступило на горячую линию коалиции в июне?
- Сколько ДТП с участием сил коалиции и местных жителей произошло на шоссе Нэшвилла в апреле?
ИНДИКАТОРЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ
7-4. Индикаторы воздействия - это ответы на вопросы, задаваемые критериями оценки PSYOP. Они представляют собой конкретные, поддающиеся измерению и явно наблюдаемые формы поведения, осуществляемого ЦА. По ним можно судить об изменениях в поведении. Анализ изменения индикаторов воздействия по прошествии времени показывает тенденции изменения поведения, по которым можно судить, достигаются ли промежуточные цели. Ниже приведён пример индикаторов.
---------------------------------------------------------------
Промежуточная цель: ЦА меньше устанавливает СВУ на маршрутах коалиции.
Критерии оценки: «Сколько СВУ установлено на маршрутах коалиции в Нэшбурге за месяц Х, и сколько человек при этом погибло/ранено?»
Индикаторы воздействия: в мае было установлено 92 СВУ, ранено 48 человек, погибли 13.
В июне 74 СВУ, 22 раненых, 12 погибших.
Июль - 110 СВУ, 60 раненых и 13 погибших.

Промежуточная цель: ЦА вступает в силы национальной безопасности.
Критерий оценки: «Сколько членов Синего племени в возрасте 18-25 лет записались в Бирмингвиле в Национальную гвардию в месяце Х?»
Индикаторы воздействия: в сентябре 874 члена племени Синих в возрасте 18-25 лет записались на службу.
В октябре 1013 человек в возрасте 18-25 лет из племени Синих записались на службу.
В ноябре записавшихся было 1176 человек.
---------------------------------------------------------------

СЛУЧАЙНЫЕ СОБЫТИЯ
7-5. Многие события, влияющие на поведение ЦА и указывающие на успех или неудачу PSYOP, на самом деле являются случайными и не зависят от воздействия проводимых серий. Необходимо принимать во внимание существование таких событий. К ним относятся любые дружественные, нейтральные или враждебные действия, помимо серии PSYOP, влияющие на поведение ЦА, или любые события, демонстрирующие воздействие конкретной серии PSYOP. Примеры:
- фетва, изданная Великим муллой Брчко в августе, объявляет коалицию «союзником Бога»;
- двое солдат коалиции обвиняются в издевательствах над уроженцем Брчко;
- недавняя череда похищений подстегнула межконфессиональное насилие;
- взрыв экстремистами мечети привел к возобновлению межконфессионального насилия;
- закрытие производств привело к массовой безработице;
- разгневанная толпа забросала камнями военнослужащих тактической группы PSYOP при раздаче плакатов о розыске.
7-6. Случайные события могут иметь положительное или отрицательное влияние на ЦА. Они могут свести на нет всю серию PSYOP. Если такое происходит, необходима переоценка ЦА, поскольку условия и вытекающие из этого уязвимости изменились. После таких событий может потребоваться внести изменения в текущую серию или разработать совершенно новую.

РЕЗУЛЬТАТЫ ПОСТТЕСТИРОВАНИЯ
7-7. Посттестирование подробно описано в главах VI и VI. Оно проводится главным образом для того, чтобы определить, какая часть аргументов PSYOP была принята и какие изменения необходимо внести в серию для достижения большего успеха. Результаты посттестирования передаются в секцию тестирования и оценки, где специалисты PSYOP анализируют данные и делают соответствующие выводы.
7-8. Результаты посттестирования помогают оценить степень влияния серии PSYOP на поведение ЦА. При оценке этого влияния специалисты PSYOP должны оценить следующее:
- в какой степени ЦА была подвержена воздействию серии PSYOP?
- насколько хорошо ЦА поняла аргументы PSYOP?
- в какой степени ЦА приняла аргументы?
- есть ли подтверждения, что ЦА будет вести себя желаемым образом?
7-9. Анализируя результаты посттестирования вместе с индикаторами воздействия и случайными событиями, специалисты PSYOP могут полнее объяснить поведение ЦА и сделать выводы относительно соответствия результатов посттестирования наблюдаемому поведению.

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ СЕРИИ
7-10. Специалисты PSYOP проводят серии продуктов и действий, чтобы повлиять на поведение ЦА. Для получения показателей, характеризующих воздействия, используется сбор данных как самими подразделениями PSYOP, так и разведывательными подразделениями. В дальнейшем все показатели анализируются в соответствии с проведёнными сериями и действиями, чтобы установить, есть ли взаимосвязь между действиями PSYOP и поведением, демонстрируемым ЦА. Посредством этого анализа командир подразделения PSYOP или ответственный офицер (OIC, officer in charge) могут оценить, достигла или нет серия поставленных задач и какие необходимы корректировки.
7-11. Определить, насколько эффективна серия PSYOP, можно только после анализа индикаторов воздействия и влияния спонтанных событий за определённый период времени. На основании этой оценки командир PSYOP и командир поддерживаемого подразделения смогут сделать вывод о достижении промежуточных и общих целей PSYOP.
7-12. На рис. 7-1 для SPO 1 и SPO 2 первоначально выделены две ЦА, и для каждой ЦА выделен свой критерий оценки успешности PSYOP. Критерии оценки успешности PSYOP - вопросы, ответы на которые дают представление о том, изменилось ли поведение. Первичные собранные данные относятся к первой неделе июля. Эти данные будут точкой отсчёта, по которой будет оцениваться дальнейшее поведение. Силы PSYOP будут проводить серии PSYOP с целью увеличить число добровольцев, записавшихся в вооружённые силы, и повысить число сообщений о деятельности повстанцев местным властям. Показатели эффективности PSYOP измеряются через регулярные промежутки времени (в данном случае - еженедельно), чтобы специалисты могли оценивать изменение поведения по времени - до, во время и после серии PSYOP.
7-13. Для SPO 1 индикаторы воздействия указывают на увеличение числа добровольцев с первой недели июля, за исключением четвёртой недели, когда в районе племени Красных террорист-смертник подорвал себя на призывном пункте. Для SPO 2 индикаторы указывают незначительное повышение числа сообщений и арестов впервые два месяца, затем значительный скачок в следующие два. Еще одно случайное событие, которое необходимо отметить - появление в местных новостях репортажа об успехах местной полиции в сотрудничестве с жителями города по нахождению и аресту повстанцев. Если проанализировать индикаторы воздействия и случайные события в соответствии с графиком распространения серии PSYOP и результатами посттестирования, это даст некоторое представление о том, какое воздействие оказывает PSYOP на конкретную ЦА для данной SPO.
7-14. При анализе критериев PSYOP для SPO 1, «ЦА записывается в вооружённые силы», показатели индикаторов воздействия свидетельствуют, что число добровольцев растёт, за исключением подрыва вербовочного пункта в районе племени Красных, что, вероятно, объясняет снижение набора на четвёртой неделе. Критерии оценки PSYOP для SPO 2, «ЦА сообщает местным властям о деятельности повстанцев», показывает значительное увеличение числа сообщений за четыре месяца, а также их всплеск после выхода репортажа о успешном сотрудничестве жителей и местных властей в обнаружении повстанцев. Учёт всех индикаторов воздействия и случайных событий, а также их соотнесение с графиком выполнения серии позволяет силам PSYOP оценить, удалось ли им за последний месяц увеличить число добровольцев, вступающих в ВС и количество сообщений о повстанцах за несколько месяцев.



Рис. 7-1. Пример уточнения критериев.

МЕХАНИЗМЫ ОЦЕНКИ
7-15. Как показано в предыдущих примерах, индикаторы воздействия и случайные события должны сопоставляться с проведёнными сериями для определения корреляции между PSYOP и поведением ЦА. Промежуточные цели (SPO) являются целями самого низкого уровня для сил PSYOP, поэтому в процессе оценки стараются определить степень достижения каждой SPO. Для этого каждая серия оценивается отдельно, а результаты обобщаются, чтобы оценить, насколько успешным было PSYOP в достижении данной промежуточной цели. Оценка проводится на самом низком уровне, чтобы определить, какие серии были эффективны. Для оценки достижения промежуточных целей специалисты PSYOP должны иметь графики распространения различных серий, индикаторы воздействия, список случайных событий и результаты посттестирования, относящиеся к данной промежуточной цели. Рисунок 7-2 является примером матрицы оценки PSYOP, объединяющей все эти данные для определения взаимосвязи между поведением ЦА и проводимой PSYOP. Составление аналогичной таблицы для каждой серии в раках достижения SPO позволяет специалистам PSYOP определить, какие серии работают, а какие нет и по каким причинам.



Рис. 7-2. Пример матрицы оценки PSYOP

7-16. Для оценки достижения промежуточной цели специалисты PSYOP должны отслеживать изменения в поведении и совместно составлять матрицу оценки каждой серии. По результатам анализа оценивается эффективность каждой серии и определяются серии, на которые необходимо больше времени и ресурсов.
7-17. Отчёт о прогрессе PSYOP может быть представлен в виде краткого описания цели и/или электронной таблицы. Рис. 7-3 является примером отчёта об оценке PSYOP. Первый абзац написан в формате bottom line up front (BLUF). В отчёте подробно описываются результаты серии PSYOP, делаются выводы об общем влиянии на поведение ЦА и даются рекомендации по проведению PSYACT в дальнейшем.

---------------------------------------------------------------
1. Заголовок (цель, промежуточная цель, серия PSYOP, период оценки и дата отчёта).
2. BLUF (краткое изложение результатов и выводов).
3. Информация о серии PSYOP (время выполнения, ЦА, обзор области выполнения).
4. Развёрнутое описание критериев оценки PSYOP/индикаторов воздействия до, во время и в процессе выполнения.
5. Описание соответствующих случайных событий, влияющих на поведение ЦА; обзор результатов посттестирования (кратко).
6. Заключение (здесь же могут быть описаны рекомендуемые действия).
---------------------------------------------------------------
Рис. 7-3. Формат отчёта об оценке

7-18. Полный отчёт об оценке записывается в форме, приведённой на рис. 7-4.



Рис. 7-4. Отчёт об оценке PSYOP

ВЫВОДЫ
7-19. В конечном итоге, оценка PSYOP состоит в анализе тенденций. Во-первых, специалисты PSYOP внимательно отслеживают поведение ЦА до, во время и после серий, и ищут тенденции учащения или уменьшения желаемого поведения. Во-вторых, они изучают результаты посттестирования и случайные события, чтобы определить причины этих тенденций. Оценка PSYOP позволяет силам PSYOP отслеживать изменение в поведении иностранных ЦА и обеспечивает жизненно важную обратную связь. Оценка является сложной задачей, и ее успех в значительной степени зависит от комплексного планирования, исследований, координации и анализа.

психологические операции, fm, fm 3-05.301

Previous post Next post
Up