ГЛАВА VI.
ФАЗА VI: ПРОИЗВОДСТВО, РАСПРЕДЕЛЕНИЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ
После утверждения продукта/серии начинается фаза VI процесса PSYOP. Эту фазу можно считать как фазу основных действий, поскольку продукты PSYOP производятся и распространяются среди ЦА для достижения желаемого эффекта. На этой фазе продукты PSYOP производятся, распределяются и распространяются, а также проводится последующее посттестирование этих продуктов. Результаты посттестирования анализируются на этапе VII (оценка), описание которого даётся в следующей главе. Матрица выполнения серии (SEM), рабочий лист распространения серии (SDW) и изменения в приложении PSYOP задают сроки фазы VI. В современной быстроменяющейся информационной среде точность и своевременность распространения PSYOP, так же как и выбранный метод, имеют решающее значение. Если есть возможность, то силы PSYOP должны заключать контракты на использование местных производственных мощностей для обеспечения снабжения продуктами войск на ТВД. В случае кризиса правительство принимающей стороны может национализировать подобные производства. Специалисты PSYOP могут заключить контракт с местными компаниями на производство мультимедийной продукции, или ограничиться своими силами, если они имеются. В ходе выполнения этой фазы цели обеспечения качества и своевременности серий являются первостепенными для успешного PSYOP.
КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА
6-1. Вне зависимости от использования собственных или сторонних ресурсов для производства, необходимо проводить контроль качества. Как правило, её проводят член секции по разработке продуктов/тактического отряда разработки PSYOP, и переводчик. Для визуальной продукции представитель секции/тактического отряда должен убедиться, что установочная партия продукта соответствует первоначально утверждённому прототипу. Переводчик также должен убедиться, что не один из переведённых текстов не растёкся, не исказился и слова не слились (т.е. качество печати, как я понимаю - прим. пер.). Для аудиопродукции представитель секции/отряда проверяет отсутствие искажений и правильный формат записи. Переводчик отвечает за то, чтобы аудиозапись была понятна на языке ЦА и соответствовала сценарию. Для аудиовизуальных продуктов специалист PSYOP проверяет соответствие утверждённой раскадровке, качество записи и пригодность формата для трансляции. Переводчик проверяет понятность продукта ЦА. Оба проверяющих должны обращать внимание на необходимость отсутствия культурных расхождений. По завершению проверки качества начинается полномасштабное производство, и продукт выпускается в количестве, обозначенном в рабочем листе распространения серии. SDW определяет также место и время распространения каждого продукта.
ПРОИЗВОДСТВО
6-2. После утверждения серии и внесения всех изменений продукт запускается в производство. Во время разработки серии определяются продукты, которые пойдут в производство первыми в соответствии с матрицей выполнения серии. SEM позволяет отделу планирования и программ устанавливать сроки, синхронизировать и деконфликтовать перевод, тестирование, производство, распределение и распространение продуктов в рамках серии для достижения максимального эффекта. В рабочем листе продукта/действия так же указываются средства его производства, которые могут быть как собственными, так и сторонними. Производственный процесс может быть как простым, так и сложным. Примером простого производства является двухцветный лифлет из 10 слов для перспективной ЦА. Его можно произвести собственными силами, и займёт это от нескольких часов до нескольких дней, начиная от разработки концепции до производства в зависимости от дизайна листовки. Подготовка полевого видеоматериала для серии PSYOP требует тщательной координации между запрашивающим подразделением PSYOP и производственным предприятием, а также значительно больше человекочасов на разработку, монтаж и производства. К примеру, съёмка одного часа необработанного материала может потребовать 8 человеко-часов. Следовательно, 4 часа «сырых» видоматериалов потребуют 32 человеко-часа. После этого монтажёры сожмут их до 30 секунд - 2 минут готового видео. Прежде чем выбирать формат медиа, планировщики PSYOP должны рассмотреть следующие факторы:
- наличие достаточного времени для разработки/производства/распространения аудиовизуального продукта;
- сообщение имеет долгосрочную ценность, которая не снизится по мере развития событий;
- имеется достаточное количество платформ для распространения аудиовизуальных материалов, чтобы охватить необходимую территорию;
- желаемая ЦА обладает радиоприёмниками или телевизорами.
СОБСТВЕННОЕ ПЕЧАТНОЕ ПРОИЗВОДСТВО
6-3. Цех интенсивной печати (Heavy Print Facility, HPF) - крупная нетранспортируемая система, состоящая из четырёх цифровых машин прямой печати Heidelberg Quickmaster (рис. 6-1). Каждая машина может печатать со скоростью до 10000 листов в час, а HPF целиком может производить 800000 четырёхкрасочных двухсторонних лифлетов за 24 часа. Качество печати, обеспечиваемое этими машинами, находится на уровне газетной индустрии. Печатный машины Heidelberg органично вписаны в структуру 4-й POG(A), Форт-Брэгг, Северная Каролина. Персонал, прикомандированный к ним, обучен вёрстке и форматированию, частичному ремонту машин и способен печатать многоцветную продукцию различных типов, таких как визитки, листовки, плакаты, книги, газеты и журналы.
Рис. 6-1. Цифровая печатная машина Heidelberg.
6-4. Модульная печатная система (Modular Print System ) состоит из трёх модулей: А, В и С (рис. 6-2). В модуле А хранится печатное оборудование, которое не используется в данный момент. Модуль В имеет две раскладных секции, в каждой из которых можно расположить одну офсетную печатную машину Heidelberg GTOZP52, способную печатать одновременно в два цвета или в один с лицевой и оборотной стороны. Максимальный размер бумаги для этой системы составляет 14 дюймов на 20 дюймов, а размер самого большого изделия - 13 3/8 дюйма на 20 дюймов, что позволяет запечатывать поля. Модуль С также имеет раскладные секции, в них устанавливаются большой резак для бумаги, маркиратор печатных форм и небольшой световой стол. Модули B и C при развёртывании дополнительных секций имеют площади для хранения ограниченного объёма бумаги.
Рис. 6-2. Модульная печатная система
6-5. Ризограф - мобильное множительное цифровое устройство, сочетающее в себе скорость печати небольшой печатной машины (120 копий в минуту) с простотой копировального аппарата (рис. 6-3). Ризограф может напечатать до 93000 одноцветных лифлетов за 24 часа. Хотя подключение к компьютеру для ризографа не является обязательным, его наличие обеспечивает лучшее качество изображения и возможность разработки печатной продукции непосредственно в PDC или TPDD, а также печать материалов заранее, тем самым сокращая время на производство и распространение. Ризографы имеются в штате некоторых подразделений PSYOP и заранее размещаются на возможных ТВД.
Рис. 6-3. Ризограф.
6-6. Развёртываемый центр производства печатной продукции (Deployable Print Production Center) представляет собой систему печатающего оборудования, перевозимого на M1037 HMMWV с прицепом (рис. 6-4). Она включает в себя рабочую станцию разработки продукции - лёгкую (Product Development Workstation (PDW)-Light), высокоскоростное цифровое множительное устройство (ризограф), электрический резак для бумаги, генератор и блок кондиционирования. PDW-Light - система, обеспечивающая передовым подразделениям ограниченную разработку продуктов PSYOP в полевых условиях. Она также предоставляет пользователям возможность электронной передачи и получения файлов продуктов PSYOP и сопутствующей информации через систему распределения продуктов (product distribution system, PDS). PDS представляет собой серийный коммерческий терминал спутниковой связи, рабочую станцию кодировщика Moving Picture Experts Group-2 и сервер Windows NT, используемый для безопасного и небезопасного распространения продукции (рис. 6-6). PDS передаёт информацию о продуктах через коммерческие/военные спутниковые каналы, одноканальные наземные и воздушные радиопередатчики и по телефонным линиям. В состав PDS также входят защищённый ноутбук, съёмный жесткий диск и принтер. Система PDW-Heavy схожа с PDW-Light, но имеет настольный компьютер и цветной лазерный принтер для повышения качества печати.
Рис. 6-4. Развёртываемый центр производства печатной продукции.
Рис. 6-5. PDW-Light
Рис. 6-6. PDS
ВНЕШНЕЕ ПЕЧАТНОЕ ПРОИЗВОДСТВО
6-7. Специалисты PSYOP могут так же использовать различные внешние ресурсы для закрытия потребностей в печатной продукции. Эти ресурсы могут быть в частной собственности иностранных граждан или относиться к вооружённым силам союзников. Например, объединённая целевая группа психологических операций (CPOTF) в Республике Корея регулярно использует внешние ресурсы, как местные типографии, так и печатное оборудование корейской армии.
Контракты с местными типографиями
6-8. Заключение контрактов с местными типографиями на начальных этапах военной операции является экономически оправданным и одновременно позволяет оперативно производить продукты PSYOP. Координация в таких случаях осуществляется через сотрудника, ответственного за заключение контрактов, обычно из поддерживаемого подразделения или посольства США. Преимуществом использования местных типографий является то, что они зачастую более экономически эффективны и их продукция получает больший отклик у ЦА. При заключении контрактов с местными фирмами специалисты PSYOP должны быть осведомлены о вопросах безопасности и производить ключевые продукты своими силами. Кроме того, местные типографии могут быть источником актуальной информации для командования. Необходимо учитывать, что некоторые местные фирмы могут не иметь ресурсов, знаний или опыта для обслуживания своего печатного оборудования. Специалисты по печати и аудиовизуальным средствам могут помочь им в этом случае с надлежащим ремонтом и обслуживанием, что будет способствовать установлению отношений с местными производителями и тем самым облегчению производства продуктов PSYOP.
Контракты на производство аудиовизуальной продукции
6-9. Для обеспечения более широкого распространения аудиовизуальной продукции, сотрудник, заключающий контракты, может прибегнуть к услугам одной из местных телестанций, чтобы произвести, отредактировать и сделать копии утвержденных продуктов в правильных форматах для распределения и распространения. Ещё одна возможность, которую следует рассмотреть - заключение контракта с местными актёрскими или модельными агентствами на подбор спикера или диктора аудиовизуальных продуктов PSYOP. Профессиональный спикер привлечёт внимание ЦА и добавит достоверности транслируемому сообщению PSYOP.
ПРОЧИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ АКТИВЫ
6-10. По указанию президента и министра обороны специалисты PSYOP проводят операции в тесном взаимодействии с другими службами и ведомствами. Иногда, из-за ограниченности ресурсов, специалисты PSYOP должны использовать активы и средства других служб и правительственных агентств.
Объединённый центр ComCam
6-11. Объединённый центр ComCam (joint combat camera center, JCCC) фокусируется на видеоматериалах, раскрывающих историю армии с американской точки зрения. Прежде чем использовать материалы JCCC, следует убедиться, что они будут транслировать точку зрения, соответствующую культуре ЦА. JCCC координирует действия подразделений ComCam разных родов войск. Такие подразделения могут быть ценным источником визуальной и аудиовизуальной продукции. Ещё один источник, на который стоит обратить внимание - коалиционный пресс-центр. Он может располагать возможностями, полезными для производства копий утверждённых на ТВД продуктов.
Информационная служба ВС
6-12. Информационная служба вооружённых сил (American Forces Information Service, AFIS) производит новости, тематические статьи и телерепортажи обо всех аспектах жизни вооружённых сил. В этих передачах основное место отводится мнению вышестоящего командования о жизни ВС. Новости и тематические статьи выгружаются на сайт в течении каждого дня, семь дней в неделю. Телерепортажи также ежедневно доступны на сайте и транслируются на канале Пентагона (
https://dodimagery.afis.osd.mil/).
Флот США
6-13. Специалисты PSYOP также могут использовать опыт и знания других родов войск. ВМС США имеют возможность производить аудиовизуальную продукцию благодаря наличию Тихоокеанского аудиовизуального командования (Fleet Audio-Visual Command, Pacific), Атлантического фотографического командования (Fleet Imagery Command, Atlantic), подразделениям ComCam флота, различным фильмотекам и Фотографическому командованию ВМС (Naval Imaging Command). Флот имеет возможность проводить AM/FM трансляции с кораблей на 40 км вглубь суши, а также выпускать документы, плакаты, статьи и другие материалы для PSYOP. Кроме того, самолёты РЭБ флота и КМП имеют возможность транслировать предварительно записанные файлы в формате .wav (не забываем, что руководство старое - прим. пер.) по различным каналам вещания, включая FM-радио.
ВВС США
6-14. 193 крыло специальных операций ВВС США в качестве основной задачи имеет вещание в стандартных диапазонах AM/FM, высокочастотном и ТВ, а так же в диапазонах военной связи. Шесть самолётов EC-130E/J (COMMANDO SOLO), приписанных к НГ Пенсильвании, основной задачей имеют транслирование передач PSYOP. COMMANDO SOLO приспособлены для ночных полётов и имеют оборудование для дозаправки в воздухе. Кроме того, Командование специальных операций ВВС имеет ряд самолётов, способных к радио- и телевещанию и сбросу лифлетов.
УПАКОВКА.
6-15. Последнее, на что предстоит обратить внимание при производстве продуктов PSYOP, это их упаковка для распределения и распространения. Необходимые вопросы:
- сколько отдельных подразделений будет заниматься распространением и в каких объёмах? Будет это отряд или рота PSYOP? Сколько? Какое расстояние до каждого места дислокации?
- как будет распространяться продукция? На бумаге, как видео или аудио для громкоговорителя/радиопередач?
- каким воздействиям окружающей среды будут подвергаться продукты при транспортировке? Перед отправкой специалисты PSYOP должны убедиться, что упаковка может выдержать грубое обращение, и что ярлык на ней напечатан крупными разборчивыми буквами и включает в себя указание расположения подразделения, точку встречи и номер для связи. Если продукт передаётся через интернет, то необходимо убедиться, что соблюдены все требования по безопасной передаче данных и что продукт отправляется в формате, пригодном для использования.
6-16. Размер упаковки для распространения определяется средствами распространения. Стандартная коробка для принудительного раскрытия имеет размеры 12х12х16 дюймов. Поэтому продукты, распространяемые путём принудительного раскрытия, упаковываются примерно по 25000 лифлетов в коробку.
6-17. При использовании агитационных авиабомб продукты упаковываются примерно по 30000 штук в коробку. Это позволяет сэкономить значительное количество человекочасов, поскольку каждая M129 вмещает в себя 60000 лифлетов, которых может быть несколько видов. Агитационные бомбы бывают двух типов:
- M129, вмещающая около 60000 листовок и пригодная для распространения двух и более продуктов одновременно. Лифлетная бомба M129E1/E2 сбрасывается с самолёта. Для её загрузки необходимо от двух до четырёх военнослужащих. Перед загрузкой лифлеты сворачиваются вручную. Персонал ВВС отвечает за размещение бомбы на самолёте и её постановку на боевой взвод. M129E1/E2 может использоваться только с самолётов, использующих бомбодержатели с принудительным сбросом: F-16, B-52 и F/A-18.
- PDU-5/B, представляющую из себя модифицированную кассетную MK-20 Rockeye II и предназначенную для замены M129E1/E2. Она используется для сброса с высокоскоростных машин, таких как F-16. Каждая PDU-5/B может снаряжаться около 45000 лифлетов в 20 бобинах.
---------------------------------------------------------------
Примечание: для полного снаряжения PDU-5/B лифлеты должны быть свёрнуты в 20 ровных бобин. Этот процесс требует времени и опытного персонала. Лифлеты нельзя просто сложить в PDU-5/B, как это делалось с M129E1/E2. Приложение D содержит дополнительную информацию по лифлетным бомбам и о распространении лифлетов с воздуха.
---------------------------------------------------------------
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ
6-18. Распределение - это перемещение одобренных продуктов, физическим или электронным способом, из места производства в места последующего распространения. Распределение может также включать в себя временное хранение продукции. Сроки распределения определяются во время разработки и включаются в матрицу выполнения серии. Распространение продуктов на ТВД часто заключается в использовании наземных или воздушных средств для физической доставки продукции в подразделения PSYOP, распространяющие их среди ЦА в соответствии с указаниями матрицы выполнения. Для распределения могут использоваться военные ЛА, координируемые через оперативный отдел вышестоящего штаба подразделения PSYOP. Продукты, распространяемые электронным способом, обычно передаются через SECRET Internet Protocol Router Network (SIPRNET). Использование SIPRNET облегчается глобальной системой командования и контроля (Global Command and Control System, GCCS). GCCS - мобильная и быстроразвёртываемая система распространения информации. Она состоит из двух кейсов, в которых переносится два морских спутниковых телефона M-4 компании Nera, один Panasonic Toughbook, маршрутизатор Cisco, терминал Klas-TA, коммутатор Netgear, одноканальный шифратор KIV-7, привод/резак для компакт-дисков (CD) и видеокамера Sony. GCCS предназначена для обеспечения безопасной передачи данных, голоса и видео в любой точке мира путём подключения через базовую станцию к серверу передачи информации в Форт-Брэгге, Северная Каролина. С помощью программы NetMeeting система обеспечивает возможность проведения видеоконференций. К ней можно подключить дополнительные компьютеры и телефоны, чтобы небольшая локальная сеть могла обмениваться данными по защищённому каналу.
ЧАСТИЧНОЕ РАЗВЁРТЫВАНИЕ (reachback)
6-19. Чтобы наилучшим образом использовать все имеющиеся ресурсы в Форт-Брэгге, Северная Каролина, такие как четыре стационарных цифровых печатных машины Heidelberg центра медиа-операций (Media Operations Center, MOC) 3-го батальона распространения информации, подразделения PSYOP могут использовать частичное развёртывание. Для его проведения подразделению PSYOP необходим доступ к веб-серверам 4-го POG(A), двухточечное (P2P) соединение, доступ к сети SIPRNET и несекретной сети маршрутизации интернет-протокола (NIPRNET) для передачи файлов и электронной почты, и возможность межтеатрального распространения продуктов PSYOP. Такой приём позволяет части сил PSYOP, расположенной в Форт-Брэгг, оказывать помощь передовым подразделениям в разработке, проектировании, производстве и распространении продукции. Существующие и развивающиеся технологии (как военные, так и коммерческие) позволяют при частичном развёртывании поддерживать цифровые каналы связи между Форт-Брэгг и передовыми подразделениями. Они включают в себя SIPRNET, PDS и GCCS, но не ограничиваются ими.
6-20. По возвращению часть личного состава регионального батальона PSYOP остаётся в Форт-Брэгг вместе с MOC, если того требуют задачи миссии. Они работают над долгосрочным планированием, разрабатывают продукты в соответствии с задачами, а затем предоставляют их передовым подразделениям. Развёрнутые подразделения в этом случае разрабатывают, производят и распространяют продукты, используя собственные силы или с привлечением иных гражданских и военных организаций, только для решения задач на тактическом и оперативном уровне.
КОНТРАКТНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ
6-21. Специалисты PSYOP могут использовать местные транспортные компании для доставки продуктов в различные части оперативной зоны. Так можно доставить множество журналов или плакатов. Специалисты PSYOP могут заключить контракт на перевозку партий еженедельно, каждые две недели и каждый месяц. Это позволит обеспечить распределение, не перегружая транспортную компанию и самих специалистов. Офицер по заключению контрактов решает все юридические вопросы, касающиеся оплаты, страховки и выбора транспортной компании.
6-22. Специалисты PSYOP должны стремиться к установлению связей с местными жителями, работая вместе с их военными, государственными или общественными организациями. При работе вместе с военными, если они имеются, или общественными организациями силы PSYOP смогут координировать совместные усилия по распространению продуктов в большем числе районов, которые нужно охватить, но которые превышают возможности одних подразделений PSYOP. Подобное взаимодействие позволяет установить более тесные отношения с местными жителями, и улучшает образ PSYOP в их глазах.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕСТНЫХ РЕСУРСОВ
6-23. Специалисты PSYOP должны в обязательном порядке учитывать возможности использования имеющихся местных ресурсов, будь то коммерческие поставщики, национализированные предприятия или общественные организации, для максимального охвата продуктов PSYOP в зоне ответственности. Уже имеющиеся средства радио- и телевещания могут иметь мощность и радиус действия, необходимые для охвата ЦА. В таких случаях трансляции должны начинаться немедленно, не дожидаясь развёртывания собственного оборудования PSYOP.
6-24. Общественные организации по международному праву не являются юридическими лицами, в отличии от государств, например. Исключением является Международный комитет Красного Креста, деятельность которого основана на гуманитарных положениях Женевской конвенции. ОО не связаны напрямую с каким-либо национальным правительством, но зачастую оказывают значительное влияние на социальную, экономическую и политическую жизнь страны/региона. Многие из крупнейших и наиболее значимых ОО взаимодействуют, а иногда и официально ассоциированы с межправительственными организациями, такими как ООН или Всемирный банк.
6-25. Число общественных организаций в конкретной области может быть очень различным. По оценкам последнего отчёта ООН по глобальному управлению, сейчас насчитывается почти 29000 международных ОО. Многие общественные организации в данный момент предпочитают термин «частная добровольная организация» или «частная организация по развитию». Тем не менее, «общественная организация» остаётся наиболее признанным и широко используемым обозначением. Одним из методов получения информации об ОО является поиск информации и её профилей в интернете. Некоторые из организаций, которые могут быть полезны:
- верховный комиссариат ООН по делам беженцев;
- международная целевая группа полиции (International Police Task Force, IPTF, развёрнута в Боснии и Герцеговине, представляла собой «наблюдающее» подразделение - прим. пер.);
- международная организация по миграции.
6-26. Существуют различные типы ОО, действующие в различных сферах. Специалисты PSYOP должны тщательно изучить ОО, до того как устанавливать контакт с ней. Агентство по международному развитию (USAID) будет лучшим источником информации об ОО. Каждый год оно публикует отчёт под названием "Программы добровольной иностранной помощи" (Voluntary Foreign Aid Programs). Командир подразделения PSYOP может получить его в вышестоящем штабе или у представителя USAID в посольстве США. USAID постоянно обновляет базу общественных организаций, зарегистрированных в агентстве.
РАСПРОСТРАНЕНИЕ
6-27. Распространение - это фактическая доставка сообщения PSYOP до ЦА. Раздача листовок при личном общении, расклейка плакатов, вещание через громкоговорители, распространение лифлетов в одном из районов города - всё это примеры распространения продукции. Лучше всего проводить распространение сразу несколькими путями. Радио- и телепередачи, громкоговорители и листовки используются во всём мире для распространения продуктов PSYOP. Также сюда входят интернет и высокобюджетные рекламные ролики для ТВ.
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РАСПРОСТРАНЕНИЕ
6-28. В сегодняшнюю информационную эпоху всё большее значение принимает распространение информации практически в режиме реального времени. Информация, а иногда её сокрытие - это сила. После выбора аргументов и транслируемых сообщений PSYOP командир подразделения PSYOP должен решить, как наиболее эффективно донести их до ЦА. Государство или организация, способные эффективно контролировать информацию и управлять ею, особенно с целью влияния на восприятие конкретных ЦА, будет наиболее могущественным.
6-29. С помощью анализа ЦА специалисты PSYOP определяют наиболее эффективные средства распространения информации. Тщательно учитывая влияние всех факторов и в полной мере используя все средства доставки, подразделения PSYOP могут эффективно распространять свои продукты. На распространение могут повлиять следующие факторы:
- политические;
- военные;
- физические (география и погода);
- возможности противника по противодействию;
- уровень понимания выбранных средств со стороны ЦА;
- коммуникационная инфраструктура;
- доступность средств распространения;
- доступность и достоверность медиа.
СРЕДСТВА РАСПРОСТРАНЕНИЯ
6-30. Специалисты PSYOP имеют в своём арсенале множество средств для распространения утверждённых визуальных, аудио- и аудиовизуальных продуктов среди ЦА в необходимом месте. Сюда входят:
- десантируемые, автомобильные или переносные (ранцевые) громкоговорители;
- агитационные авиабомбы;
- портативные AM-передатчики;
- портативные FM-передатчики;
- медиасистема специальных операций-B (Special Operations Media System-B).
---------------------------------------------------------------
Примечание: «Psychological Operations Handbook: Equipment Types, Specifications, and Capabilities» содержит конкретную информацию о данном оборудовании. По мере поступления на вооружение новых образцов информация обновляется.
---------------------------------------------------------------